Какими машинами можно управлять с водительским удостоверением категории с и как ее получить

Содержание:

Описание каждой категории

Введенная расширенная классификация строго разграничивает транспортные средства по мощности, грузоподъемности и пассажировместимости, а соответственно подходить к выбору железного коня теперь нужно еще более внимательно с учетом открытых категорий.

Например, Hummer H1 по ПТС попадает в категорию С (полная масса почти 5 т), а Land Cruiser 105 по количеству пассажиров (10 мест) в категорию D.

Пробежимся по всем видам ТС еще раз и рассмотрим некоторые пункты, ограничения и отличия по категориям более детально.

Мотоциклетная техника

Категория M – мопедные передвижные средства, скутеры и легкие квадроциклы с малой мощностью и общим объемом двигателя не более 50 кв. см. Этот вид транспорта набрал популярность благодаря своей доступности широким слоям населения и малым габаритам. И конечно, всем участникам движения хотелось бы чтобы водители скутеров обладали необходимыми знаниями ПДД выезжая на общественные дороги.

Категория А – тяжелые мотоциклетные средства передвижения. Снаряженная масса такого мототранспорта может доходить до 400 кг, а рабочий объем двигателя должен превышать 125 куб. см. Категория А позволяет управлять любыми типами мотоциклов, в том числе мототранспортом подкатегории А1.

Подкатегория А1 – облегченные и маломощные мотоциклетные средства с двигателем объемом 50-125 куб см, и силой до 11 кВт.

Легковые автомобили

Этот самый распространенный класс транспортных средств на наших дорогах:

Категория В – Легковой автотранспорт общей массой до 3,5 т и количеством пассажирских мест до 8. Позволяет буксировать прицеп весом до 750 кг либо прицеп большей массы при соблюдении условия, что вес всего состава также укладывается в 3,5 т.

Подкатегория ВЕ – это допуск к вождению тех же легковушек категории В, но с прицепом, превышающем вес самого автомобиля (вес прицепа более 750 кг). Масса такого состава в совокупности может превосходить 3,5 т.

Подкатегория B1 – Данная подкатегория никакого отношения к легковым машинам категории В не имеет. Требуется она для вождения трициклов и квадрициклов.

Открывается подкатегория В1 при наличии в правах категорий А или В.

Однако виды транспортных средств при этом различны:

  • категория А открывает допуск к вождению квадрициклов с мотоциклетной посадкой (органы управления и руль как у мотоцикла) и в этом случае в столбце 12 будет проставлено ограничение MS;
  • категория В позволяет управлять квадрициклом с автомобильной посадкой (руль, сидения, педали, переключатели автомобильного типа), на правах в этом случае будет стоять соответствующая отметка AS;
  • если же у водителя имелись обе категории (А и В), ему будет доступен транспорт подкатегории В1 без каких-либо ограничений.

Особые отметки MS и AS в правах позволяют сотруднику ГИБДД легко определить законность передвижения водителя на том или ином виде техники.

Грузовой транспорт

Если сфера вашей деятельности связана с перевозкой грузов, вам следует открывать категорию соответствующую грузоподъемности вашего транспорта.

Категория С – Грузовики общей массой свыше 3,5 т. Данная категория подойдет для управления всеми видами тяжелого грузового транспорта, например, самосвалами и автофурами.

Подкатегория С1 – Средний грузовой автотранспорт массой 3,5 – 7,5 т, подходит для транспортировки малогабаритных и мелких грузов.

Подкатегория СЕ – Вождение грузовика категории С с тяжелым прицепным устройством массой свыше 750 кг.

Подкатегория С1Е – Вождение грузового транспорта, сцепленного с прицепом, масса которого составляет более 750 кг. Общий вес грузового состава в этом случае не должен превышать 12 т.

К категории С относятся также и большие внедорожники, полный вес которых не укладывается в границу категории В.

Автобусы

Категория D – Пассажирский транспорт автобусного типа с числом мест для пассажиров более 8. Права категории D позволяют управлять автобусами различного размера, в независимости от допустимой максимальной массы ТС. Именно эта категория необходима, к примеру, для вождения рейсовых автобусов.

