Схема работы и устройства автокондиционера
Содержание:
- Профилактический осмотр и замена подшипника приводного шкива
- Какие признаки указывают на то, что автомобильный кондиционер работает неправильно и требуется его обслуживание
- Неисправности и обслуживание автомобильного кондиционера
- Ресивер / Аккумулятор осушитель (фильтр осушитель)
- Как мы получаем холод?
- Порядок заправки автокондиционеров хладагентом
- Что потребуется для замены
- Видео описание
- Пошаговая инструкция закачки кондиционера
- Видео описание
- Диагностика после заправки
- Проще вызвать мастера
- Коротко о главном
- Почему он может плохо работать?
- Ещё несколько советов касательно работы кондиционера
- Выбор хладагента
- Инструкция по заправке
- Эффективность работы автономного кондиционера
- Принцип действия автокондиционера
- Электронная схема на автокондиционер – базовые компоненты
- Редукционный клапан
Профилактический осмотр и замена подшипника приводного шкива
Услышали шум в недрах автомобиля при эксплуатации компрессора, значит, пора провести осмотр подшипника. Шумы непонятного происхождения могут появиться и при нерабочем кондиционере, когда вал работает вхолостую. Автомобиль может гудеть вследствие перетянутого приводного ремня, или же при абсолютном износе подшипника компрессора кондиционера, по истечении срока его эксплуатации.
Первым шагом на пути к исправлению данной проблемы будет проверка основных элементов данной системы, в том числе и осмотр шкива компрессора кондиционера. Тщательно осмотрите ремень привода вала. Прекратив работу двигателя, отключите электромагнитную муфту, затем, проверните вал. Усилие рук при повороте должно быть ощутимым. Если ход у поворота туже обычного, ослабляем ремень. В случае повторной неработоспособности меняем подшипник вала.
Какие признаки указывают на то, что автомобильный кондиционер работает неправильно и требуется его обслуживание
Главный признак необходимости обслуживания системы кондиционера – отказ включения. При этом лучше в первую очередь выполнить компьютерную диагностику, а еще лучше, проверить все предохранители, обслуживающую эту систему, затем ехать к автоэлектрику, и лишь, если он определит утечку хладагента, направляться на заправку системы.
Среди других наиболее частых признаков неисправности системы кондиционера в машине, встречаются:
- отсутствие характерного щелчка электромуфты в момент включения кондиционера;
- писк ремня привода компрессора (ослабление натяжения, попадание на ремень посторонних жидкостей и масел);
- посторонние звуки компрессора (выработка фрикционного механизма, износ подшипника);
- отсутствие циркуляции воздуха, низкая производительность (износ вентилятора охладителя);
- посторонние запахи при включении обдува.
Все перечисленные неисправности (за исключением заправки) можно устранить самостоятельно при наличии опыта механических работ. Подробное описание таких работ для конкретной марки автомобиля можно найти в интернете. При этом экономятся немалые деньги.
Систему кондиционера в автомобиле требуется периодически обслуживать. Лучше регламентные работы выполнять весной, чтобы к теплым дням подойти во всеоружии.
Видео — как проверить кондиционер в машине самостоятельно:
Неисправности и обслуживание автомобильного кондиционера
Рассмотрим несколько распространенных поломок и их причины:
- запотевание окон указывает на необходимость замены воздушного фильтра в салоне или натяжения/замены приводного ремня компрессора;
- слишком медленное охлаждение чаще всего связано с загрязнением испарителя или конденсатора или разгерметизацию контура циркуляции хладагента;
- неприятный запах часто возникает во время продолжительных пауз в эксплуатации кондиционера и устраняется его промывкой при помощи специальных составов.
Поломки основных узлов кондиционера влекут за собой дорогостоящий ремонт. Особенно, если речь идет о замене компрессора. Теоретически замену можно выполнить и самостоятельно, но для этого необходима диагностика, которая подтвердит неисправность того или иного компонента.
Соблюдение правил эксплуатации и обслуживания продлит срок службы кондиционера. К примеру, следует включать его хотя бы раз в месяц даже в холодное время года. Аккуратная промывка двигательного отсека уменьшит коррозию, вызываемую дорожными реагентами. Кроме того, хладагент покидает систему в любом случае через резьбовые соединения. Раз в год-два необходимо пополнять запас хладагента, используя профессиональное измерительное оборудование и соответствующие инструменты.
