Газобаллонное оборудование в автомобиле: описание и особенности применения
Содержание:
Плюсы и минусы
Кроме заметного снижения расходов на заправку топливом, газ более экологичный. В выхлопе находится меньше углекислого газа и твердых частиц. Еще одним преимуществом является дополнительная топливная система. Это значительно увеличивает запас хода при полной заправке. Также появляется возможность по собственному выбору использовать то или иное топливо, а также увеличивается максимальный запас хода на полностью заправленных баках и баллонах.
Комплект ГБО четвертого поколения
Разумеется, существует и несколько минусов ГБО:
- Баллон для газа занимает много места.
- Окупаемость для личного автомобиля с небольшими пробегами может занять много времени.
- Требуется регистрация оборудования.
- Может уменьшиться мощность мотора при работе на газе.
Обзор кнопок ГБО
Некоторые владельцы автомобилей уже давно установили себе газобаллонное оборудование (ГБО), с помощью которого можно хранить и подавать в двигатель внутреннего сгорания газообразное топливо.
Напомним, что благодаря кнопке ГБО водитель может в автоматическом или ручном режиме переключать вид используемого топлива (газ или бензин), не выходя из салона.
Сегодня существует четыре поколения кнопки ГБО:
Кнопка ГБО 1 поколения .
Устанавливается на авто с карбюраторными двигателями. Имеет 3 положения: I (работа на бензине), II (подача газа) и 0 (нейтральное положение). Когда кнопка переключения стоит на «нейтрале», то бензиновый и газовый клапан закрыты.
При открытом бензиновом клапане на кнопке будет гореть красный светодиод, в положении «газ» — зелёный. В нейтральном режиме индикатор отключён.
Кнопка ГБО 2 поколения и переключатель для ГБО 3 поколения .
Устанавливаются на инжекторные и моноинжекторные двигатели и могут находиться в трёх положениях: I – автомобиль работает на бензине, газовый клапан закрыт, при этом включены бензиновые форсунки; II – в качестве топлива используется бензин, но при достижении 1500-2000 оборотов машина автоматически переключается на газ (нужное число оборотов можно выставить сбоку панели, где расположен потенциометр); 0 – двигатель заводится на газу, отключаются форсунки и топливо продолжает ходить по системе.
Газовая катушка под беспрерывным напряжением постоянно открыта, что позволяет газу поступать в редуктор.
Кнопка ГБО 4 поколения .
Имеет всего два режима: B и G. Переключение происходит автоматически. Система сама запоминает режим и самостоятельно переключается с одного топлива на другое по одному из трёх параметров: температура, обороты и время переключения.
Чаще всего автоматический переход с бензина на газ осуществляется по датчику температуры. Температура перехода задаётся при программировании (рекомендовано выставлять 35-40 градусов).
Сенсорная кнопка оборудована сигнальным диодом, показывающим вид используемого топлива, а также индикацией, информирующей про остаток газа в баллоне. Шкала остатка газа состоит из 4 зелёных диодов и 1 красного.
Штраф за незаконную установку ГБО в 2021
К эксплуатации газобаллонного оборудования относятся пункты 7.14 и 7.18 перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств:
Обратите внимание, что пункт 7.14 относится к периодическим проверкам газового оборудования, а пункт 7.18 — к эксплуатации автомобиля с незаконно установленным газовым оборудованием. Ответственность за данные нарушения предусмотрена ч
1 статьи 12.5 КоАП РФ:
Ответственность за данные нарушения предусмотрена ч. 1 статьи 12.5 КоАП РФ:
Стоит знать, что в случае выявления изменений конструкции ТС вам могут аннулировать регистрацию автомобиля.
