Порассуждаем: какой должен быть мобильный клиент для бизнес-приложений?


2016-03-26-1

Время стало дорогим ресурсом, который мы стремимся использовать максимально эффективно, работаем в пути на работу, решаем срочные вопросы по телефону, принимаем решения на ходу. Мобильные приложения стремительно вошли в нашу жизнь и изменили привычные методы работы. Чтобы организовать совместную работу, необходим надежный отказоустойчивый сервис, поэтому большинство поставщиков облачных сервисов корпоративного уровня предлагают специализированные мобильные приложения, которые позволяют обеспечить быстрый обмен информацией между сотрудниками, достоверность и своевременность отчётности, минимум непродуктивных расходов времени.

Не так давно на облачные сервисы обращали внимание лишь редкие компании-пионеры, теперь большинство компаний получают выгоду от сотрудничества с облачными провайдерами и решают с помощью облачных сервисов проблему с доступом к корпоративной информации удаленных или мобильных сотрудников. Если ранее пользовательское программное обеспечение выбирала и поддерживала ИТ-служба компании, то теперь приложения предоставляют облачные сервисы и в большинстве случаев эти приложения можно установить на мобильные устройства: ноутбуки, планшеты и смартфоны.

Непосредственным пользователем мобильного приложения является конкретный сотрудник. Приложение должно быть удобно в первую очередь для него. Неудобное приложение быстро потеряет популярность среди сотрудников организации.

Популярность мобильных приложений зависит от многих факторов, но установку бизнес-приложения на персональное устройство обуславливает один – необходимость регулярного доступа к актуальной информации.

Вершину рейтинга популярных магазинов приложений (https://play.google.com/store/apps/top, http://www.apple.com/ru/itunes/charts/free-apps/,https://www.microsoft.com/ru-ru/store/top-free/apps/mobile) занимают мобильные приложения, которые имеют схожую функциональность  и решают пять основных задач:

  • Моментальный доступ к необходимой и актуальной информации, отображаемой в удобном виде.
  • Возможность использования приложения в offline режиме.
  • Интеграция со стандартным программным обеспечением мобильного устройства.
  • Защита информации от несанкционированного доступа.
  • Получение информации развлекательного характера.

2016-03-26-2

Важно учесть, что корпоративный облачный сервис должен предоставить не только удобное и функциональное мобильное приложение, но и возможность ИТ-службе компании централизовано управлять и настраивать приложения на устройствах пользователей.

Удобство для пользователей

Мобильное приложение, решающее хотя бы одну и рассмотренных выше задач, станет популярным среди пользователей.

Доступ ко всем документам организации в удобном для прочтения виде

Нельзя предугадать, какой отчет или рабочий документ понадобится на деловой встрече или в командировке, поэтому нужен постоянный доступ к контенту. Также для повышения удобства просмотра документов можно использовать сторонние средства просмотра документов, либо разрабатывать собственный визуальный редактор.

Обеспечение работы при нестабильном канале связи и работа в offline режиме

Для беспроводных линий связи характерны кратковременные разрывы связи. На качество связи влияют всевозможные помехи, ограниченность зоны обслуживания сети и т.д. Поэтому мобильное приложение должно предоставить пользователю возможность работы с заранее скаченными на мобильное устройство данными. Если приложение предполагает отправку сообщений, то при отсутствии канала связи отправляемые сообщения должны образовывать очередь и автоматически отправляться адресату при появлении стабильного канала связи.

Интегрируемость со стандартным набором программных средств мобильного устройства

Интеграция номеров контактов в мобильном приложении с номеронабирателем, email-адресов с почтовым клиентом, URL-ссылок и браузера существенно повысит удобство использования мобильного приложения, устранит рутинные операции.

Обеспечение досуга

Достаточно добавить в мобильное приложение информацию о погоде, о текущей стоимости валют, список последних корпоративных новостей, и у сотрудника появится дополнительный стимул обратиться к мобильному приложению.

Удобство для управления приложениями

2016-03-26-3

Ограничение доступа к информации

Приложения, которые обеспечивают доступ к какой-либо ограниченной для распространения информации, обычно имеют средства защиты от несанкционированного доступа. Как правило, это пароль либо сертификат безопасности.

Для корпоративных систем требуются более серьезные меры безопасности, в том числе шифрование данных, удаление сохраненных на мобильном устройстве документов по команде с ИТ-службы. Мобильное устройство имеет небольшой размер и может быть либо украдено, либо потеряно. Данные в таком случае не должны попасть к злоумышленнику.

Автоматическая установка критичных обновлений

Важно, чтобы мобильное приложение корпоративного облачного сервиса сохраняло актуальность как можно дольше. Поэтому требуется, чтобы для приложения публиковались регулярные обновления.

Сбор статистической информации

Невозможно правильно развивать приложение, а также управлять процессом внедрения и поддержки приложения внутри организации, не получая статистическую информацию об использовании приложения пользователями. Однако собираемая информация должна носить исключительно обезличенный характер.

Заглянем в ближайшее будущее

Прослеживается тенденция повсеместного внедрения облачных сервисов, смартфоны и планшеты постепенно вытесняют ноутбуки и системные блоки, повышается функциональность и удобство использования мобильных приложений.

Корпоративные мобильные приложения преимущественно используют те сотрудники, чья работа связана с частыми разъездами, однако в настоящее время прослеживается тенденция, когда сотрудники, работающие исключительно в офисе устанавливают корпоративные мобильные приложения на собственные мобильные устройства.  Сотрудники хотят использовать на работе те же устройства, что и в личной жизни. Основная причина такой тенденции заключается в том, что сотрудники хотят самостоятельно решать, как, где и когда и с помощью какого устройства выполнять свою работу, иметь возможность переключаться с личных дел на рабочие в любое время. Иными словами, современный работник интеллектуального туда фактически всегда присутствует на работе.

Эта тенденция будет способствовать более активному развитию облачных сервисов, предоставляющих удобные и функциональные мобильные приложения. Изменения также сильно коснуться ИТ-служб. Рост числа мобильных устройств и объема трафика повлияют на ИТ-бюджет, существенно изменится принцип поддержки конечных пользователей. Наибольшее внимание пользователей и ИТ-служб внимание будет направлено на успешное выполнение рабочих задач, прочие второстепенные вопросы отойдут на второй план.

Продолжение следует…