Оптимальные сезоны для обслуживания – осень или весна.
Ресивер / Аккумулятор осушитель (фильтр осушитель)
Ресивер – осушитель это элемент, который обеспечивает очистку, удаление влаги и накопление хладагента. Кроме того служит резервуаром для сбора хладагента, поступившего из конденсатора.Устанавливается на линии выского давления, между выпускным патрубком конденсатора и впускным патрубком терморасширительного вентиля. Применяется в системах кондиционирования воздуха с расширительным клапаном. Вода, которая может попасть в систему автокондиционера может замерзнуть и затруднить движение хладагента в магистрали, что, кроме отсутствия охлаждающего действия испарителя, может послужить причиной выхода из строя и поломки компрессора. Кроме того, вода и хладагент, вступив в рекцию, могут образовать коррозионно опасные кислотные соединения, что отрицательно скажется на работе элементов автокондиционера и заметно уменьшит срок службы системы кондиционирования.
Ресивер – осушитель состоит из бачка, фильтрующего элемента (адсорбента), устройства для удаления влаги, заборной трубки, а также на некоторых моделях имеется смотровое окошко для контроля за уровнем и состоянием хладагента в системе\Схема 1\. На корпусе ресивера-осушителя могут устанавливаться датчики давления. Адсорбент имеет пористую кристаллическую структуру, мельчайшие поры соединены узкими каналами, поэтому в полость пор проникают лишь те молекулы, размер которых меньше диаметра канала. Поэтому вся активная поверхность и объем пор используются для удержания молекул воды и не засоряются прочими веществами с более крупными молекулами (в частности фреоном и маслом).
В качестве адсорбентов используются: силикагель, активная окись аллюмининя, цеолиты NaA, NaAm. В системе с хладагентом R-134a в качестве осушителя используют цеолит ХН-9.
На некоторых моделях ресиверов-осушителей может находиться предохранительный клапан с плавкой вставкой. При повышении температуры ресивера до 90-100 градусов вствка плавится и весь хладагент выпускается в атмосферу.
Как мы получаем холод?
Как работает В целом принцип работы автомобильного устройства сопоставим с работой обычного холодильника. Хотя само устройство этих агрегатов немного разное. Схема кондиционера представляет собой полностью герметичную систему с муфтой, ниппелем-золотником, ТРВ-клапаном, переходниками, набором фитингов, конденсатором, прочими комплектующими и расходными материалами.
В качестве расходных материалов выступают фреон и специальное масло, находящиеся в расширительных бачках. Это масло растворяется во фреоне и в целом оно отлично работает при низких температурах. Данный расходный материал в расширительном бачке необходим для смазки компрессора и системы кондиционирования в целом.
Принцип работы автомобильного кондиционера
В целом заполнить систему можно и газом пропаном, но это очень опасно с точки зрения безопасности. Для нормального функционирования систем кондиционирования были разработаны специальные хлоросодержащие материалы. Кроме того, что они полностью безопасны, такие соединения обладают всеми нужными характеристиками. Пусть в работе систем от разных производителей есть определенные различия, в целом схема функционирования идентичная. Рассмотрим самый распространенный пример.
При включении системы в первую очередь активируется муфта с прижимным шкивом. Вал, соединенный с прижимным шкивом, начинает работу в результате воздействия ремня, который при выключенной системе работает вхолостую. Также начинает работу и компрессор, предназначенный для сжатия фреона и перегона его по шлангам к радиатору, где он охлаждается.
Охлаждению воздуха также способствует вентилятор, начинающим свою работу вместе с компрессором. Когда авто в движении, устройство также обдувается набегающим воздухом. В результате охлаждения расходный материал в расширительном бачке конденсируется и поступает в ресивер в жидком состоянии. Затем материал проходит процедуру фильтрации, от чего далее по комплектующим он поступает уже в очищенном состоянии, без пыли и грязи.