Зачем ставить ГБО
Причиной установки ГБО могут быть следующие факторы:
Стоимость топлива. Бензин на большинстве заправочных станциях продается в два раза дороже, чем газ, хотя расход и того, и другого топлива практически одинаковый (газа идет приблизительно на 15% больше);
Октановое число газа (пропан-бутан) выше по сравнению с бензином, поэтому мотор работает мягче, в нем не возникает детонация;
Сгорание сжиженного газа происходит более эффективно за счет его структуры – бензин для идентичного эффекта нужно распылять, чтобы он лучше смешался с воздухом;
При выходе из строя одной из систем подачи топлива можно воспользоваться другой в качестве резервной. Чаще всего пригождается эта опция, когда в баллоне заканчивается газ, а до заправки еще очень далеко
Правда, в этом случае важно, чтобы бензобак тоже был заправлен;
Если машина укомплектована ГБО выше 2-го поколения, то блок управления переключает топливную систему автоматически с газа на бензин, что увеличивает расстояние без дозаправки (правда, это скажется на общей стоимости горючего);
При сгорании газа в атмосферу попадает меньше загрязняющих веществ.
В большинстве случаев ГБО устанавливают из экономических соображений, а не по другим причинам. Хотя технических плюсов в этом гораздо больше. Так, переключение с газа на бензин и обратно позволяет подготовить мотор к работе на морозе – плавно его прогреть. С газом это сделать сложнее, так как его температура составляет 40 градусов ниже нуля. Чтобы альтернативное топливо адаптировать для более качественного сгорания в цилиндре, его необходимо немного прогреть.
Для этой цели к редуктору газовой установки подсоединяется патрубок системы охлаждения мотора. Когда тосол в ней прогревается, в редукторе температура холодного газа немного повышается, что облегчает его воспламенение в двигателе.
Если автомобиль проходит экологическую сертификацию, то на газе ДВС без проблем пройдет тест. А вот с бензиновым агрегатом без катализатора и высокооктанового бензина этого сложно достичь.
Нововведения и этапы регистрации ГБО
Все новое всегда пугает людей. Человек привык ожидать от нововведений негатива или подвоха. Рассмотрим последовательность действий при выполнении новых правил монтажа оборудования.
Этап 1. Внимательно ознакомится с официальной информацией о порядке установки ГБО. Лучше всего не на форумах, а на специализированных сайтах. Не забудьте, правила должны быть – 2021 года!
Этап 2. Оформляем заказ на предоставление услуги технической экспертизы в выбранной компании. Дожидаемся положительного ответа о возможности такой установки.
Этап 3. Так как выполнять данную процедуру можно только в сертифицированном центре (у которых большая конкуренция), то рекомендуем поискать фирму с приемлемой ценой.
Этап 4. Проверка функциональных характеристик установленного агрегата и приемка его в эксплуатацию.
Этап 5. Завершающая стадия – получить сертификат соответствия на переоборудованное авто.
Главное в новых правилах – это Ваша спокойная жизнь. Человек, выполнивший все предписания по правилам регистрации ГБО в ГИБДД 2011 года, реально спит спокойно
Ему не грозит негативное внимание со стороны государственных органов. Подумайте и о своем бюджете
Грамотно установленное оборудование экономит финансовые расходы на приобретение топлива. Цена на газ в нашей стране всегда будет ниже цены на бензин. Установка и регистрация в первую очередь нужно вам!
Конкретно:
- используемое оборудование, работающее на пропан-бутане освидетельствуется каждые 2 года;
- через 5 лет – газобаллонное оборудование, использующее пропан.
На сегодняшний день существующими правилами предусмотрены особые случаи, при которых отпадает необходимость выполнения регистрации ГБО. К этим исключениям относятся:
- монтаж системы, которая позволяющая использовать горючее вещество в качестве газового топлива, конкретно производителем автомобиля;
- отметка в технической документации машины того случая, что ГБО разрешается;
- недавний монтаж ГБО и регистрация соответственно.
ГБО — что это такое?
ГБО — Газо-Баллонное Оборудование. ГБО является совокупностью узлов и агрегатов, которые направлены на возможность управления транспортным средством на сжиженном природном газе. Однако сохраняется полная возможность переключения на бензин. К газобаллонному оборудованию относятся следующие агрегаты:
- 1. Емкость для газа. Как правило, баллоны идут объемом более 40 литров. Они устанавливаются в нише для запасного колеса. Это позволяет сохранить весь полезный объем багажника.
