Гбц, что это такое в машине и для чего предназначено?
Содержание:
- Ремонт трещин головки блока цилиндров
- Назначение головки блока цилиндров
- Что такое ГБЦ в автомобиле
- Каким нагрузкам подвергается ГБЦ во время работы двигателя?
- Техническое обслуживание и диагностика
- Коротко о прокладках ГБЦ
- Прайс-лист
- С нами сотрудничают
- Уплотнение газового стыка
- Какая прокладка ГБЦ лучше: правила выбора
- Конструктивное исполнение
- О смешивании масла и антифриза
- Коротко о прокладках ГБЦ
- Виды гильз и их особенности
- Что может привести к поломке ГБЦ
- Конструктивные особенности
Ремонт трещин головки блока цилиндров
Существуют разные способы ремонта ГБЦ и каждый из них имеет свои плюсы и минусы.
Наиболее качественным и эффективным считается сварка трещин. Для ремонта используется специальный материал, который по своему составу близок к составу ГБЦ, способен выдерживать высокую температуру и обладает стойкостью к расширению во время нагрева и охлаждения. Сварка трещины в головке блока производится после тщательной подготовки места повреждения. Оно зачищается и углубляется для того, чтобы шов имел больший контакт сцепления с телом блока. Канавку расширяют до 6-8 мм в глубину и в ширину. После этого ГБЦ нагревают 200-250 °C, это необходимо для того, чтобы снизить напряжения в металле, а также избежать растрескивания шва при остывании и повторном нагреве. Сварка производится либо с использованием газовой горелки, либо при помощи аргонно-дуговой сварки. По завершению работ шов следует зачистить, а также произвести фрезеровку и полировку. После место ремонта снова подвергается проверке и по его результатам головка либо устанавливается на место, либо подвергается повторному ремонту.
Преимущество такого ремонта в его надежности, шов получается очень прочным, а новые трещины больше не возникают. Недостаток данного способа ремонта в том, что сварка есть не у всех, к тому же такой ремонт будет стоить намного дороже по сравнению с альтернативными.
Менее эффективные способы ремонта трещин — холодная сварка и установка штифтов
Первый вариант предусматривает обработку места повреждения, углубления трещины для лучшего контакта после чего на трещину наносится слой холодной сварки. После остывания место обрабатывается напильником, болгаркой или специальными насадками на дрель.
Установка штифтов. Принцип ремонта данным способом заключается в рассверливании места трещины и установки по всей ее длине медных штифтов. Каждый последующий штифт должен идти внахлест предыдущего таким образом, чтобы перекрыть стык полностью. После кончики подрезаются, но не до конца, торчащие остатки медных штифтов расклепываются молотком, образуя сплошной шов. При необходимости улучшить эффект можно при помощи эпоксидки или холодной сварки.
Плюсы такого ремонта в бюджетности и простоте выполнения. Заклеить трещину в ГБЦ холодной сваркой может каждый, для этого не нужно иметь какого-то спец. оборудования или навыков. Недостатки двух последних способов в том, что шов получается не таким прочным, как в случае со сваркой.
Обязательно посмотрите видео о том, как найти и устранить трещину в головке блока
Текст: savemotor.ru
Назначение головки блока цилиндров
В головке сделано много технических отверстий и полостей, благодаря чему деталь выполняет множество разных функций:
- Со стороны капанной крышки сделаны крепления для установки распределительного вала (о назначении и особенностях этого элемента читайте в отдельном обзоре). Благодаря этому обеспечивается оптимальное распределение фаз грм в соответствии с тактом, который выполняет поршень в конкретном цилиндре;
- С одной стороны в головке имеются каналы впускного и выпускного коллекторов, которые фиксируются на детали гайками и шпильками;
- В ней сделаны сквозные отверстия. Одни предназначены для крепежа элемента, другие – для установки впускных и выпускных клапанов. Там же имеются свечные колодцы, в которые вкручиваются свечи (если мотор дизельный, то в эти отверстия вкручиваются свечи накала, а рядом с ними сделан еще один тип отверстий – для установки топливных форсунок);
- Со стороны блока цилиндров в районе верхней части каждого цилиндра сделано углубление. В собранном двигателе эта полость – камера, в которой смешивается воздух с топливом (модификация непосредственного впрыска, у всех остальных вариантов двигателей ВТС формируется во впускном коллекторе, который также закреплен на головке) и инициируется его сгорание;
- В корпусе ГБЦ сделаны каналы для циркуляции технических жидкостей – тосола или антифриза, обеспечивающихо охлаждение двс и масла для смазки всех подвижных деталей агрегата.