Схема работы устройства в машине
В итоге после очистки фреон поступает в салон транспортного средства для охлаждения температуры воздуха. Но перед этим ему необходимо пройти еще через один элемент — ТРВ-клапан. ТРВ-клапан монтируется на магистрали, по которой расходный материал попадает в испаритель. В том случае, если в испарителе достаточно фреона, ТРВ-клапан закроется. Когда из испарителя начнет выходить слишком горячий пар, то ТРВ-клапан будет открываться таким образом, чтобы установка клапана в плане температуры воздуха не была нарушена.
То есть ТРВ-клапан представляет собой автоматически регулирующуюся заслонку. В целом ТРВ-клапан можно сравнить с соплом аэрозольного баллона. После прохождения через этот элемент расходный материал преобразуется в газообразное состояние в результате кипения. Материал охлаждает испаритель, а благодаря работе вентилятора холодный воздух поступает в салон. После прохождения через устройство испарителя, фреон опять поступает в компрессор (автор видео — Олег Дендеберя).
Следует также отметить, что за функционированием всех комплектующих следят различные регуляторы, их число может изменяться в зависимости от модели климатизера. К примеру, на осушителе установлен регулятор, предназначенный для включения второй скорости вентилятора. При маленьком охлаждении конденсатора давление в шлангах увеличивается, при этом расходный материал уже не конденсируется. Регулятор начинает включаться в результате того, что он реагирует на изменения давления в трубках. Еще один датчик предназначен для выключения компрессора при необходимости.
Порядок заправки автокондиционеров хладагентом
Для заправки автокондиционеров на большинстве современных машин применяют хладагент R-134a (тетрафторэтан), но по старинке его все называют фреоном. Чтобы заправить систему кондиционирования легкового автомобиля малого или среднего класса потребуется в среднем около 0,5 кг хладагента.
Информацию о типе хладагента для кондиционера вашего авто и норме его заправки вы можете узнать из сервисной книжки к автомобилю. Также эта информация часто указана на табличке, размещенной на внутренней стороне капота.
Заправка автокондиционеров хладагентом состоит из следующих этапов:
- Откачка остатков хладагента из системы кондиционирования. Современные станции для заправки автокондиционеров в автоматическом режиме откачивают старый хладагент для его взвешивания и удаления из него отработанного масла.
- Вакуумирование системы. Это очень важный этап заправки автокондиционера. В результате данной операции из системы удаляются остатки воздуха и влаги. Чтобы добиться вакуума необходимой глубины может понадобиться от 10 до 30 минут (в зависимости от мощности и класса оборудования), выполнить качественное вакуумирование за 1-2 минуты невозможно.
- Тест на герметичность позволяет обнаружить утечки, имеющиеся в системе. При некачественном вакуумировании (этап №2) тест на герметичность может не показать имеющиеся утечки, что приведет к дальнейшим сбоям в работе автокондиционера.
- Заправка масла. В процессе работы автокондиционера масло заправленное в систему (в среднем около 15 грамм) служит для смазки механизмов компрессора. Довольно часто масло заправляют с красителем (трейсером) для облегчения определения в будущем возможных утечек.
- Загрузка хладагента. Это завершающий этап заправки автокондиционеров, который проходит достаточно быстро. Как мы уже писали выше, в среднем для заправки одного кондиционера легкового автомобиля нужно около 500 грамм хладагента.
- Давление в портах низкого и высокого давления должно прийти в норму сразу же после включения компрессора автокондиционера. Манометр низкого давления должен показывать около 2 бар, а высокого давления – 15-18 бар.
- Рукой на ощупь проверяется температура трубки контура низкого давления – она должна быть холодной.
- Из дефлекторов в салоне автомобиля должен пойти холодный воздух, а компрессор кондиционера должен периодически отключаться.
Наличие всех этих признаков говорит о том, что кондиционер в автомобиле заправлен успешно и водитель может наслаждаться его исправной работой.
Как вы понимаете, качественно заправить автокондиционер без наличия профессионального оборудования будет практически не реально. Однако набор для заправки автокондиционеров своими руками можно собрать из доступных и недорогих комплектующих самостоятельно. В конце этой статьи смотрите видео о том, как пользоваться таким набором.