- 2. Венткоробка с мультиклапаном. К ним также относятся заправочный и раздаточный клапана. Они помогают регулировать поступление газа в двигатель. Также существует специальный прибор, измеряющий остаточное давление газа в баллоне.
- 3. Фильтровальный клапан. Он призван предотвратить поступление в двигатель посторонних примесей.
- 4. Салонный переключатель. Располагается в непосредственной близости от руля. С помощью него водитель может выбирать вид топлива, который в данный момент поступает в двигатель.
- 5. Бензиновые и газовые клапаны. Они регулируют подачу топлива в камеру внутреннего сгорания. При необходимости могут полностью исключить подачу топлива в двигатель.
- 6. Редуктор газовый. Его задача заключается в поддержании постоянного давления газа в камере внутреннего возгорания. Это необходимо для сохранения требуемой мощности на протяжении всего пути.
- 7. Испаритель. Задача этого элемента заключается в преобразовании газа из жидкого состояния в газообразное.
Принцип действия ГБО достаточно прост. При переключении топлива с бензина на газ, сжиженная смесь начинает поступать из баллона. Предварительно она проходит через специальный фильтр, который отделяет ее от примесей. После чего сжиженный газ идет на испаритель, который изменяет его агрегатное состояние и впрыскивает в камеру возгорания.
Специалисты различают несколько поколений газобаллонного оборудования. Отличия между ними заключаются в различных принципах действия.
Для оборудования первого поколения ГБО характерно применение механических устройств. Они управляются благодаря вакуумному способу. Наиболее часто подобные приборы рекомендуют устанавливать на двигателях карбюраторного типа.
Второе поколение ГБО использует также в основном механические узлы и агрегаты. Однако управление осуществляется за счет вычислительного элемента. Подобный тип агрегатов применяется в двигателях инжекторного типа.
Третье поколение может применяться на различных типах двигателей. Оно характеризуется синхронизацией впрыска топлива в камеру сгорания.
Для четвертого поколения систем ГБО весь процесс управления полностью автоматизирован. Значительно увеличена безопасность и экономичность аппаратуры.
Применения пятого поколения газобалонного оборудования позволяет осуществлять впрыск в двигатель сжиженного природного газа.
Независимо от того какое поколение ГБО используется, важной составляющей являются газовые форсунки, которые несут ответственность за поступление газа в коллектор газовой системы. Если газовые форсунки работают не качественно, то это негативно сказывается на работе газовой системы и двигателя, а если форсунки изношены или забиты, то увеличивается расход топлива
Поэтому стоит обратить внимание на своевременную замену газовых форсунок
Какой выбрать тип ГБО?
Здесь все во многом определяется типом двигателя. Также немаловажна и платежеспособность заказчика. Естественно, чем выше поколение применяемых агрегатов, тем выше цена полного комплекта оборудования.
Как производится монтаж?
Здесь следует помнить следующее. Все работы по установке ГБО должны осуществляться только работниками с нужной квалификацией. Это очень ответственное мероприятие, от которого напрямую зависит безопасность участников дорожного движения. Также необходимо зарегистрировать оборудование в ГИБДД. При невыполнении этого условия автомобилиста ждут высокие штрафы (около 10 тысяч рублей).
Avtomancar.ru
Настройка ГБО своими руками
Сразу отметим, если монтаж ГБО с учетом инструкции является сложной, однако посильной задачей, настройка ГБО предполагает, что имеется четкое представление о том, для чего производится то или иное действие. Другими словами, например, настройка ГБО Диджитроник 4 поколения своими руками или же настройка любой другой системы может по праву считаться сложной и ответственной задачей.