Что такое ГБЦ в автомобиле
Поскольку мы уже рассказали, как дословно расшифровывается аббревиатура ГБЦ, осталось упомянуть, что головка БЦ – это верхняя часть самого блока, и это следует из названия узла. Она выполняет множество функций, полный перечень которых может варьироваться в широких пределах в зависимости от типа самого мотора. Перечислим основные задачи, выполняемые головкой БЦ:
- мы уже упоминали о защитной функции. Она возлагается на крышку ГБЦ, прикрывающую внутренности двигателя. В ней же обычно расположена маслозаливная горловина, через которую осуществляется заправка двигателя смазочной жидкостью. Чтобы крышка крепилась к самой головке герметично, используется резиновая прокладка, которая в состоянии выдержать большое количество циклов монтажа/демонтажа;
- ещё одна прокладка устанавливается между БЦ и головкой, и её задача идентична – обеспечение идеальной герметичности. Но изготавливается она из мягких материалов типа паронита, поэтому сильно деформируется и является одноразовой. И если предполагается демонтаж головки, замена прокладки осуществляется в любом случае;
- ГБЦ является базовым элементом для размещения деталей газораспределительного механизма;
- здесь же располагаются компоненты топливной системы;
- головка БЦ отвечает и за формирование оптимальных газодинамических параметров выхлопа, за отвод продуктов сгорания ТВС;
- ГБЦ обеспечивает герметичность камеры сгорания;
- в ней же расположены элементы магистрали системы смазки ГРМ.
Из всего вышесказанного следует, что ГБЦ в машине – это геометрически достаточно сложный элемент, предусматривающий наличие множества полостей и отверстий. Изготавливается он методом литья, после которого вся деталь подвергается процессу, называемому искусственным старением. Эта процедура позволяет купировать проявления остаточного напряжения, сформировавшегося в результате литья. Если СА однорядный (все цилиндры расположены по одной линии строго в ряд), в нём присутствует одна головка. V-образные моторы характеризуются наличием двух головок, по одной на каждый ряд. Обычно нижняя часть головки БЦ имеет чуть большую ширину для обеспечения более герметичного соединения с блоком цилиндров. Конструкция головки с расположением клапанов в нижней части более проста, чем при верхнем расположении. Словом, конструктивных особенностей у этой детали хоть отбавляй, и каждая модель характеризуется своим набором достоинств и недостатков.
Каким нагрузкам подвергается ГБЦ во время работы двигателя?
Во время работы мотора головка подвергается таким нагрузкам:
- Большой разнице температур;
- Давления отработанных газов;
- Серьезным механическим воздействиям.
Во время сгорания топлива в различных участках головки перепады температур могут достигать до нескольких сотен градусов. Например, в районе камеры сгорания разогрев металла может быть около 300 градусов. Там же, где находятся каналы системы охлаждения, температура будет находиться в районе 90-95 градусов.
То же самое можно сказать и о давлении газов, образующихся при сгорании топлива. Неравномерные нагрузки, воздействующие на различные части ГБЦ, могут приводить к деформации металла. Чтобы предотвратить подобное результата к ГБЦ предъявляют особые требования, в частности:
- Высокая прочность конструкции;
- Длительный срок службы;
- Строго выверенные размеры камеры сгорания и каналов;
- Хорошая герметизация газовых стыков;
- Простота конструкции, что позволяет осуществлять необходимый ремонт;
- Минимальная масса и размеры.
Техническое обслуживание и диагностика
Как известно, все механизмы транспортного средства рано или поздно будут нуждаться в диагностике и техническом обслуживании. В этом случае ГБЦ не является исключением. Первоочередной задачей любого автомобилиста в этом вопросе является периодическая диагностика тех компонентов головки, которые нуждаются в этом больше всего. В частности, тех, которые подвержены наибольшим нагрузкам.
Речь идет о:
- работоспособности клапанов;
- проверке работоспособности сальников клапанов;
- сальников распределительного шкива;
- и, разумеется, самой прокладке ГБЦ.
может стать причиной появления масла в охлаждающей жидкости. И наоборот — попадании антифриза в масляную систему. В результате попадания масла в охладительную систему антифриз будет бурлить (но не кипеть), что приведет к троению двигателя, а со временем — невозможности его запуска. При это хладагент будет выходить из расширительного бачка, а датчик температуры мотора на приборной панели будет показывать кипение двигателя. В свою очередь, попадание хладагента станет причиной заливания свечей зажигания, о чем можно будет догадаться, выкрутив свечку и оценив ее состояние.