А для общего представления о стоимости подобного рода услуг ниже мы приводим порядок цен за заправку автокондиционеров в крупных городах России (Москва, Санкт-Петербург, Волгоград, Нижний Новгород, Краснодар и т.д.).
Что потребуется для замены
Перед тем как самостоятельно заправить кондиционер дома вам потребуется подготовить следующие инструменты:
- несколько крестовых отверток;
- цифровые весы (обычно достаточно весов до 20 кг);
- заполненный баллон с фреоном необходимой марки;
- манометр (измерительный прибор, позволяющий узнать уровень давления в сплит системе).
Замена фреона в кондиционере самостоятельноИсточник ytimg.com
После того как стало понятно чем заправлять и когда это нужно делать можно рассмотреть как самому заправить кондиционер дома.
Видео описание
В данном видео можно посмотреть, как правильно проверить давление в кондиционере
Пошаговая инструкция закачки кондиционера
Данная инструкция самая простая и лучше всего походит для новичков. Чтобы залить фреон в кондиционер необходимо:
- Выпустить из системы остатки прошлого хладагента. Нужно найти на внешнем блоке небольшие медные трубки и открутить на них гайки (резьба против часовой стрелки).
- Когда газ выйдет трубки нужно установить на место.
- К штуцеру внешнего блока крепим левый шланг манометра (трубка с большим диаметром). Средний шланг крепим к насосу. На внешнем блоке при помощи шестигранника откручиваем два крана. Это необходимо чтобы весь воздух из системы был откачен.
- Включаем насос и откачиваем левый краник манометра (резьба против часовой стрелки).
- Ждем, пока воздух из системы будет окончательно откачен (у средних комнатных кондиционеров это занимает около десяти минут).
- После завершения откачки закручиваем краник манометра и выключаем сразу насос. Стрелка на манометре в этот момент должна показывать -1.
- Теперь откручиваем средний шланг и подсоединяем к баллону с фреоном.
- Откручиваем краник баллон, ставим его на весы в перевернутом виде. Так хладагент будет поступать в жидком виде.
Как заправить кондиционер самостоятельноИсточник splitcomfort.ru
- На три секунды откручиваем правый краник манометра, чтобы стравить воздух из трубок. Нежелательно чтобы он попал в кондиционер.
- Только теперь начинается правильная заправка кондиционера. Сбрасываем показания весов и по ним контролируем, сколько хладагента попало в систему. Когда нужно количество было залито, закручиваем левый краник. Нужное количество веса должно быть указанно в инструкции и на самом кондиционере. Оно зависит от размеров и модели устройства.
- Закручиваем краник на баллоне. Выпускаем фреон, оставшийся в манометре. Для этого следует открутить правый краник.
- Откручиваем левый штанг от кондиционера.
Замена фреона самостоятельноИсточник ytimg.com
Видео описание
В следующем видео вы можете посмотреть, как заправить кондиционер фреоном
Диагностика после заправки
После того как закачать фреон в кондиционер включите его и в течение пары часов внимательно наблюдайте за работой системы. Перезаливка могла привести к ненормальной работе устройства.
Если вы перезолили не более чем на 10%, то сильной проблемы в этом не будет. На работу это не повлияет. Перезаливка больше этого значения негативно повлияет на работу компрессора и может привести к поломке.
Если поменяли фреон, но устройство все равно работает слабо, то стоит проверить давление. Возможно, вы добавили ниже требуемого уровня. Если уровень фреона нормальный, а кондиционер нормально не охлаждает, то стоит проверить само устройство. Скорее всего, поломка в другом.
Проще вызвать мастера
Заменить фреон самостоятельно в домашних условиях несложно. Даже с учетом того что можно обжечься. Основная проблема в том, что это не очень выгодно. В среднем вызвать мастера обходится:
- 1500 рублей в случае дозаправки;
- 2500 при полной замене.
При этом стоимость одного самого дешевого манометра обычно в районе 3000 рублей. Другая проблема в том, что трудно найти в продаже маленькие баллоны фреона. Он продается большими баллонами. Это стоит примерно 5000 рублей. Если у вас один обычный кондиционер, то это невыгодно.
Проще вызвать мастераИсточник tildacdn.com
Коротко о главном
Годовая норма потери фреона составляет 08%. При нормальных условиях его нужно менять не чаще чем один раз в два года.