Подкатегория D1 – Вождение пассажирского авто, с сидячими местами для пассажиров от 8 до 16. В эту категорию попадают привычные всем газели и другие микроавтобусы.

Подкатегория DE – Автобусный транспорт с прицепом массой более 750 кг.

Подкатегория D1Е – Автобусы прицепных конструкций, с общей массой до 12 т.

Категории Tm и Tb не требуют описания. Данные категории можно увидеть на водительских правах тех людей, кто избрал своей профессией работу водителя трамвая или троллейбуса.

Практика на автодроме и в городе

Если теория была успешно сдана, тогда кандидата в водители допускают к практическому экзамену на специализированном автодроме (п. 11 Постановления № 1097), в противном случае придется сначала сходить на пересдачу.

Сдача экзамена на получение категории прав D на автодроме в 2021 году происходит следующим образом:

  • сначала экзаменатор осуществляет проверку автобуса на работоспособность, видеокамер, фиксирующих процесс сдачи, соответствие оборудования зон испытательных упражнений установленным требованиям (конусы, разметка) (п. 106 Приказа МВД № 995);
  • далее проверяется личность водителя;
  • затем кандидат, по команде экзаменатора, садится на водительское место и готовится к началу выполнения упражнений (пристегивается ремнем, осуществляет регулировку зеркал заднего вида), после этого – подтверждает готовность к старту, включив ближний свет фар (п. 11 Приложения 7 к Приказу МВД № 995);
  • по сигналу экзаменатора, начинается выполнение упражнений – “Остановка и начало движения на подъеме”, “Маневрирование в ограниченном пространстве”, “Въезд в бокс задним ходом”, “Парковка ТС и выезд с нее”, “Остановка для безопасной посадки и высадки пассажиров”, “Проезд регулируемого перекрестка”.

В 2021 году оценка “Не сдал” будет присвоена, если, например:

  • двигатель заглох 3 или более раз (п. 113.7. Приказа МВД № 995);
  • были сбиты конусы 3 или более раз;
  • водитель двигался задним ходом при выполнении упражнений, где это делать запрещено;
  • был допущен откат ТС на 30 сантиметров при выполнении остановки и начала движения на подъеме.

После успешной сдачи автодрома будет назначено время и место проведения экзамена в городе. Подготовка к нему осуществляется примерно так же, как и на автодроме (то есть экзаменатор проверяет готовность ТС, средств видеоконтроля, по команде водитель занимает свое место, проверяет зеркала, пристегивается ремнем и др.).

Далее начинается движение по установленному маршруту. По команде экзаменатора, водитель должен выполнять соответствующие действия, указанные в п. 2 Приложения 2 к Постановлению № 1097 (совершить обгон, остановиться для пропуска граждан на пешеходном переходе, проехать нерегулируемый перекресток равнозначных и неравнозначных дорог и др.).

Экзаменатор оценивает, как кандидат соблюдает ПДД, и при допущении ошибок начисляет штрафные баллы:

  • 5 – за грубые ошибки;
  • 3 – за средние;
  • 1 – за мелкие (п. 129 Приказа МВД № 995).

Как получить категорию «М»

Есть 2 пути, но главное требование прав категории «М» — возраст кандидата 16 лет или более и отсутствие медицинских противопоказаний.

Первый способ, простой

Прохождение обучения на любую другую категорию транспортных средств автоматически откроет «М» в водительском удостоверении. Поэтому стоит трижды подумать и соотнести финансовые затраты перед записью на специализированные курсы по вождению скутера или мопеда. Водитель, который обратится в ГИБДД для замены прав уже наделен полномочиями по вождению каким-либо ТС, а это значит, что после обмена у него автоматом проставляется категория «М» на лицевой стороне водительского удостоверения.