В целом на выход из строя элементов головки и на их корректную работу влияют многие факторы, но большинство из них касаются своевременной диагностики и ремонта. Даже такая мелочь, как (неправильный момент затяжки или несоблюдение порядка) может стать причиной деформации головки, что может привести и к поломке двигателя.
Для чего проводятся ремонтные работы? Есть множество случае, когда снятие головки неизбежно.
Это:
- необходимость расточки цилиндров;
- необходимость опрессовки втулок клапанов или их седел;
- выход из строя клапанов, что подразумевает необходимость их замены или ремонта;
- отшлифовка седел или работы по их доработке;
- ;
- необходимость замены прокладки головки (если она пробита или пропускает);
- или же при надобности заделывания микротрещин (эта операция может проводиться и без демонтажа ГБЦ).
Загрузка …
Так или иначе, но все работы по ремонту и диагностике данного узла должны осуществляться при соблюдении рекомендаций и указаний от производителя вашего транспортного средства. Если вы, не имея знаний и опыта, попытаетесь сделать что-либо самостоятельно и у вас это не получится, то это чревато полной поломкой всего мотора. Наиболее опасным в этом плане является монтаж втулок клапанов. Эта процедура должна осуществляться при нагретой головке, при этом сами монтируемые элементы должны быть холодными, а не нагретыми. Только так можно будет обеспечить надежное натяжение в соединении после того, как температура узла стабилизируется.
Также конструкция ГБЦ позволяет осуществить и замену втулок шкива привода маслонасоса. Данный процесс должен осуществляться методом выпрессовки уже отработавших свой ресурс эксплуатации втулок и монтажа новых компонентов.
В целом в домашних условиях есть возможность заниматься этими работами. Но при том условии, если вы понимаете, что делаете и чем это может быть чревато. Разумеется, в этом случае речь не идет о тех работах, для осуществления которых понадобится термическое или высокоточной оборудование. Но и это возможно только тогда, когда у вас есть определенные знания. Не имея опыта, даже самый новый и высокотехнологичный инструмент не имеет никакой пользы.
Коротко о прокладках ГБЦ
Раз уж речь зашла о герметичности, то остановимся и рассмотрим этот параметр. При монтаже головки к БЦ необходимо четко соблюдать технологию, о чем мы вскользь упомянули выше
Перед монтажом важно подобрать правильную прокладку, которая сделает соединение герметичным и более надежным. Технологии не стоят на месте и сегодня на рынке автомобильных комплектующих имеются прокладки головки блока цилиндров аж трех разновидностей
Ключевым является материал прокладки:
- Металл. Прокладка из металла (листовая медь + сталь) может похвастать долговечностью, высокой прочностью. В ней равномерно распределяются нагрузки, а в случае специфических БЦ предусматриваются зоны с дополнительными элементами для уплотнения. Это классическая «одноразовая» прокладка;
- Асбест. Несмотря на то, что основным материалом такой прокладки является асбест, металлические элементы в ней тоже есть. Асбест отличается упругостью и впечатляющей огнестойкостью. Материал теряет свойства при длительной эксплуатации, а также отличается чувствительностью как к вибрациям, так и резким перепадам температур;
- Композитные материалы. Композитные прокладки чаще называют безасбестовыми. Материалы: синтетическое волокно и каучук. Такие прокладки упругие, эластичные, долговечные, а также не боятся перепадов температур, коррозии и имеют высокие электроизоляционные свойства. Кроме того, изготовление безасбестовых прокладок не оказывает серьезного влияния на экологию, чем не может похвастать технология изготовления прокладок из асбеста.
На данный момент лучшим считаются безасбестовые прокладки ГБЦ. Их недостатком является разве что высокая цена, а отдельных случаях и низкая доступность в местных магазинах автозапчастей. Но не стоит думать, что даже лучшая прокладка не может выйти из строя. На эксплуатационный ресурс влияет и соблюдение технологии монтажа головки, и нормальная работа помпы, термостата, отсутствие накипи в системе охлаждение, а также заправка автомобиля качественным топливом, правильная регулировка агрегата.