При этом важно понимать, что ошибки в настройках могут привести к нестабильной работе ДВС, различным сбоям и даже выходу из строя силовой установки и отдельных систем автомобиля
Обратите внимание, если вы не уверены в своих силах, лучше сразу доверить эту процедуру опытному мастеру. Если же имеется желание выполнить настройку ГБО самостоятельно, потребуется купить специальный провод (кабель), а также установить на ноутбук соответствующее программное обеспечение
Обратите внимание, приведенная ниже информация общего плана, то есть позволяет настроить ГБО «по среднему», чтобы мотор работал на газу, при этом не было рисков поломки ДВС или сокращения его ресурса. Однако тонкие настройки сможет сделать только специалист, что уменьшает расход на разных режимах, повышает отдачу мотора на газу и т.д.
Кстати, все системы похожи друг на друга, то есть, например, настройка ГБО Ловато 4 поколения своими руками не будет сильно отличаться от аналогичной настройки других систем. Разница только в графическом интерфейсе самих программ и некоторых опциях, которые нужны для расширенной настройки.
Итак, перед началом настройки нужно прогреть машину до выхода мотора на рабочие температуры. Далее нужно убрать всю нагрузку с ДВС, кроме холостого хода (выключить печку, фары, габариты, допоборудование и т.д.). Теперь можно подключиться кабелем и запустить программу настройки блока. Давайте рассмотрим настойку ГБО, в качестве примера взяв программу STAG4.
Сначала в окне программы нужно выставить количество цилиндров двигателя на катушку, обороты RPM должны также совпадать с оборотами ДВС ( 550-940). Все данные должны точно соответствовать автомобилю.
После этого нужно перейти во вкладку, где выставляется температура включения. Для лета не ниже +35, а для зимы не менее +40. Отключение цилиндра выставляется от 250. Это позволит реализовать плавный переход с бензина на газ и обратно, без дрожания мотора.
Что касается времени ошибки по давлению , данный параметр ставится на отметке от 300 до 420. При выборе типа газовых форсунок важно, чтобы выбранный тип был точно таким же, что и стоят на машине. Если владелец не знает, какие форсунки стоят, нужно осмотреть форсунки
Производители обычно наносят на них отметки, чтобы затем определить в программе, какие форсунки установлены.
Давление редуктора рабочее должно быть от 1.0 до 1.3 бара, минимальное не меньше 0.50. Тип топлива LPG для пропана или CNG для метана (ставится метка). Теперь можно перейти во вкладку автоматической настройки и нажать запуск (старт). Остается только ждать от 1 минуты до 5 минут. Время настройки зависит от того, как правильно авто работает на бензине. Если мотор работает не стабильно, имеются проблемы с системой зажигания и т.п., тогда потребуется больше времени на автонастройку.
Далее нужно перейти во вкладку карта. Там моно увидеть, что линия оранжевого цвета приняла изгиб
Так вот, важно заметить, от какой цифры в разделе коэффициент начинается линия. Хорошо, если линия лежит в диапазоне цифр от 1 до 1.4. Дело в том, что специалист при установке ГБО должен правильно подобрать форсунки по производительности с учетом мощности двигателя авто.
Дело в том, что одни форсунки можно подстроить под мотор, так как они имеют запас производительности, тогда как другие рассчитаны под конкретную мощность и запас минимален
В любом случае, для всех видов форсунок важно давление редуктора. Во время автонастройки программа сама откалибрует давление редуктора, при этом линия может стать выше коэффициента от 1 до 1.4 или ниже этого показателя
В первом случае завышение говорит о том, что давление от 1 до 1.3 бар , однако дюзы форсунках слишком узкие. Это говорит о том, что можно поднять производительность форсунок, рассверлив дюзы и сделав их шире, что увеличит пропускную способность.
Если же линия ниже коэффициента, это говорит о больших дюзах. В этом случае пропускную способность форсунок уменьшают, меняя дюзы на подходящие аналоги с меньшим диаметром. Отметим, что линия при давлении 1-1.3 в норме должна быть в диапазоне коэффициента 1-1.4. При таких показателях сохраняется приемистость, расхода на газу не превышает отметки в 20% по сравнению с бензином, а также двигатель работает в нормальных условиях, нет больших рисков сокращения его ресурса.