Второй способ, сложный — обучение в автошколе и сдача экзаменов в ГИБДД

Если вы выбрали обучение на категорию «М» в автошколе, прежде чем платить за курсы пройдите медицинскую комиссию и оформите медсправку. Не исключено, что часть обучения будет оплачена, а у кандидата обнаружатся медицинские противопоказания для получения прав на скутер. Деньги, за уже полученные знания о мопедах наврядли кто-либо вернет, а водительское удостоверение в ГИБДД вам никто не выдаст. Стоимость обучения на категорию «М» начинается от 18 тысяч рублей, при этом возраст обучаемого должен быть не менее 14 лет. Но получить права, тем не менее, можно не раньше 16 лет. Поэтому целесообразнее обучаться управлению легкими мотоциклами (А1) и получить обе категории. После прохождения теоретического и практического курса будущему водителю выдают водительскую карточку об успешном окончании автошколы и он может сдавать экзамены на права в ГИБДД. В проверку знаний для открытия категории «М» входят:

  • Сдача экзаменационных билетов в Госавтоинспекции (20 вопросов за 20 минут, при допуске более 2 ошибок в билете кандидат «не сдал». За каждую из двух возможных ошибок добавляют по 5 вопросов, ответить на которые нужно правильно, иначе пересдача через 7 дней);
  • Езда на автодроме (троганье с места, змейка, «восьмерка», разгон, маневрирование, парковка, остановка и другие упражнения)

Вождение мопеда (скутера) по территории города сдавать не придется, проверка навыков происходит исключительно на специально подготовленной площадке.

Стоит отметить, что сдать на права без обучения, экстерном, запрещено на законодательном уровне.

Как получить права CE

Водители, обучающиеся на категорию CE должны помнить, что она дает право управлять грузовиками средней тяжести и тяжеловесными авто, вождение легкового автомобиля не предусмотрено. Порядок обучения на категорию C требует соблюдения следующих условий:

  • Ученик должен иметь не менее 17 лет, но на момент выдачи удостоверения он должен достигнуть совершеннолетия.
  • Необходимо пройти медкомиссию и получить документ, в котором отсутствуют противопоказания к вождению.
  • Потребуется пройти обучение в автошколе, которое состоит из практической и теоретической части.
  • После успешной сдачи экзаменов, ученику выдадут соответствующее удостоверение.

Записаться на переподготовку к CE можно будет не раньше, чем через 12 месяцев.


Категории водительских прав

Возраст и отсутствие медицинских противопоказаний

Получить знак CE в водительских правах могут претенденты от 19 лет и старше. Еще одним обязательным условием является прохождение полного медицинского осмотра. По завершению комиссии будущий водитель получит справку, которая и будет являться пропуском к сдаче экзаменов. О том, как получить категорию CE можно узнать, записавшись на подготовку в ближайшую автошколу. После успешного прохождения медицинского обследования ученик проходит курс обучения и готовится к экзаменам. Перечень экзаменов состоит из теоретической части, езды на автодроме и поездки по городу. Водителей могут со временем направить на прохождение нового медицинского обследования. Это позволяет определить их состояние здоровья и оценить, насколько другие участники движения и пешеходы смогут чувствовать себя в безопасности. Будет нелишним уточнить у сотрудников медицинского учреждения срок действия выданного документа. По истечению определенного периода времени потребуется пройти новое обследование, в противном случае вождение транспортным средством будет считаться серьезным нарушением.

Стоимость

Автолюбители, желающие получить право управлять грузовыми автомобилями с массой от 3,5 до 7,5 тонн, наверняка задаются вопросом, сколько будет стоить обучение для получения подвида CE. Один месяц теоретических и практических занятий по вождению оценивается от 16 000 до 24 000 рублей. В стоимость обычно включено следующее:

  • Теоретические занятия, в среднем около 16 часов.
  • Расходы на топливо.
  • Практические занятия по вождению, в среднем около 24 часов.
  • Сдача экзамена в автошколе.
  • Оформление документов для ГИБДД и регистрация.

Важным моментом является выбор автошколы. Для начала можно узнать отзывы учеников, ранее проходивших обучение. У хорошего учебного заведения должны быть собственные аэродромы и новые автомобили в хорошем техническом состоянии. Многие автошколы предлагают пройти обучение с оплатой в рассрочку.

Категория М — Пассажирские транспортные средства

Автомобили легковые

Категория M1 — Транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров и имеющие, помимо места водителя, не более восьми мест для сидения.