Прайс-лист
Цены действительны с 1 апреля 2021 года
Скачатьпрайс-лист
Работы с ГБЦ (отечественное производство)
Наименование услуги |
Ед. изм. |
Легковые, руб. |
Грузов. до 70 кг, руб. |
Грузов. выше 70 кг, руб. |
---|---|---|---|---|
Установка резьбовой втулки |
шт. |
300 руб. |
380 руб. |
470 руб. |
Замена свечного отверстия |
шт. |
710 руб. |
1 050 руб. |
1 100 руб. |
Замена МСК |
шт. |
65 руб. |
65 руб. |
65 руб. |
Замена стаканов форсунок ЯМЗ-238 |
шт. |
— |
660 руб. |
660 руб. |
Замена стаканов форсунок ЯМЗ-236 |
шт. |
— |
660 руб. |
660 руб. |
Снятие патрубков |
шт. |
150 руб. |
200 руб. |
225 руб. |
Шлифовка фаски клапана с очисткой |
шт. |
110 руб. |
130 руб. |
165 руб. |
Шлифовка торца клапана |
шт. |
66 руб. |
110 руб. |
110 руб. |
Фрезеровка ГБЦ по плоскости с форкамерами |
цил. |
700 руб. |
— |
— |
Фрезеровка ГБЦ съем более 0.4 мм |
цил. |
330 руб. |
860 руб. |
860 руб. |
Фрезеровка ГБЦ паралл. дизель |
цил. |
250 руб. |
660 руб. |
660 руб. |
Фрезеровка ГБЦ паралл. бензин AL |
цил. |
250 руб. |
420 руб. |
550 руб. |
Установка форсунок дизеля |
шт. |
110 руб. |
200 руб. |
200 руб. |
Установка термоиндикатора |
шт. |
150 руб. |
150 руб. |
150 руб. |
Удаление сломанных шпилек |
шт. |
550 руб. |
550 руб. |
550 руб. |
Снятие форсунок дизеля |
шт. |
165 руб. |
270 руб. |
300 руб. |
Ремонт резьбового отверстия |
шт. |
550 руб. |
880 руб. |
1 100 руб. |
Мойка предварительная 5-6 цил. |
шт. |
880 руб. |
990 руб. |
1 100 руб. |
Мойка предварительная 3-4 цил. |
шт. |
550/220 руб. |
550/220 руб. |
550 руб. |
Рассухаривание клапана |
шт. |
45 руб. |
55 руб. |
65 руб. |
Засухаривание с заменой МСК |
шт. |
110 руб. |
165 руб. |
165 руб. |
Обработка седла профильным резцом на станке AZ VV-80 |
шт. |
165 руб. |
220 руб. |
220 руб. |
Замена седла без обработки |
шт. |
440 руб. |
550 руб. |
770 руб. |
Замена седла с обработкой |
шт. |
550 руб. |
1 100 руб. |
1 100 руб. |
Замена направляющей втулки с разворачиванием под клапан |
шт. |
130 руб. |
220 руб. |
220 руб. |
Замена заглушек |
шт. |
330 руб. |
440 руб. |
550 руб. |
Дефектовка клапана |
шт. |
55 руб. |
75 руб. |
180 руб. |
Выворачивание шпилек |
шт. |
55 руб. |
55 руб. |
55 руб. |
Наименование услуги |
Ед. изм. |
Цена, руб. |
---|---|---|
А-01 |
цил. |
3 080 руб. |
А-41 |
цил. |
3 080 руб. |
ВАЗ |
цил. |
1 320 руб. |
ГАЗ |
цил. |
1 650 руб. |
Д-160 |
цил. |
2 750 руб. |
Д-65 |
цил. |
1 650 руб. |
ЗиЛ |
цил. |
1 650 руб. |
ЗМЗ-402 |
цил. |
1 320 руб. |
ЗМЗ-405 |
цил. |
1 320 руб. |
ЗМЗ-406 |
цил. |
1 320 руб. |
ЗМЗ-407 |
цил. |
1 320 руб. |
КаМАЗ |
шт. |
1 100 руб. |
ММЗ-245 |
цил. |
1 650 руб. |
СМД |
цил. |
1 650 руб. |
Тракторные и их аналоги |
цил. |
1 650 руб. |
ЯМЗ-236 |
цил. |
3 080 руб. |
ЯМЗ-238 |
цил. |
3 080 руб. |
ЯМЗ-7511 (общие) |
цил. |
3 080 руб. |
ЯМЗ-7511 (раздельные) |
шт. |
1 100 руб. |
ЯМЗ-840 |
шт. |
1 100 руб. |
Работы с ГБЦ (иномарки)
Наименование услуги |
Ед. изм. |
Легковые, руб. |
Грузов. до 70 кг, руб. |