Какую выгоду дает монтаж ГБО на автомобиль с турбиной
Сегодня наблюдается увеличение тенденции перевода машины на двух топливное питание. Установка ГБО на турбо тоже стала довольно популярна. Осуществить такой перевод не сложно
Важно только сделать это с соблюдением всех технических требований. Монтаж газобаллонного оборудования на турбо позволяет водителю:
- сократить финансовые расходы;
- увеличить срок эксплуатации мотора;
- уменьшить износа деталей двигателя.
ГБО на турбо мотор тоже устанавливается за несколько часов. А вот настройка может продолжаться не один день. Специалистам необходимо выровнять две топливные карты и довести их до идеала. Часто такую настройку осуществляют двигаясь на автомобиле со специалистом по настройке ГБО.
После монтажа рабочие характеристики автомобиля остаются неизменными. Машина не теряет мощности, сохраняется точность функционирования. Изменяется только топливо. Турбированный двигатель на газу, при правильной настройке, работает даже лучше, чем на бензине.
Газ намного выгоднее бензина, если рассматривать этот вопрос, учитывая современные экологические требования. Кроме того, намного дольше сохраняются свойства смазывающих материалов.
Чем отличается атмосферный двигатель с ГБО от турбированного двигателя?
В состав топливной смеси входит горючее вещество и воздух в пропорции 14.7:1. На бензин приходится только одна часть. Совершенно иначе выглядит соотношение в газовой смеси. Для пропан-бутана: 15,6:1, для метана 17,2:1. ГБО турбо будет нормально работать при подаче определенного объема газа. Чтобы этого добиться требуется правильно подобрать соответствующее оборудование. А также при настройке избежать обедненной смеси на повышенных оборотах двигателя. Комплект оборудования отличается высокопроизводительностью. В него входит:
- скоростные, высокопроизводительные форсунки;
- мощный редуктор от 150 л.с.;
- широкополосный кислородный датчик;
- шланги;
- хомуты и пр.
Турбированный двигатель будет хорошо работать с ГБО только четвертого или пятого поколения. Более ранние системы (ГБО 2) сюда устанавливать не стоит.
Технология монтажа
Процесс монтажа аналогичен установке ГБО на любой бензиновый атмосферный мотор. Отличие состоит только в редукторе, имеющем высокую мощность. (Она позволяет обеспечить подачу нормальной смеси, независимо от режима). А также точности врезки форсунок. ГБО автомобиля с турбокомпрессором состоит из несколько элементов:
- газовый баллон;
- смеситель;
- газовый дозатор;
- клапан;
- редуктор-испаритель;
- электронный блок.
Профессионалы советуют всем владельцам турбированных автомобилей устанавливать ГБО только последнего поколения (4-5). Они отличаются между собой подачей горючего. В четвертом поколении подается чистый газ, а в пятом впрыскивается жидкий бутан.
Процесс установки происходит в следующей последовательности:
- монтируются магистрали, через которые происходит заправка баллона и расход;
- врезается ВЗУ;
- в подкапотное пространство устанавливается редуктор-испаритель;
- закрепляются форсунки;
- выполняется монтаж электрооборудования;
- прокладываются кабели;
- устанавливается кнопка ГБО;
- фиксируется МАП сенсор.
ГБО
Практически ежемесячно автомобилисты приходят в шок от новых цен на бензин. Возникает естественное желание уменьшить расходы на заправку. Наиболее доступный способ — это установка ГБО.
Что такое ГБО в автомобиле? Этой теме будет посвящена наша статья на сайте Vodi.su.
Данная аббревиатура расшифровывается, как газобаллонное оборудование, благодаря установке которого наряду с бензином в качестве топлива можно использовать газ: пропан, бутан или метан. Наиболее часто у нас используют именно пропан-бутан. Эти газы являются побочным продуктом при перегонке нефти для получения бензина. Метан — это тот продукт, которым торгует Газпром, но он не так сильно распространен по целому ряду причин:
- намного разреженнее пропана, поэтому его закачивают в более тяжелые баллоны, выдерживающие давление до 270 атмосфер;
- в России пока что нет разветвленной сети метановых заправок;
- очень дорогая установка оборудования;
- высокий расход — примерно 10-11 литров в смешанном цикле.