Автобусы, троллейбусы, специализированные пассажирские транспортные средства

Категория M2 — Транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, технически допустимая максимальная масса которых не превышает 5 тонн.

Категория M3 — Транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, технически допустимая максимальная масса которых превышает 5 тонн.

В1, что это?

На самом деле, В1, как и ВЕ, представляет из себя ответвление от всем знакомой категории В, позволяющей своему обладателю эксплуатировать легковые и грузовые (например Навару или Тундру при определенных весовых параметрах) машины не тяжелее трех с половиной тонн и способные разместить максимум восемь персон в салоне.

Подкатегория водительских прав В1 дает возможность использовать трициклы и квадрициклы с объемом двигателя не выше 50 кубических сантиметров, при этом вес средства передвижения не должен превышать 0,55 тонн (с учетом массы перевозимого груза).

Если средство передвижения имеет более низкие эксплуатационные параметры, для того, чтобы ездить на нем, достаточно прописанной категории М.

В отличие от ВЕ при наличии открытой категории В, на В1 не нужно учиться дополнительно. Она проставляется при выпуске водительского удостоверения автоматически. Таким образом, забирая удостоверение с категорией В в вашем документе будут заполнены сразу три строчки — В, М и В1. Однако, если документов, разрешающих управление автомобилями легче 3,5 тонн вы не имеете, но желаете приобрести квадрицикл (трицикл) для передвижения, обучиться на В1 отдельно не представляется возможным.

Также категория В1 пропечатывается в правах автоматически при открытии категории управления транспортными средствами А и не подразумевает дополнительных водительских курсов и экзаменов.

B1 AS и B1 MS

В водительских удостоверениях современного образца по левой стороне от даты получения категории B вы наверняка замечали буквы АТ и МТ. В случае с легковым автомобилем такая пометка определяет вид коробки передач, на которой водителю позволяется ездить. Это зависит от того, какую программу обучения он проходил в своей автошколе.

Рядом с категорией B1 печатаются подобные пометки. Только буквенные индексы AS и MS не имеют отношения к коробке передач.

  1. Automotive Steering (AS) разрешает движение на квадрициклах и трициклах с указанными выше параметрами, которые при этом имеют рулевое колесо автомобильного типа и настоящим водительским креслом. Такая пометка будет в водительском удостоверении человека, открывшего подкатегорию В1 автоматически при получении категории В.
  2. Motorcycle Steering (MS) разрешает езду на ТС категории В1, оснащенных мотоциклетным седлом и рулем мотоциклетного типа. Соответственно, такой буквенный индекс ставится напротив категории В1, если она проставляется сразу после обучения на категорию А.

Владельцы категорий А и В сразу буквенного индекса рядом с В1 не имеют, поскольку имеют право управлять квадрициклами и трициклами с любым типом посадки и любым видом руля.

Как получить права категории СЕ или С1Е

Очевидно, что для открытия дополнительной Е для существующего водительского удостоверения разной категории необходимо соответствовать определённым требованиям. То же самое касается и С1Е. Это обосновано тем, что вождение громоздких прицепов даже на легковой машине требует немалого опыта вождения автомобильной техники.

Необходимые документы и требования к водителю

Для начала водителю необходимо соответствовать определённым требованиям. Первое – возраст. Для получения прав ВЕ, СЕ и С1Е необходимо быть старше 18 лет. Для получения удостоверения DE и D1E необходимо достичь 21 года, поскольку возможность управления автобусами предполагает стаж вождения как минимум 3 года.

Следующее требование к водителю – опыт вождения авто нужного класса. Такой опыт не должен быть меньше года. Первым выдаётся удостоверение В, С или D, а затем, спустя год, может уже проходить курсы на получение категории Е.

При соответствии первым двум требованиям необходимо записаться на курсы в автошколе. Согласно новому законодательству, автошкола должна соответствовать определённым параметрам, поэтому обязательно уточните, что здесь вы сможете открыть ВЕ, С1Е и т. д.