Грузов. выше 70 кг, руб. |
---|---|---|---|---|
Замена стакана форсунки ЯМЗ-650 |
шт. |
— |
— |
1 650 руб. |
Установка резьбовой втулки |
шт. |
330 руб. |
420 руб. |
485 руб. |
Замена МСК |
шт. |
150 руб. |
150 руб. |
150 руб. |
Снятие патрубков |
шт. |
200 руб. |
255 руб. |
300 руб. |
Шлифовка фаски клапана с чисткой |
шт. |
165 руб. |
165 руб. |
220 руб. |
Шлифовка торца клапана |
шт. |
80 руб. |
90 руб. |
100 руб. |
Фрезеровка чугун |
цил. |
660 руб. |
770 руб. |
970 руб. |
Фрезеровка AL |
цил. |
550 руб. |
750 руб. |
970 руб. |
Установка термоиндикатора |
шт. |
155 руб. |
155 руб. |
155 руб. |
Удаление сломанных шпилек |
шт. |
550 руб. |
660 руб. |
770 руб. |
Проверка вакуум-тестером сопряжения «седло-клапан» |
шт. |
45 руб. |
45 руб. |
45 руб. |
Ремонт свечного отверстия |
шт. |
1000 руб. |
1000 руб. |
— |
Ремонт резьбового отверстия |
шт. |
450 руб. |
500 руб. |
550 руб. |
Разворачивание направляющей втулки |
шт. |
110 руб. |
110 руб. |
135 руб. |
Мойка предварительная 5-6 цил. |
шт. |
550 руб. |
660/220 руб. |
880 руб. |
Мойка предварительная 3-4 цил. |
шт. |
330 руб. |
550/220 руб. |
550 руб. |
Рассухаривание клапана |
шт. |
80 руб. |
110 руб. |
110 руб. |
Засухаривание с заменой МСК |
шт. |
110 руб. |
155 руб. |
155 руб. |
Обработка седла профильным резцом на станке AZ VV-80 |
шт. |
200 руб. |
220 руб. |
255 руб. |
Замена седла с обработкой |
шт. |
1 100 руб. |
1 210 руб. |
1 430 руб. |
Замена седла без обработки |
шт. |
880 руб. |
1 100 руб. |
1 100 руб. |
Замена направляющей втулки |
шт. |
220 руб. |
330 руб. |
330 руб. |
Замена заглушек |
шт. |
600 руб. |
825 руб. |
940 руб. |
Доработка направляющей втулки |
шт. |
220 руб. |
165 руб. |
275 руб. |
Дефектовка клапана |
шт. |
80 руб. |
90 руб. |
90 руб. |
Выворачивание шпилек |
шт. |
300 руб. |
300 руб. |
330 руб. |
Опрессовка головок блока цилиндров
ГБЦ двигателя |
Единица измерения |
Легковые,руб. |
Грузовые,руб. |
---|---|---|---|
Теплообменник |
шт. |
1 100 руб. |
2 200 руб. |
ГБЦ 4-6 цил. (рядные) |
цил. |
— |
1 650 руб. |
ГБЦ (крупногабаритные) |
цил. |
— |
1 650 руб. |
ГБЦ (чугун) |
цил. |
650 руб. |
1 100 руб. |
ГБЦ (алюминий) |
цил. |
550 руб. |
1 100 руб. |
С нами сотрудничают
-
Мосводосток
-
Автокомбинат им. Краузе
-
МосАвтоДор
-
ТулаАвтоДор
-
ОГУП «Волгоградавтодор»
-
АО «МосТоТрест-Сервис»
-
ФГУП «Пойма»
-
ГБУ «Жилищник»
-
ПАО «Мостотрест»
-
МТФ-завод «МОКОН»
-
АО «ФЦНИВТ «СНПО «ЭЛЕРОН»
-
Агрохолдинг «РУСМОЛОКО»
-
ООО «ТУЛАМАШАГРО»
-
АО «МИСК»
-
ООО «ССК «ГАЗРЕГИОН»
-
АО «ГАЗСТРОЙ»
-
ПАО «ГОФРОН»
-
ФСК «Мостоотряд-47»
-
СТФ «Мостоотряд-99»
-
АО «Шаховский ДСК»
-
АО «Озеры-молоко»
Схема проезда
Уплотнение газового стыка
Герметичность уплотнения газового стыка (т.е. стыка между блоком и головкой) имеет большое значение для любого силового агрегата. Если ее не обеспечить, топливная смесь сгорит не полностью, упадет мощность и будут проблемы с запуском. Кроме того, работа двигателя окажется чрезмерно шумной, ускорится его износ.