Чаще всего утечки фреона происходят при монтаже
Важно следить лично за процессом установки
Менять фреон обязательно нужно в перчатках. При замене фреоном можно обжечься. Травмы бывают даже среди специалистов с многолетним опытом.
Почему он может плохо работать?
Среди российских автомобилистов бытует мнение, что компрессор автокондиционера чуть ли не прототип вечного двигателя, и потому совершенно не нуждается в обслуживании. Инструкции у нас читать не любят и спохватываются только в тот момент, когда уже надо менять чуть ли не всю систему охлаждения салона. Конкретно компрессор с течением времени ни с того ни с сего начинает гудеть, а конструкция автомобильного кондиционера такова, что не сразу понятно, откуда гул. Причины могут быть разными, но прежде всего приходит мысль о неисправности подшипника шкива или изношенности ременной передачи. Такие проблемы можно решить и самому автолюбителю, замена тут не вызовет сложностей, если есть навыки общения с «железками».
Изношенность ременной передачи
Гораздо серьезнее может обстоять дело, если заклинил поршень внутри самого агрегата. Тут уж вряд ли что можно поделать, так как наверняка сломанная деталь повредила клапаны и стенки. Если не лень, то замена подождет, попытаться сделать ремонт компрессора автокондиционера не возбраняется. Но, как показывает практика, подобные меры приводят только к временным улучшениям и через какой-то период поломка повторится. Оптимальный вариант для кондиционера автомобиля в таком случае – полная замена компрессора.
Ремонт компрессора автокондиционера
Чаще других поломок случается нарушение герметичности. Происходит это либо из-за повреждения сальника, либо из-за разбалтывания мест крепления магистральных трубопроводов к самому устройству. В случае с сальником дело сложное, потому что нужна его замена. Если вам никогда не приходилось проводить его выпрессовку, лучше и не пробовать. Здесь нужны специалист и наличие соответствующего оборудования. Разбалтывание устранить нетрудно и своими руками.
Ещё несколько советов касательно работы кондиционера
Мы уже рассказывали, что при длительной стоянке на жаре хорошо помогает одновременное включение печки и кондиционера. Но не на всех автомобилях такой режим доступен. В таких машинах алгоритм быстрого создания комфортного микроклимата предусматривает выполнение следующих шагов:
- открытие всех дверей на 3 – 5 минут с целью проветривания салона;
- закрываем окна, включаем кондиционер на «единицу», даём поработать несколько минут;
- по истечении указанного интервала времени переключаем режим охлаждения на максимальный.
Отметим, что наибольший эффект будет достигнут при движении автомобиля, в этом случае кондиционеру будет помогать набегающий поток воздуха. Если температура снаружи транспортного средства превышает 25 градусов, при включении кондиционера не следует сразу же направлять поток воздуха на лобовое стекло – в результате резкого температурного перепада могут образоваться микротрещины, которые неизбежно со временем будут расширяться. Правильный режим охлаждения подразумевает использование максимальной мощности только на первоначальном этапе – как только установится комфортный микроклимат, температуру климатической системы следует понизить, если не хотите подхватить насморк или ангину.
Если говорить о конкретной температуре, которую можно считать наиболее комфортной, то здесь многое зависит от предпочтений владельца транспортного средства. Если верить медикам, что таковой считается диапазон температур в пределах 20 – 22º С. Именно на эти цифры и следует ориентироваться после того, как автомобиль охладился после длительной стоянки на солнцепёке. На старых моделях автокондиционеров, не имеющих возможности установки точных цифровых характеристик работы, оптимальная температура устанавливается экспериментальным образом (обычно это среднее положение указателя температуры).
Есть свои особенности и в отношении выбора режима притока воздуха в зависимости от климатических условий в салоне. Так, если требуется максимально быстрое охлаждение температуры воздуха, следует задействовать режим внутренней циркуляции. Это позволит ограничить доступ воздуха в салон извне, а в замкнутой системе теплообмен происходит намного эффективнее
Немаловажное значение имеет и направление обдува салона. При включении режима обдува салона холодным воздухом нужно настроить шторки дефлекторов таким образом, чтобы обеспечить равномерное распределение воздушного потока по всему объёму салона
Отметим, что эти советы актуальны для владельцев механических кондиционеров. Современные автоматизированные климатические системы способны регулировать все важные характеристики без участия водителя.