И последнее – медкомиссия. Открытие прав С1Е требует также прохождения, помимо стандартного списка врачей, нарколога и психотерапевта. Получить их заключения можно в специализированных клиниках. После прохождения всех специалистов и сдачи всех анализов, как и обычно, заключение пишет терапевт.

И, конечно, необходимо предоставить паспорт гражданина РФ и квитанцию об уплате налога (примерно 800 рублей).

Стоимость

Цена на прохождение курсов в автошколах России отличается. Сейчас она составляет от 15 до 25 тыс. руб. В большинстве случаев в обучение входят занятия по теории вождения машин и практические занятия по вождению машины с прицепом. Сколько часов и непосредственно занятий в месяц – решается в индивидуальном порядке. Также некоторые автошколы дополнительно готовят пакет документов и регистраций для подачи в ГИБДД. В него обычно входят:

  • запись слушателя в ГИБДД;
  • свидетельство об окончании курсов;
  • подготовка полного комплекта справок в ГИБДД;
  • прохождение тестирования на машинах автошколы.

Сроки

При посещении занятий 1-2 раза в неделю срок обучения обычно составляет 1-1,5 месяца. В большинстве автошкол на обучение теории категории Е выделяется 16 часов, а на практические занятия – 24 часа.

Сдача экзаменов в ГИБДД и упражнения на автодроме

Примечательно, что для того, чтобы открыть Е (СЕ, С1Е, DE и т.д.), сдавать теорию не нужно. Достаточно только пройти два этапа тестирования практических навыков управления транспортным средством с прицепом:

  • первый – тестирование навыков управления ТС с прицепом на автодроме ГИБДД. Во время тестовой поездки водителю необходимо будет продемонстрировать простые навыки управления авто с прицепом, навыки парковки к эстакаде, а также умение двигаться задним ходом;
  • второй этап – тестирование умения водителя управлять транспортным средством с прицепом в условиях реального городского траффика.

Если при каких-либо обстоятельствах вы не смогли сдать вождение в ГИБДД с первого раза, пересдать экзамен по управлению авто с прицепом можно будет через 7 дней.

Замена прав с категорией Е

Согласно действующему законодательству, водители, которые оформили водительское удостоверение Е до конца 2000-го года, поле «Особые отметки» будет содержать информацию о том, что Е доступна для всех существующих категорий. Другими словами, при существующих В, С и D, в поле «Особые отметки» добавится запись Е к В, С и D – при сдаче экзамена будут открыты СЕ, ВЕ и DE.

Если же вы открыли Е в 2001 году или позже, вы сможете заменить права только на ту категорию, которая была открыта. Другими словами, если у вас открыта DE, то для получения СЕ и ВЕ придётся сдавать экзамен отдельно.

Сколько стоит обучение?

Сегодня трудно себе представить взрослого человека, который бы не имел право водить легковой автомобиль. Переобучиться с категории В на категорию С обойдется дешевле, чем сразу получить право на вождение грузовика. Но и эта сумма не отличается бюджетностью – стоимость обучения в этом случае около 20 тысяч рублей. Поэтому автошколы часто предлагают поэтапную оплату.

Перед тем, как принять решение на обучение на права на категорию С, следует поинтересоваться следующими вопросами:

  • входят ли в эту сумму аренда транспортного средства и его заправка;

  • потребуется ли дополнительно платить за аренду места проведения занятий – автодрома;

  • необходима ли дополнительная оплата за оформление документов.

После того, как будут учтены все вопросы, может оказаться, что выучиться на категорию С в автошколе, предлагающей минимальную плату, будет намного дороже, чем планировал ученик.

Как открыть категорию С при наличии В: пошаговая инструкция

Открыть категорию С при наличии В можно стандартным способом: пройти обучение в автошколе, получить медицинскую справку, сдать экзамены и оплатить госпошлину для получение водительского удостоверения. Но есть некоторые нюансы этого «мероприятия».

Заключение договора в автошколе

Программа обучения в автошколе подразумевает прохождение теории и практического вождения грузового транспорта. Необходимо проверить лицензию у заведения и убедиться в том, что школа аттестована на проведение обучения водителей именно на категорию С. В договоре прописывается стоимость обучения и дополнительные практические занятия, если таковые предполагаются.