Достижение полной герметичности обеспечивается установкой прокладки. В настоящее время применяются уплотнения трех типов:
- Металлические. Они сделаны из листовой меди и стали. Это очень прочные и долговечные изделия. Нагрузки распределяются равномерно. Если блок цилиндров специфический, то в прокладке имеются дополнительные уплотняющие элементы.
- Асбестовые. Помимо указанного материала, в их структуре есть и металлические элементы. Основные преимущества: большая огнестойкость и упругость. Недостатки: не «любит» температурные скачки и вибрацию. При длительном использовании теряет свойства.
- Из композитных материалов, т.н. «безасбестовые». Сделаны из каучука и синтетического волокна. Это эластичные и упругие изделия, с большим сроком службы. Коррозии и резких температурных перепадов они не боятся. Хорошие электроизоляторы. Экологичны. Недостатки: дорогие, на периферии не всегда есть в продаже. На сегодняшний день считаются самыми лучшими.
Все прокладки одноразовые. Использовать данные изделия повторно нельзя, даже если они выглядят неповрежденными. Причина в том, что полная герметичность не обеспечивается при установленном моменте затяжки. Болты заворачиваются от центральных к крайним. Прокладку надо менять в чистой обстановке, чтобы в камеру сгорания не попала стружка, пыль и т.п. При покупке такой детали надо брать оригиналы, желательно известных производителей.
Если во время ремонта двигателя планируется замена ГБЦ, то специалисты советуют купить данный узел в сборе. Как показывает практика, установка деталей от различных производителей впоследствии оборачивается проблемами в работе.
Какая прокладка ГБЦ лучше: правила выбора
При выборе прокладки ГБЦ необходимо ориентироваться на следующие критерии: стойкость к коррозии, высоким температурам, давлению и сроку эксплуатации. Выше мы рассматривали виды таких изделий. Теперь подробнее остановимся на их особенностях.
Металлические
Прокладки ГБЦ, изготовленные из металла, пользуются высокой популярностью у автовладельцев.
Их преимущества:
- повышенная прочность;
- равномерность нагрузки;
- большой срок службы;
- наличие уплотнительных элементов, защищающих от разгерметизации.
Металлические изделия рекомендуется применять на машинах с турбиной или оборудованных форсированными моторами.
Асбестовые
Прокладки на основе асбеста пользуются большим спросом у автовладельцев.
Их преимущества:
- Стойкость к высокой температуре.
- Доступная стоимость.
- Небольшая усадка.
- Наличие металлических элементов в местах, где это необходимо.
Из минусов:
- Ухудшение качества при продолжительном применении.
- Чувствительность к вибрациям и температурным скачкам.
- Опасность асбеста для здоровья (больше актуально для людей, участвующих в производстве).
Безасбестовые
К этой категории относятся изделие, изготавливаемые из современных композитных материалов.
Они имеют ряд преимуществ:
- Почти полное отсутствие усадки.
- Долгий срок службы.
- Эластичность, гарантирующая хорошее прилегание к поверхности.
- Стойкость к высокой температуре.
- Отсутствие боязни перепадов давления.
- Усиление основных участков металлическими компонентами.
Важно учесть, что ресурс прокладки ГБЦ зависит не столько от материала, сколько от правильности установки. Если не попасть в усадочное место, проблемы будут даже с самым дорогим изделием, поэтому к такому вопросу необходимо подходить со всей ответственностью
Главным признаком неправильной установки является ее быстрое повреждение и появление признаков, которые упоминались в начале статьи.
На дизельных двигателях неправильный монтаж может проявиться стуком поршневой системы из-за того, что движущийся элемент задевает край прокладки.