Напоследок ещё одна рекомендация, касающаяся всех оборудованных кондиционером автомобилей: перед окончанием поездки за несколько минут до того, как двигатель будет заглушён, выключите систему кондиционирования и включите печку. Этот несложный приём позволит просушить воздух в системе вентиляции, предотвращая появление плесени, грибка и конденсата.
Выбор хладагента
Многое в обеспечении безаварийной работы автомобильного кондиционера зависит от правильного подбора хладагента. Разумеется, в случае покупки нового автомобиля об этом заботиться не нужно. Во всяком случае, до того момента, когда вам потребуется дозаправка климатической системы.
Необходимо знать, что на протяжении длительного времени во всех системах кондиционирования (не только автомобильных) использовался фреон R12. Однако после того как было доказано влияние антропогенных факторов на потепление климата, учёные установили, что фреон в достаточной степени ответственен за разрушение озонового слоя, и в 90-х годах прошлого столетия было принято решение прекратить использование этого летучего вещества. При нормальном давлении и температуре оно находится в газообразном состоянии, причём R12 легче воздуха, поэтому без проблем поднимается до верхних слоёв атмосферы.
Пришедший ему на замену фреон R134a экологически менее опасен, хотя и отличается несколько меньшей эффективностью. В настоящее время все климатические системы заправляются именно им, в том числе и автомобильные кондиционеры. Однако машины, произведённые до 1993 года, работают на фреоне R12, причём конструктивно автокондиционеры первого поколения заметно отличаются от современных – переделывать их вне заводских цехов не представляется возможным.
Обладая разным химическим составом и, соответственно, физическими свойствами, они требуют специфических условий для своей работы (основной параметр – это рабочее давление в системе). Смешивание их невозможно и по другим причинам. В частности, на старых автомобилях в климатических системах используются шланги, произведённые из обычной резины. Попадание на них фреона R134a вызовет разъедание материала. Поэтому в современных системах кондиционирования используются шланги с оплёткой из нейлона, нейтральные к R134a.
Поиск новых, более экологичных и эффективных хладагентов продолжается, и учёные уже анонсировали появление следующего поколения хладагентов – фреона R744, характеризующегося ещё большей экологической безвредностью. Добиться этого удалось за счёт более экстремальных условий применения этого хладагента в климатических системах (имеется в виду рабочее давление). Перспективы перехода на использование этого материала в системах кондиционирования выглядят достаточно весомыми, но из-за усложнения конструкции кондиционеров не следует ожидать, что произойдёт это уже завтра.
Инструкция по заправке
Вне зависимости от того, какой у вас автомобиль и как выглядит система кондиционирования, для всех случаев может использоваться общая инструкция. Хотя системы выглядят и работают по-разному, их объединяет принцип действия и устройства. Потому необязательно искать руководство к обслуживанию кондиционера конкретного авто. Если вы решили заправить свой кондиционер самостоятельно, старайтесь не отступать от указанных рекомендаций и чётко следовать инструкциям.
- Удалите все загрязнения, которые имеются на защитном колпачке и прилегающем участке магистрали низкого давления. Только после этого его можно смело открывать, не опасаясь за проникновение мусора внутрь системы.
- Соберите оборудование и наденьте шланг на заправочный штуцер. Если к баллону с хладагентом прилагается инструкция по его использованию, обязательно опирайтесь на рекомендации производителя. Фреон поставляется в разных баллонах, потому они могут несколько отличаться друг от друга.
- При заправке автомобильных кондиционеров следует запустить двигатель и держать обороты на уровне 1500 единиц. Поддержка оборотов требуется для прокачки фреона по всем магистралям кондиционирующего устройства. Тут лучше воспользоваться помощью ещё одного человека, либо чем-то зафиксировать педаль газа в нужном положении, чтобы обороты не падали и не росли.
- Теперь можно включить рециркуляцию воздуха соответствующими кнопками или регуляторами на вашем кондиционере. Включается оборудование на максимальных значениях.