Договор защищает ученика с юридической стороны, ведь в документе будет указано число часов теоретических занятий и количество уроков по практическому вождению. Сразу после составления договора нужно будет произвести оплату обучения. Это можно сделать двумя способами – внести на расчетный счет или в кассу учреждения сразу всю сумму или «в рассрочку» (платится поэтапно равными частями). К договору прикрепляется чек об оплате.

Пакет документов для обучения

Для прохождения обучения нужно будет предоставить копию паспорта гражданина с действительной регистрацией. Если автошколу будет посещать иностранный гражданин, то ему потребуется сделать перевод иностранного паспорта, нотариально заверить.

Обязательным для него является и подтверждение законного пребывания на территории России – это может быть разрешение на временное проживание, свидетельство беженца или временного убежища, вид на жительство с регистрацией минимум на 12 месяцев.

Обязательно сдается медицинская справка еще до начала уроков практического вождения. По закону автошкола не имеет право начинать обучение курсанта без этого документа даже по теории, но на практике ученикам дается несколько дней/недель для решения вопроса оформления медицинского документа.

Медкомиссия

Сначала осуществляется оплата медицинской комиссии, затем нужно сделать фотографии и пройти ряд специалистов, которые будут ставить соответствующие отметки в документе. Последняя подпись в справке ставится терапевтом на основании полученных данных обследования от врачей узких специализаций.

Среди медицинских противопоказаний к получению прав и управлению автомобилем категории С указаны:

  • коррекция более 0.8 по одному глазу и 0.4 по другому;
  • нарушения цветопередачи типа дихромазии;
  • затрудненное восприятие речи на расстоянии менее 3 метров;
  • ограничивающие движение заболевания;
  • некоторые болезни сосудов (аневризмы, эндартериит и пр.);
  • заболевания крови;
  • патологии периферической и центральной нервной системы.

Непосредственно обучение для получения прав

Нужно приобрести экзаменационные билеты и вместе с учителем и самостоятельно постоянно штудировать их. Общее количество часов обучения составляет 84, если ученик предпочитает автоматическую коробку передач, то 82 часа.

В ходе обучения потенциальный владелец водительского удостоверения категории С должен пройти:

  • курс «Техническое устройство и ТО ТС категории «С» — теории 20 часов и практики 4 часа;
  • основы управления ТС категории «С» — теории 8 часов и практики 4 часа;
  • вождение ТС категории «С» (механика/автомат) – только практика 38/36 часов.

Экзамены для открытия категории С, если есть В

Сначала нужно сдать теоретический экзамен на территории автошколы («внутренний экзамен»), даже если есть открытая категория В. Он состоит из 20 вопросов, для успешного прохождения нужно правильно ответить на 18.

Ученики, которые сдали теорию, допускаются к следующему этапу экзаменов – вождение на площадке автошколы. Необходимо выполнить:

  • повороты под прямым углом;
  • «змейку»;
  • проехать на подъем и остановиться на нем;
  • развернуться;
  • въехать/выехать из бокса;
  • параллельную парковку.

Если этап пройден удачно, то начинается заключительная часть экзамена – выезд на грузовом транспорте в городские условия. Чтобы получить «зачет», нужно передвигаться по дороге не только на первой скорости, но и переключаться на вторую, третью, выполнять все указания сотрудника ГИБДД (он едет рядом на пассажирском сиденье).

Как выглядят права нового образца

Российское ВУ нового формата изготовлено в соответствии с требованиями международного Венского договора, благодаря чему с такой корочкой, без оформления дополнительных бумаг, разрешено спокойно пересекать границы ближнего зарубежья. На сторонах удостоверения можно найти:

  • 14 пометок, шифрующих определенную информацию;
  • Таблицу категорий, с указанными в ней датами начала и окончания их срока действия;
  • Защитный штрих-код, предназначенный для ведения автоматизированного учета;
  • Индивидуальный номер документа;
  • Фото владельца ВУ.

Для чего нужны эти обозначения, и каким стандартам они отвечают, мы рассмотрим ниже.