Конструктивное исполнение
Узел полностью приобрёл тот вид, в котором он существует сегодня на большинстве автомобилей. Головка блока теперь включает в себя:
- камеру сгорания, иногда очень причудливой формы для максимальной оптимизации процесса горения с точки зрения экономичности и мощности;
- свечу зажигания, обычно одну на цилиндр, хотя эксперименты с парой свечей продолжаются;
- весь набор клапанов, от двух до пяти на цилиндр;
- механизмы регулировки клапанных зазоров, от самых простых — в виде подбираемых по толщине толкателей, до гидравлической компенсации за счёт нагнетания в толкатель масла под давлением;
- распределительные валы, вращающиеся в отлитых в материале головки постелях, смазываемые под давлением из общей системы смазки двигателя;
- фазорегуляторы или фазовращатели на торцах распредвалов, служащие для регулирования момента срабатывания клапанов в зависимости от оборотов;
- иногда довольно сложные системы управления высотой подъёма клапанов, улучшающие работу при частичных нагрузках;
- свечные колодцы, отлитые в ГБЦ между распредвалами, поскольку свечи сейчас стоят очень глубоко из-за выросших размеров узла.
Головку обычно отливают из алюминиевого сплава, поскольку он при малой плотности, а значит и массе, имеет тот же коэффициент теплового расширения, что и чугун со сталью. Хотя встречаются и чугунные головки, массивно, но очень надёжно.
В алюминий обработанной отливки запрессовываются направляющие клапанов, сделанные из стали или латуни, а также чугунные гнёзда под клапанные тарелки. Эти детали можно заменять по мере износа.
К сожалению, этого нельзя сказать про подшипники распредвалов, которые просто проточены в сплаве, без применения сменных вкладышей. Подразумевается, что головка должна меняться в сборе, а цена вопроса разработчиков не очень волнует.
Весь узел снабжён фланцами, на которые через шпилечное крепление устанавливаются впускные и выпускные коллекторы. В последнее время наметилась тенденция и эти детали также интегрировать в тело ГБЦ, что делает её ещё более сложной и дорогой, хотя незначительно улучшает экологические характеристики двигателя.
Конструктив ГБЦ очень сильно влияет на мощностные характеристики двигателя. Этому способствуют размеры и плавность аэродинамических линий впускных и выпускных каналов, а также общее сечение тарелок клапанов и форма камеры сгорания. Поэтому доработка головки, если это не было сделано при конструировании, является одним из самых главных направлений при тюнинге двигателей.
О смешивании масла и антифриза
Появление антифриза в масле или наоборот — один из главных признаков пробитой ГБЦ-прокладки. При этом нарушается работа сразу двух систем: смазки и охлаждения.
В дальнейшем могут деформироваться кольца и поршни, а эффективность двигателя существенно снизится. Ездить на автомобиле при такой неисправности нельзя — лучше сразу отправиться в автосервис для ремонта.
При смешивании масла и антифриза могут иметь место и иные последствия:
- забивание элементов системы охлаждения маслом, что уменьшает эффективность их работы;
- повреждение резиновых или пластиковых элементов системы охлаждения (СО);
- перегрев мотора даже в холодную погоду и уменьшение ресурса его работы и т. д.
Из-за смешивания двух составов появляется желтоватая эмульсия. Ее появление требует не только замены прокладки ГБЦ, но и выполнение других ремонтных мероприятий. Обязательно чистится СО, поддон и каналы, по которым течет смазывающая жидкость.
Наиболее неприятным последствием попадания масла в антифриз является клин двигателя. Это происходит из-за появления ржавчины на стенках цилиндров. Проблема особенно актуальна на дизельных двигателях.
Во время остывания мотора охлаждающая жидкость попадает в камеру сгорания, а при последующем пуске ее уже не хватает в СО. Если не отследить этот момент на панели приборов, то силовой агрегат может заклинить.
Дополнительный минус — повышенное образование сажи, которая в дальнейшем оседает на элементах двигателя. Сильней всего страдает масляный фильтр, требующий замены. Но выполнять эту работу можно лишь после устранения причины протечки (в нашем случае установки новой прокладки ГБЦ).
Коротко о прокладках ГБЦ
Раз уж речь зашла о герметичности, то остановимся и рассмотрим этот параметр. При монтаже головки к БЦ необходимо четко соблюдать технологию, о чем мы вскользь упомянули выше
Перед монтажом важно подобрать правильную прокладку , которая сделает соединение герметичным и более надежным. Технологии не стоят на месте и сегодня на рынке автомобильных комплектующих имеются прокладки головки блока цилиндров аж трех разновидностей
Ключевым является материал прокладки:
- Металл. Прокладка из металла (листовая медь + сталь) может похвастать долговечностью, высокой прочностью. В ней равномерно распределяются нагрузки, а в случае специфических БЦ предусматриваются зоны с дополнительными элементами для уплотнения. Это классическая «одноразовая» прокладка;
- Асбест. Несмотря на то, что основным материалом такой прокладки является асбест, металлические элементы в ней тоже есть. Асбест отличается упругостью и впечатляющей огнестойкостью. Материал теряет свойства при длительной эксплуатации, а также отличается чувствительностью как к вибрациям, так и резким перепадам температур;
- Композитные материалы. Композитные прокладки чаще называют безасбестовыми . Материалы: синтетическое волокно и каучук. Такие прокладки упругие, эластичные, долговечные, а также не боятся перепадов температур, коррозии и имеют высокие электроизоляционные свойства. Кроме того, изготовление безасбестовых прокладок не оказывает серьезного влияния на экологию, чем не может похвастать технология изготовления прокладок из асбеста.
На данный момент лучшим считаются безасбестовые прокладки ГБЦ . Их недостатком является разве что высокая цена, а отдельных случаях и низкая доступность в местных магазинах автозапчастей. Но не стоит думать, что даже лучшая прокладка не может выйти из строя. На эксплуатационный ресурс влияет и соблюдение технологии монтажа головки, и нормальная работа помпы, термостата, отсутствие накипи в системе охлаждение, а также заправка автомобиля качественным топливом, правильная регулировка агрегата.
Виды гильз и их особенности
Гильзы используются в блоках из алюминиевых сплавов, так как алюминий менее устойчив к нагрузкам и суровым температурным условиям, в отличие от чугуна. Они бывают съемными и несъемными. Последние осуществляются методом запрессовки в блок. Кроме того, гильзы бывают «мокрые» и «сухие». «Мокрый» — это термин для гильз, которые непосредственно контактируют своими стенками с охлаждающей жидкостью в рубашке охлаждения блока. Таким образом достигается лучшее охлаждение. «Мокрые» гильзы легко заменить. Их часто используют в сельскохозяйственной технике, тракторах и другой специальной технике.
«Сухие» гильзы, как правило, не снимаются и запрессовываются в корпус цилиндра, что гарантирует целостность и жесткость всего блока. Но «сухие» гильзы отводят тепло хуже, чем «мокрые».
Что может привести к поломке ГБЦ
Нарушение функционирования головки блока цилиндров может наблюдаться в случае:
- Использования некачественного топлива, которое содержит в своем составе примеси, они выпадают в осадок и приводят к появлению коррозии.
- Перегрева. Если двигатель довольно часто работает под нагрузкой, он не выдерживает и перегревается. Подобное может наблюдаться в странах с неблагоприятными климатическими условиями, а также при деформации комплектующих деталей силовой установки.
- Неправильной установки. При проведении самостоятельных ремонтных работ автовладельцы зачастую неправильно закручивают болты и гайки, в результате они при нагрузке срываются. Чтобы этого не произошло во время ремонта необходимо использовать динамометр.
- Выставления неправильного зазора между клапанами.
Конструктивные особенности
Ранее ГБЦ изготавливались из чугунного металла, сейчас же от него потихоньку стали отказываться, в пользу более легких и простых сплавов, на алюминиевой основе. Но, все равно полностью вычеркнуть из автостроения чугунные ГБЦ не возможно, ведь существуют такие типы моторов, где сам температурный режим не позволяет применять легкий сплав. Ведь появляется высокая вероятность того, что произойдет термическая усадка и соответственно деформация. А с такими процессами наиболее эффективно справляются головки из чугуна.
Головки накладываются поверх цилиндров, и крепятся к его основанию через обыкновенные болты, либо шпильки. Тип крепления может отличаться даже у одной спецификации двигателя, все зависит от модификации и типов устройства. Учитывая, что сама посадочная плоскость имеет большую площадь, по установке имеется несколько основных правил, как правильно завинчивать и устанавливать головку, чтобы получилось равномерное распределение и соединение. Ввиду того, что существует разница конструктивных решений, для крепления разных моторов разрабатывают индивидуальные правила и схемы крепления.
В моторах располагающихся рядно, одна головка способна покрыть весь корпус цилиндра. А вот более производительные моторы, так называемые V-образные, требуют для каждого ряда свою ГБЦ. За обеспечение максимальной герметизации между головкой и блоком, выступает прокладка, изготавливающаяся в точной копии с головкой. Как правило, прокладки производят из специального асбестового листа, который является огнеупорным, не зависимо от того, какой уровень нагревания, тем самым сохраняет герметичность камеры.