- Откройте кран магистрали низкого давления. При этом сам баллон с фреоном переворачивается вверх дном. Постепенно открывается вентиль баллончика. Параллельно двигатель продолжает работать, а выходящий хладагент начинает заправлять систему.
- Пока фреон выходит из баллона и попадает в кондиционер, нужно параллельно следить за показателями манометра. Следите, чтобы в магистрали низкого давления значение не превышало 285 кПа. Оптимально оно должно находиться на уровне 275 кПа. Если превысить указанные цифры, тогда это приведёт к поломке компрессора.
- Для проверки правильности заправки системы посмотрите на окно фильтра-осушителя. Если там отсутствуют пузырьки, и вы чётко видите жидкость прозрачного цвета, у вас всё получается верно.
- Когда в салоне появится холодный воздух (его температура составит от 5 до 8 градусов Цельсия), а шланг около штуцера низкого давления станет холодным, словно лёд, процесс можно заканчивать. Перекройте баллон, отсоедините все контакты.
Если всё делать грамотно и по инструкциям, ничего сложного в самостоятельно заправке автомобильного кондиционера вы не увидите. Потому опирайтесь на руководства, внимательно читайте рекомендации производителя фреона, а также не забывайте о нормах техники безопасности. При возникновении проблем, когда что-то не получается и выходит из-под контроля, работу лучше прекратить, а автомобиль отправить специалистам.
Эффективность работы автономного кондиционера
Вот мы и подошли к главному вопросу: насколько эффективен такой кондиционер? Максимальную эффективность показывают мини-кондиционеры с компрессором. Они действительно справляются со своей задачей, но для них обязательно необходим отвод тепла. Также обычный 12-вольтовый аккумулятор его не “потянет” либо мощность устройства будет невысока.
Водяные мини-кондиционеры могут понизить температуру воздуха на несколько градусов, но лишние испарения могут стать источником плесени и грибка, так как повышается влажность воздуха.
Другие модели, которые позиционируются как кондиционеры, являются простыми вентиляторами. Они способны только обдуть вас прохладным ветерком.
Принцип действия автокондиционера
Автомобильную систему кондиционирования воздуха условно разделяют на две стороны: всасывающую и нагнетающую. Граница проходит через компрессор и расширительный клапан. Если нагнетатель не функционирует, давление в обеих частях устройства будет постоянной величиной, но зависимой от температуры окружающей среды (подкапотного пространства).
Давление в обеих частях системы измеряют, подключая дополнительное оборудование с сервисным штуцером. Оно будет зависеть от количества вещества внутри системы. На всасывающей стороне располагается испаритель и трубопровод, посредством которого хладагент поступает на всасывание. На компрессоре находится датчик низкого и высокого давления.
После включения электромагнитной муфты газ сжимается, температура возрастает, а потом он поступает в конденсатор, где происходит переход из газообразной фазы в жидкую. В тёплом виде компонент поступает в осушитель, где проходит очищение и фильтрация, далее по схеме идёт расширительный клапан (фреон охлаждается и превращается обратно в газ) и испаритель. Именно в испарителе тёплый воздух входит в контакт с холодными трубками, охлаждается и возвращается обратно в салон авто. Затем происходит всасывание фреона через компрессор для повторной цикличной работы.
Область от компрессора до расширительного клапана находится под высоким давлением со значением от 5 до 30 бар.
Несмотря на некоторые отличия в строении замкнутой цепи, охлаждение воздуха происходит одинаково, процесс запускается после включения кондиционера. Правильную работу контролирует бортовая сеть – специальные датчики, которые в случае неисправности обеспечивают отключение.
Электронная схема на автокондиционер – базовые компоненты
По сути, ниже сделана попытка разложить систему кондиционирования автомобиля по электронным компонентам, задействованным в технологической схеме.
Возможно, потенциальному владельцу и пользователю откроется, таким образом, лучшее понимание относительно электронного (электрического) управления автокондиционером.
Схема электроники (электрики) автокондиционера включает достаточно большое число различных элементов, при помощи которых выполняется тот или иной функционал управления работой.