Система защиты

В связи с тем, что инспектора дорожной полиции все чаще стали обнаруживать поддельные корочки, было принято решения внедрить на водительских удостоверениях нового поколения дополнительную систему защиты, состоящую из трех основных элементов:

  • Логотип с надписью «RUS» (над фотографией) подсвечивается под ультрафиолетом, а слева от него проявляется так называемый «водный знак», который невозможно рассмотреть под обычным освещением;
  • На обратной стороне ВУ также имеются зашифрованные символы, нанесенные прямо на пластик. Поэтому при фальсификации прав их просто невозможно подделать;
  • Материал для изготовления корочки обладает особой структурой, благодаря чему липовое удостоверение можно определить даже на ощупь.

Такого уровня защиты вполне достаточно для снижения вероятности подделки документа. В остальном ответственность за обнаружение ненастоящих ВУ или ПТС ложится на плечи сотрудников госавтоинспекции.

Лицевая сторона

На лицевой стороне новых прав присутствуют 9 из 14 пометок, которые располагаются друг под другом. Расшифровывается данная информация следующим образом:

  1. Фамилия владельца корочки;
  2. Его имя и отчество (инициалы водителя, в соответствии с международными требованиями, указываются на двух языках: русском и английском);
  3. Дата рождения и гражданство;
  4. Данная графа делится на три дополнительных подпункта, где: a – это дата выдачи документа, b – срок окончания его действия, и c – наименование структуры, ответственной за регистрацию и выдачу ВУ;
  5. Серия и номер удостоверения;
  6. Изображение владельца, в соотношении 3:4 (при наличии проблем со зрением гражданину разрешается фотографироваться в очках);
  7. Электронная подпись владельца;
  8. Населенный пункт, в котором человек официально прописан;
  9. Доступные для управления водителю категории и подкатегории ТС.

Оборотная сторона

Большую часть оборота на удостоверении нового образца занимает таблица категорий, включающая в себя 16 разных видов транспорта. Кроме этого в ней можно найти и три цифровых пометки, обозначающих:

  • Дату открытия категории (под индексом 10);
  • Окончание ее срока действия (номер 11);
  • Имеющиеся ограничения на управление определенным видом ТС (цифра 12).

Сразу под таблицей размещается отметка 14, демонстрирующая так называемый GCL номер. А в левой части корочки можно найти продолговатый штрих-код, служащий для автоматизированного контроля штрафов и других погрешностей особы (вплоть до лишения прав).

Получение впервые

В отношении претендентов на водительскую категорию «СЕ» предусмотрены определенные квалификационные требования, которым должен соответствовать кандидат.

Категория СЕ

Требования

Чтобы получить категорию «СЕ», водитель должен иметь стаж по группе «С» не менее двенадцати месяцев. При отсутствии такого опыта открыть допуск к использованию прицепного устройства не удастся.

Ограничения по возрасту предполагают, что кандидату должно быть не менее 21 года.

Медкомиссия

Для выдачи прав «СЕ» результаты медицинского освидетельствования должны выявить у претендента отсутствие:

  • уровня зрения ниже 0,8 и 0,4 по разным глазам;
  • слепоты по одному глазу;
  • неблагоприятных последствий для зрения, вызванных оперативным вмешательством;
  • глазных заболеваний;
  • смещения зрачка от центрального расположения на 70 градусов и более;
  • ограничения сектора обзора 20 градусами;
  • отсутствия одной из кистей или стоп, пальцевых фаланг или ограничения подвижности пальцев рук;
  • расхождения в длине ног от 6 см и более;
  • роста менее полутора метров;
  • болезней, вызывающих проблемы с вестибулярным аппаратом или подвижностью конечностей.

В отношении кандидатов на водительское удостоверение «СЕ» также распространяются общие ограничения, предъявляемые к остальным водителям. Результаты медосмотра выдают лицензированные медицинские учреждения.

Обучение

Чтобы получить категорию «СЕ» на управление грузовым автомобилем с прицепом при наличии удостоверения группы «С», водитель проходит курсы повышения квалификации в автошколе, обладающей лицензией на данный вид обучения.