Одним словом, около 70 процентов всех автомобилей с ГБО ездят на пропане. Литр пропана на заправках Москвы на начало лета 2020 года стоит 20 рублей, метана — 17 р. (если, конечно, найдете такую АЗС). Литр же А-95-го обойдется в 45 рублей. Если двигатель объемом 1,6-2 литра потребляет примерно 7-9 литров бензина в смешанном цикле, то пропана он «скушает» 10-11 литров. Экономия, как говорится, на лицо.
Устройство и принцип работы
На сегодняшний день насчитывается целых шесть поколений ГБО, основные компоненты которых примерно одинаковые:
- баллон;
- мультиклапан, регулирующий поступление газа в систему;
- заправочное устройство выносного типа;
- магистраль для подачи голубого топлива к цилиндрам;
- газовые клапаны и редуктор-испаритель;
- смеситель для воздуха и газа.
При установке ГБО на щиток приборов выносят переключатель видов топлива, чтобы водитель мог, к примеру, завести машину на бензине, а затем по мере прогрева двигателя перейти на газ. Стоит также отметить, что ГБО бывает двух видов — карбюраторного типа или инжекторного с распределенным впрыском.
Принцип работы достаточно простой:
- при переключении на газ открывается мультиклапан в баллоне;
- газ в сжиженном состоянии движется по магистрали, по ходу которой установлен газовый фильтр для очистки голубого топлива от различных взвесей и смолистых накоплений;
- в редукторе давление сжиженного газа понижается и он переходит в свое естественное агрегатное состояние — газообразное;
- оттуда газ поступает в смеситель, где смешивается с атмосферным воздухом и через форсунки впрыскивается в блок цилиндров.
Чтобы вся эта система работала безотказно и безопасно, ее установку доверять нужно лишь профессионалам, ведь работа не заключается лишь в установке баллона в багажник. Нужно еще установить массу различного оборудования, например рампу на 4 цилиндра, датчики разряжения и замера давления. Кроме того, при переходе газа из жидкого состояния в газообразное он очень сильно охлаждает редуктор. Чтобы редуктор полностью не замерз, эту энергию используют для системы охлаждения двигателя.
Выбор ГБО для автомобиля
Если посмотреть на характеристики газобаллонного оборудования разных поколений, можно заметить эволюцию от простого к сложному:
- 1 поколение — обычная вакуумная система с редуктором для карбюраторных или инжекторных двигателей с моновпрыском;
- 2 — редуктор электрический, электронный дозатор, лямбда-зонд;
- 3 — распределенный синхронный впрыск обеспечивает электронный блок управления;
- 4 — более точная дозировка впрыска за счет установки дополнительных датчиков;
- 5 — установлен газовый насос, за счет чего газ до редуктора передается в сжиженном состоянии;
- 6 — распределенный впрыск + насос высокого давления, благодаря чему газ впрыскивается непосредственно в камеры сгорания.
В более высоких поколениях, начиная с 4 и 4+ электронный блок ГБО может управлять и подачей бензина через форсунки. Таким образом двигатель сам выбирает, когда ему лучше ехать на газу, а когда на бензине.
Выбор же оборудования того или иного поколения — задача сложная, ведь 5 и 6 поколения не пойдут на любую машину. Если у вас обыкновенная малолитражка, то вполне будет достаточно 4 или 4+, которое считается универсальным вариантом.
Его преимущества:
- срок службы в среднем составляет 7-8 лет при условии регулярного техобслуживания;
- соответствует экологическим стандартам Евро-5 и Евро-6, то есть можно спокойно ехать в Европу;
- автоматическое переключение на бензин и обратно, без ощутимых провалов в мощности;
- стоит дешевле, а падение мощности по сравнению с бензином не превышает 3-5 процентов.
(3 оценок, среднее: 5,00 из 5)