Более того, помимо компонентов, отслеживающих корректную работу системы кондиционирования, используется ряд устройств, которыми обеспечивается защита автокондиционера. Рассмотрим классический вариант схемы с разбором всех возможных компонентов.
Система последовательно включенных реле
Основой схемы управления автокондиционера выступает система последовательно включенных реле (Р1-Р5) с разными функциями. Так, реле давления (Р4-Р5) соединяются последовательно с цепями управления муфтой компрессора.
При условиях «недостаточного» или «избыточного» давления в системе, эти устройства «размыкают контакт», разрывая цепь питания муфты холодильного компрессора.
Автомобили с электронным впрыском топлива, как правило, оборудуются электронным модулем управления (ECM – Electronic Control Module) подключаемым к цепи проводки автокондиционера.
Когда переключатель (1) включен, модулем ECM посылается сигнал запроса проверки повреждения цепи. То есть реле давления замыкает цепь, модуль ECM активирует реле, создавая потенциал земли питания на муфте компрессора.
Схема электронного управления автокондиционером: Р1- коммутация вентилятора; Р2 – включение/выключение автокондиционера; Р3 – коммутация термостата; Р4 – реле низкого давления; Р5 – реле высокого давления; 1 – коммутация системы; 2 – термальная защита; 3 – катушка магнитного сцепления компрессора; 4 – защитный диод; 5 – контроль наличия «земли»
Следующей не менее значимой системой схемы управления значится регуляция скорости вращения крыльчаток вентиляторов автокондиционера.
Обычно конструкция предусматривает наличие не менее двух рабочих вентиляторов – испарительного и конденсаторного. Первый является внутренним (салонным), второй – внешним (уличным).
Автокондиционер и регуляция скорости вентиляторов
Принцип действия регулятора обычно строится на эффекте сопротивления индуктивности. По сути, регулятор скорости вентилятора попросту состоит из проводов, скрученных спиралью, соединённых последовательно. Эти спиралевидные проводники имеют различный диаметр.
Электрический ток протекает через одну или несколько образованных таким способом катушек. За счёт сопротивления индуктивностей изменяется скорость вращения вала двигателя вентилятора. Однако помимо индуктивного регулятора, применяется также функция электронного контроллера.
Регуляция скорости вращения вентиляторов: A – электронная схема; B – индуктивная схема; 1 – терминал управления; 2 – питание 12В; 3 – выход отрегулированного потенциала
Для варианта электронного контроллера преобразованием слаботочных сигналов ECM в более высокий потенциал тока изменяется напряжение на двигателе вентилятора.
Следует отметить, скорость вентилятора, в данном случае, регулируется бесступенчатым принципом. Такой тип регулятора скорости используется системой электронного климат-контроля (ECC — Electronic Climate Control) автомобиля.
Редукционный клапан
После осушителя хладагент поступает к редукционному клапану. В редукционном клапане перед испарителем понижается давление жидкого хладагента, что приводит к охлаждению испарителя. Редукционный клапан находится на границе разделения сторон низкого и высокого давления контура хладагента. В клапане происходит регулирование потока хладагента к испарителю в зависимости от температуры паров хладагента на выходе из испарителя, поэтому в испарителе испаряется столько хладагента, сколько необходимо для поддержания равномерного «холода» в испарителе.
Если повышается температура хладагента, выходящего из испарителя, то хладагент расширяется в термостате 4, установленном на редукционном клапане. Мембрана 3 при этом прогибается и поток хладагента через шариковый клапан 2 к испарителю увеличивается.
Если понижается температура хладагента, выходящего из испарителя, то тогда объем хладагента в термостате уменьшается и мембрана 3 возвращается в верхнее положение. Поток хладагента через шариковый клапан к испарителю уменьшается.
Термостатический расширительный клапан функционирует под действием трех сил:
- 1-я давление в сенсорной трубке зависит от температуры сильно нагретого хладагента. Это давление действует в качестве силы отпирания (PFu) на мембрану
- 2-я давление в испарителе (PSa) действует на мембрану в противоположном направлении
- 3-я давление регулировочной пружины (PFe) действует в том же направлении, как и давление в испарителе
Редукционный клапан разбрызгивает охлажденную жидкость, подавая ее в испаритель.