Программа предусматривает теоретический курс с отработкой практических навыков в условиях полигона, выезд на дороги общего пользования.

Теория включает изучение понятий и положений ПДД, методики оказания первой помощи, особенностей конструктивного устройства автомобилей и прицепных средств, правовых основ ответственности за нарушение установленных законодательных норм.

Экзамен

Экзамен для кандидатов на водительские права «СЕ» предполагает проверку практических навыков вождения. Эта группа аттестуемых лиц освобождена от сдачи теоретической части.

Автодром

Проверка вождения на автодроме включает демонстрацию водителем следующих навыков:

  • сцепления и расцепления с прицепным устройством;
  • параллельной парковки;
  • движений в заднем направлении с въездом и маневрированием;
  • правильной и точной остановки с соблюдением норм безопасности, управления в условиях ограниченного пространства.

Не допускается более двух ошибок.

Категория С

Город

При выезде в город инспектор проверяет правильность разворотов в разрешенных местах, пересечения перекрестков с регулировкой и без (с трамваями и другими участниками), выполнение обгонов и перестроений на многорядной магистрали.

Некоторые маневры выполняют в условиях парковочной площадки торгового центра и на других подходящих площадках в пределах городской черты и за городом.

Планируемые изменения

С апреля 2021 года предполагается ряд мер, ужесточающих проведение экзамена на права, включая категорию «СЕ».

Водителям этой группы не грозит аттестация по теоретическим знаниям, объем которой возрастет с 20 до 50 билетов. Но их затронет изменение регламента проверки вождения.

Аттестация управления машиной на автодроме отменена. Теперь экзамен предполагает выезд в город или на трассу. Еще одно новшество состоит в отмене системы подсчета баллов, оставляется право принятия решения за экзаменатором.

Сроки

Обучение на открытие категории «СЕ» проходит в течение от 3 до 5 месяцев в зависимости от особенностей программы конкретной автошколы. Это означает, что лица, записавшиеся на курсы с начала 2021 года, будут сдавать экзамен по новым правилам.

Кандидату разрешены две пересдачи в случае провала на первой аттестации спустя 7 дней после предыдущей попытки.

Стоимость

Обучение на права категории СЕ в 2020 году с учетом расценок отдельно взятой автошколы стоит от 15 000 до 30 000 рублей. Дополнительно необходимо оплатить прохождение медосмотра, цена которого от 2 000 до 3 000 рублей в зависимости от тарифов медицинской организации.

Получение прав категории «СЕ» в России предъявляет к водителю особые требования в плане квалификационных, возрастных условий, показателя стажа. Но такое ужесточение регламента вполне обосновано, учитывая степень ответственности для данных граждан.

Дополнительные расходы

Обучение и получение прав предполагает не только траты на курсы, а еще целую кучу всевозможных расходов, это:

  1. Самая первая денежная трата — это оплата медкомиссии, которую нужно пройти перед поступлением в автошколу. Сюда входит осмотр стандартного набора врачей, таких как терапевт или офтальмолог, а также нарколог и психиатр. Все эти услуги платные, при этом пройти медкомиссию можно только по месту регистрации. В общей сложности вам это обойдется в 2-3 тысячи рублей.
  2. При зачислении в школу необходимо сделать фотографии для будущих прав — это около 300 рублей.
  3. Автошколы продают учебники, которые можно бесплатно скачать в интернете. Если приобретать у них, придется выложить около 800 рублей. Экзаменационные билеты тоже платные, хотя они есть в свободном доступе практически на любом сайте.
  4. Дополнительные занятия — излюбленный способ автошкол подзаработать, при котором инструктор пытается убедить ученика, что его уровень очень низок, и без внеклассных занятий он опустится на дно. Задумайтесь, если подача материала в школе настолько плоха, что у вас возникают проблемы с успеваемостью, возможно стоит попытаться вернуть деньги через суд.
  5. Расходы на сдачу экзамена в ГИБДД — отдельно за теорию и за практику + для сдачи на автодроме придется арендовать у ГИБДД автомобиль, около 600 рублей.
  6. Госпошлина за изготовление прав — 2000 рублей.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector