Почему в мире существует левостороннее и правостороннее движение
Содержание:
- Что влияет на выбор направления в разных странах
- Правила смены стороны движения на границе
- Прочие виды транспорта
- Список стран с левосторонним движением, актуальный на 2018 год
- Штрафы в Греции за нарушение ПДД
- Какое движение в России правостороннее или левостороннее?
- Исторические предпосылки разделения на право- и левостороннее движение
- Почему в Англии левостороннее движение?
- Как оплачивать проезд по платным дорогам в Греции
- Различия в конструкциях автомобилей
- Как перестроиться на вождение с левосторонним движением
- Список стран с левосторонним движением
- Страны, изменившие движение по полосам
- Особые случаи
Что влияет на выбор направления в разных странах
Сегодня треть населения планеты придерживается левой стороны движения, и почти столько же всех автострад мира являются левосторонними. Таким образом, правостороннее движение используется намного чаще. Объясняется это историческими традициями и тем, что большинство людей на планете правши. Так, при поездках в конных упряжках наездник мог быстрее осуществить манёвр поворота в правую сторону (чтобы, к примеру, избежать столкновения с другим экипажем либо путником на узкой дороге), чем в левую, поскольку именно правая рука более сильная и лучше развита. Позднее, когда появились безлошадные экипажи, управляемые рычагом, водителям также нужно было прилагать немалые усилия для управления. Лучше выходило управлять правой рукой. Скорее всего, именно эта физиологическая особенность послужила поводом к тому, что традиционной, а позднее и нормированной, стала правосторонняя езда.
Важно!Несмотря на заверения приверженцев правого руля о большей безопасности левостороннего передвижения, специалисты утверждают, что направление движения никоим образом не влияет на количество ДТП. Безопасность на автострадах может обеспечить лишь исправный транспорт и чёткое следование ПДД
Однако есть и другие версии, которые утверждают, что передвижение по левому краю дороги появилось раньше (в частности, именно так передвигались в Римской империи). А первым задокументированным законом, который предписывал гражданам страны придерживаться левой стороны, стал принятый в Англии билль 1756 года. В нём говорилось о норме перемещаться именно таким способом по Лондонскому мосту. Закон устанавливал и штраф за нарушение — фунт серебра. Спустя четверть века в Британии на законодательном уровне было предписано ездить по левому краю всех дорог державы. Позднее, поскольку Великобритания стала колониальной державой, то все её колонии также должны были подчиняться этому закону и переходить на левостороннее передвижение. Так, традиция такой езды пришла в Индию, Пакистан и Австралию, где влияние Англии было очень высоко.
Если говорить о факторах, оказавших влияние на выбор направления движения в Европе и США, то историки утверждают, что здесь огромную роль сыграла Франция и её авторитет среди мирового сообщества в эпоху Наполеона. Так, страны, которые поддерживали политику французского императора (в частности, Швейцария, Голландия, Германия, Италия, Польша, Испания), последовали за французами и узаконили езду правостороннюю.
Те же, кто не разделял её и пребывал в противостоянии к главе Франции, — предпочитали передвигаться по левую сторону. Речь идет о таких странах как уже указанная выше Великобритания, а также Австро-Венгрия и Португалия. Исторические традиции повлиять на выбор направления движения не остановились на вышеперечисленных странах. На очереди стала Япония — страна восходящего солнца. Как утверждают историки, самураи на левом боку крепили свой меч. И чтобы не зацепить друг друга при скачках на лошадях, они расходились, поворачивая направо. Общегосударственное правило левостороннего движения было сформировано в XVIII столетии. А окончательно японцы утвердили его на законодательном уровне в 1927 году.
Интересен факт, что Америка сначала была сторонницей «левизны», но под влиянием французского генерала Мари-Жозефа Лафайета в XVIII веке предпочла правостороннюю езду.
Есть ещё ряд стран, которые со временем и, вероятно, под влиянием держав-соседей в ХХ веке сменили левостороннюю езду на правостороннюю. К таким, в частности, принадлежат Швеция, Чехословакия, Корея, Нигерия, Гана, Гамбия, Сьерра-Леоне. Обратный переход — с левого руля на правый — произвели лишь 2 страны: Самоа и Мозамбик. Первая — поскольку в государство было завезено солидное число бывших в употреблении авто, предназначенных для правосторонней езды. Вторая — под влиянием соседних держав.
Знаете ли вы?Шведы готовились перейти на правостороннюю езду на протяжении 4 лет. 3 сентября 1967 года в 4 часа 50 минут движение остановилось, а с 5 утра все водители переехали на другую сторону автострады. В шведской истории эта дата названа «День «Н»»: от швед. «högertrafik »— «правостороннее движение ».
Правила смены стороны движения на границе
На стыке дорог с разными сторонами движения строятся пункты и развязки, порой просто огромные. Например, пункт между Лаосом и Таиландом или мост реки Такуту с развязкой между Бразилией и Гайаной. У континентального Китая это мост на границе с Гонконгом и развязка в 2 уровня у моста Лотос с Макао.
Въезд в страну, на “несоответствующем” стороне движения автомобиле зачастую легален. Новая Зеландия требует спецразрешение, Словакия вообще не регистрирует праворульные авто. Австралия же запретила леворульные: поставщики при ввозе обязаны переоборудовать.
Россия не так давно тоже едва не начала глобальный переход на правый руль — сказался ввоз японских подержанных машин. Но с повышением уровня жизни надобность в них отпала, а новенькие авто поставлялись уже с левым рулем.
Так или иначе, исследования на эту тему подтверждают, что вероятность ДТП не зависит от полосы движения или положения руля. Безопасность на дороге — только в руках водителя.
Прочие виды транспорта
Самолёты
По ряду причин (несовершенные системы зажигания и карбюраторы, которые часто были причиной остановки двигателя, жёсткие ограничения по массе) самолёты времён Первой мировой войны имели исключительно ротативные двигатели — картер и блок цилиндров двигателя вращается вместе с воздушным винтом, а топливно-масляная смесь подаётся через полый неподвижный коленвал. В таких двигателях тяжёлый картер и цилиндры играли роль маховика . Винт, как правило, применялся правый, вращавшийся по часовой стрелке. Из-за большого аэродинамического сопротивления вращающегося блока цилиндров и винта возникал крутящий момент , стремящийся создать самолёту левый крен, поэтому повороты налево выполнялись более энергично. В силу этого многие авиационные манёвры были основаны на левых поворотах — отсюда левое сиденье пилота.
С совершенствованием систем зажигания ротационные двигатели уступили место двухрядным и звездообразным , у которых обратный крутящий момент во много раз меньше. Лётчики (уже гражданские) ориентировались по имеющимся дорогам (а в пустынной местности, где дорог нет, проводили борозды). Когда самолётам (с устоявшимся левым сиденьем), летящим вдоль дороги навстречу друг другу, требовалось разминуться, лётчики отдавали вправо — отсюда правостороннее движение с левым сиденьем главного пилота.
Вертолёты
На первом в мире серийном вертолёте Sikorsky R-4 было два взаимозаменяемых места для членов экипажа, две ручки «шаг-газ» по бокам кабины, но только одна ручка продольно-поперечного управления циклическим шагом несущего винта посередине (из соображений экономии массы). Ручка «шаг-газ», управляющая общим шагом несущего винта (фактически, подъёмной силой вертолёта), требовала много аккуратных, точных манипуляций (особенно при взлёте, посадке и зависании), а к тому же ещё и физических усилий, поэтому подавляющее большинство пилотов предпочитало садиться справа, чтобы она оказывалась в правой руке . Впоследствии привычки вертолётчиков-правшей, выучившихся на R-4 (и его развитии R-6) распространились по всему западному миру, поэтому на большинстве вертолётов кресло командира экипажа располагается справа.
Сиденье главного пилота на единственном серийном конвертоплане V-22 Osprey справа, «по-вертолётному». В России как в самолётах, так и вертолётах, кресло командира экипажа всегда находится слева.
Суда
Практически везде (кроме внутренних рек) применяется правостороннее движение с правым сиденьем . Это позволяет видеть движение по правому борту (которое надо пропускать). Точный разъезд с небольшим интервалом, важный для автомобилей, на воде и в воздухе не актуален. На крупных судах рулевая рубка и штурвал внутри неё расположены посередине, но капитан или вперёдсмотрящий традиционно находится справа от рулевого. Эта традиция сложилась ещё в древности, во времена небольших судов, управлявшихся рулевым веслом, и связана опять-таки с тем, что большинство людей — правши . Кормщику было удобнее управляться с тяжёлым рулевым веслом правой, более сильной, рукой, поэтому рулевое весло практически всегда укреплялось справа от судна. В связи с этим на воде сложилась практика расхождения левыми бортами, чтобы не повредить рулевое весло, а также швартовки к берегу свободным левым бортом. С изобретением подвесного руля , крепившегося посередине кормы, рулевой переместился к центральной линии корабля, но из-за уже сложившейся традиции правостороннего движения при движении по рекам и проливам потребовался размещённый справа наблюдатель, следящий за близким берегом.
Железная дорога и метрополитен
Пионером железнодорожного транспорта является Великобритания , навязавшая многим странам (Бельгия , Израиль , Россия , Франция , Швеция) левостороннее железнодорожное движение. Позднее железные дороги России перешли на правостороннее движение, исключение составляет лишь участок железной дороги от Казанского вокзала Москвы до Турлатова , от Люберец I до Коренева , а также от Останкина до Ленинградского вокзала (для пригородных поездов), от Ярославского вокзала до
Список стран с левосторонним движением, актуальный на 2018 год
Ниже приведён актуальный перечень держав, где законодательно зафиксировано только левостороннее движение.
Страны, отмеченные зелёным на карте — с правосторонним движением, жёлтым — с левосторонним
Европы
Среди европейских государств осталось всего лишь 4 ярых представителя с узаконенной левосторонней ездой:
- Великобритания;
- Мальта;
- Ирландия;
- Кипр.
Рекомендуем узнать, с какой скоростью можно двигаться в населенно пункте на авто.
Азии
Довольно много стран в Азии, где передвигаются по левому краю автодорог. К ним относятся:
- Бангладеш;
- Бруней;
- Индия;
- Индонезия
- Япония;
- Малайзия;
- Мальдивы;
- Непал;
- Пакистан;
- Сингапур;
- Таиланд;
- Шри-Ланка;
- Восточный Тимор.
Африки
На африканском континенте так же, как и в Азии, насчитывается 13 держав и островных государств, придерживающихся «левизны» при передвижении на авто.
Среди них такие:
- Ботсвана;
- Кения;
- Лесото;
- Маврикий;
- Мозамбик;
- Намибия;
- Сейшельские острова;
- Южно-Африканская республика;
- Свазиленд;
- Танзания;
- Уганда;
- Замбия;
- Зимбабве.
Южной Америки
На южноамериканском континенте в абсолютном большинстве держав действуют правила, предписывающие придерживание правой стороны при езде на автомобилях.
И лишь 2 страны предпочитают передвижение по левому краю дороги:
- Гайана;
- Суринам.
Важно! Если человек, отправляющийся в путешествие, планирует передвигаться в других державах на собственном авто либо брать машину на прокат, то ему необходимо предварительно ознакомиться с направлением движения в тех местностях, которые он собирается посетить
Океании
Среди государств и островов Океании левой стороны при езде на автострадах придерживаются:
- Австралия;
- Фиджи;
- Республика Кирибати;
- Республика Науру;
- Новая Зеландия;
- Папуа-Новая Гвинея;
- Самоа;
- Соломоновы острова;
- Королевство Тонга;
- Тувалу.
Кроме того, по левому краю дороги осуществляют езду на Багамских островах, на Малых Антильских островах: в Антигуа, Доминике, на Барбадосе, в Гренаде, в Сент-Китс и Невис, в Сент-Винсенте, а также в Республике Тринидад и Тобаго, на Виргинских островах, в Сент-Люсии и на Ямайке.
Таким образом, разные исторические причины повлияли на то, по какой половине дороги передвигаются в той либо иной стране мира. Левой стороны движения на автомобильных дорогах придерживаются жители 53 стран. Традиционным же считается правостороннее движение. Соответственно, и леворульных автомобилей выпускается намного больше. Если человек планирует путешествие в другое государство на авто, то ему обязательно нужно ознакомиться с ПДД, действующими на его территории. Перейти на «противоположный» руль непросто — нужно ещё поменять и дорожные знаки.
Штрафы в Греции за нарушение ПДД
Как и в России, оплачивая штраф быстро, в течение 10 дней с его выписки, можно получить скидку в 50 % и оплатить только половину штрафа. Самые частные штрафы — за алкоголь в крови и отсутствие детского кресла. Штрафы оплачиваются в том районе, где они были выписаны. То есть, если штраф выписан по пути из одного пункта в другой район, где остановка не планируется, — придется сразу ехать платить его туда либо возвращаться потом.
Штрафы в Греции
Возможностей легкой оплаты через интернет, как в России, там не предусмотрено. В Греции с этим тяжело, особенно, для иностранных туристов. Штраф за проезд на красный — целых 700 евро*. Самый высокий штраф выписывают за использование устройства «антирадар» — 2000 евро*. А самый дешевый штраф — за превышение скорость на 20 км — 40 евро*. Возможно, поэтому греки и пренебрегают правилами ограничения скорости. Для наглядности, ниже таблица штрафов, актуальных на 2018 год. ПДД на Крите и Родосе обусловлено узкими дорогами, которые еще и быстро изнашиваются. Также на островах вдоль дорог на Крите часто пасутся животные.
Обратите внимание! Штрафы могут меняться в размере в зависимости от сезона и конкретного района. На некоторых знаках английский и греческий язык
Какое движение в России правостороннее или левостороннее?
Долгое время на территории России не существовало правил, которые бы указывали людям, как именно они должны управлять повозками, чтобы не столкнуться друг с другом. В 1752 году первая русская императрица Елизавета приказала возницам двигаться вдоль правой части улиц внутри городов.
Так и повелось, во всей Российской Федерации принято правостороннее движение. Однако в крупных городах можно встретить отдельные участки, на которых меняют направление потока машин, что, как правило, связано с удобством развязки в конкретном месте.
Примерами таких мест являются:
- Улица Лескова в Бибиревском районе Москвы;
- Набережная реки Фонтанки в Питере;
- Улицы Семёновская и Мордоцвева во Владивостоке (август 2012 г. – март 2013 г.).
Любопытно наблюдать, как политические и экономические причины повлияли на то, в каких странах левостороннее движение, а в каких – правостороннее. Один простой пункт, по которому люди не могу договориться и прийти к единому решению, создает различия в экономических тенденциях, задает крупные задачи для архитекторов и администраций городов и регионов.
Видео: по какой части дороги двигаются в разных странах?
В данном ролике Олег Говорунов расскажет, почему в разных странах принято передвигаться по разным сторонам дорог:
Человечество давно догадалось: договорившись о стороне движения автомобилей, можно сильно сократить пробки и ДТП. Но сегодня больше четверти дорог в мире принадлежат странам с левосторонним движением автомобилей, а 34% населения планеты движутся по правому. То есть, договориться не удалось.
Исторические предпосылки разделения на право- и левостороннее движение
Как известно, правшей в нашем мире преобладающее количество — около 80–90% от всего населения Земли. Левшой же является только каждый седьмой человек, а амбидекстеров — людей, одинаково хорошо владеющих и левой, и правой рукой — и того меньше. Так что издавна весь мир был подчинён правшам, а значит, правила устанавливались ими же. Касалось это и передвижения по дорогам на каком-либо животном или транспорте.
До появления мало-мальски надёжных и удобных повозок человек вынужден был передвигаться между селениями на своих двоих. И, конечно же, шёл он не с пустыми руками, а с мешком или тюком на правом плече — так было сподручнее. К тому же, справа от себя, поближе к обочине дороги крестьяне привыкли вести дорогое сердцу и кошельку вьючное животное. Правой стороны по ходу своего перемещения придерживались и средневековые рыцари, но только на турнирах. Такое правило было из-за особенностей держания щита и меча. Во всех остальных случаях всадники ездили ближе к левой обочине.
Вооружённые всадники всегда приторачивали меч с правой стороны луки седла. Заметив опасность, меч быстро выхватывали и отражали атаку. К тому же, залезали в седло на лошадь слева, вставляя левую ногу в стремя. В противном случае всадник оказался бы в седле задом наперёд. Так что перемещались кавалеристы по левой стороне широкой дороги. Так же ездили кучеры, управлявшие экипажами. Однако отнюдь не все.
Долгое время упряжками управляли форейторы, сидящие на одной из запряжённых лошадей. Как правило, это была левая лошадь, расположенная ближе к самой повозке. В таком положении кучер лучше чувствовал габариты своего транспортного средства и мог эффективнее управлять лошадьми правой рукой. А ещё такое расположение кучера было удобнее для его посадки и высадки с лошадиной спины. А вот многоместными экипажами, например, открытыми ландо, кучер управлял, сидя справа на специальном месте в передней части. Только так возница не задевал пассажира своим хлыстом. Левой стороны придерживались и древние римляне.
Почему в Англии левостороннее движение?
Поскольку письменных свидетельств того, как ездили по дорогам в древности, нет, исследователи обращаются к методам археологии. У старой каменоломни неподалеку от Суиндона, в графстве Уилтшир, обнаружили следы улицы эпохи Римской империи, степень просадки грунта которой указывала на левостороннее движение.
Также историки связывают такую направленность трафика на территории Великобритании с традиционными повозками, в том числе кэбом, на которых возница-правша сидел на крыше и соответственно держал хлыст в самой сильной руке.
Первым законодательным актом, регулировавшим правила передвижения по городу, стал закон в 1756 году, который обязывал транспорт ехать по левой части Лондонского моста, нарушителей же ожидал штраф в целый серебряный фунт. Позже, в 1776 году был принят «Дорожный акт», распространивший правило на все улицы Англии.
Поскольку именно англичане стали первой железнодорожной державой, многие страны до сих пор имеют аналогичное движение в метро и на станциях железных дорог при обратных правилах для автомобилей.
Как оплачивать проезд по платным дорогам в Греции
Перед въездом на каждой платной дороге стоит специальный оператор, взимающий плату с автомобиля за конкретный участок дороги. Оператор находится возле шлагбаума.
Обратите внимание! Плата за участок дороги производится в зависимости от веса транспортного средства и наличия прицепов. Кстати, среди платных дорог практически нет таких, где оплата производится 1 раз
Как правило, платить нужно на каждом отдельном участке. В среднем, плата за проезд по полной дороге — 30 евро с одного легкового автомобиля. Это не зависит от количества людей в машине. С магистралей есть специальные съезды, чтобы водители могли отдохнуть, поспать или перекусить. От количества проведенного на дороге времени ничего не зависит.
Некоторые дорожные знаки в Греции
Различия в конструкциях автомобилей
Водительское место и руль, как правило, располагаются слева на автомобилях, предназначенных для правостороннего движения, и справа — на автомобилях для левостороннего. Это позволяет лучше видеть встречный транспорт и тем самым облегчает выполнение манёвров. Некоторые автомобили (например, английский суперкар McLaren F1) имеют центральное расположение водительского сиденья.
Стеклоочистители («дворники») для лучшего обзора со стороны водителя также имеют правое и левое направление. В леворульных машинах они в выключенном состоянии уложены направо, а в праворульных — налево. Некоторые модели автомобилей (например, некоторые машины «Мерседес» 1990-х гг.) имеют симметричные стеклоочистители. Переключатель стеклоочистителя на рулевой колонке на леворульных машинах находится справа, на праворульных — слева.
Присущее леворульным машинам расположение педалей «сцепление — тормоз — газ» стало стандартом и для праворульных автомобилей. Тем не менее, до Второй мировой войны положение педалей на праворульных машинах варьировалось. До вторжения Гитлера Чехословакия имела левостороннее движение, и на старых чешских машинах педали располагались «сцепление — газ — тормоз».
Рычаг переключения передач всегда расположен между водительским и пассажирским сиденьем или на центральной консоли автомобиля. Порядок передач не различается — и на леворульных, и на праворульных машинах низшие передачи находятся слева. Когда водитель пересаживается с леворульной машины на праворульную (и наоборот), у него некоторое время сохраняются старые моторные рефлексы и он может начать искать рычаг переключения передач на водительской двери и путать включение указателя поворота с «дворниками».
Выхлопная труба находится со стороны осевой линии (слева для правостороннего движения, справа — для левостороннего), но это правило действует для производителя — у леворульных автомобилей японского производства, как правило, выхлопная труба находится все-таки справа.
Двери для пассажиров в автобусах, троллейбусах и трамваях расположены в соответствии со стороной движения.
Независимо от положения водительского места, фары регулируют так, чтобы свет был направлен немного в сторону прилегающей обочины — чтобы освещать пешеходов и не слепить встречных водителей. При смене стороны движения на одном и том же автомобиле прилегающая обочина оказывается с другой стороны, и асимметрия светового потока (задаваемая отражателем и стеклом) начинает работать наоборот — обочину не освещать, но встречных водителей ослеплять, что исправляется только заменой оптики на соответствующую стороне движения.
По Венской конвенции о дорожном движении , временно въезжающий в страну автомобиль должен соответствовать техническим нормам той страны, в которой он зарегистрирован.
Мотоциклы
Мотоциклы-одиночки для право- и левостороннего движения не различаются по конструкции, за исключением фары, которая в режиме ближнего света должна освещать прилегающую обочину (хотя на мотоциклы часто устанавливают фары с симметричным пучком, одинаково пригодные для обоих направлений движения).
Мотоциклы с коляской имеют зеркальное расположение бокового прицепа и педалей: коляска и педаль заднего тормоза справа при правостороннем движении и слева при левостороннем, педали КПП и кик-стартера слева при правостороннем движении и справа при левостороннем. Такое расположение педалей выбрано исходя из того, чтобы коляска не мешала заводить мотоцикл ногой, а также из-за конструкции силовых агрегатов (у многих мотоциклов педаль переключения передач, будучи откинутой, приводит в действие кик-стартер).
Как перестроиться на вождение с левосторонним движением
Автовладельцы считают, что безопасность перемещения не зависит от того, с какой стороны расположен руль.
ПОСМОТРЕТЬ ВИДЕО
Главное, что требуется от водителя, особенно в первые 2-3 недели, это привыкнуть с какой стороны садиться в машину.
- Прежде, чем авто тронется с места, водителю необходимо посмотреть направо.
- При поворотах, особенно направо, обычно возникают трудности. Следует запомнить, что такое движение подразумевает пересечение встречки. При повороте налево – пересекать ее нельзя.
- Обгонять только справа.
- Необходимо помнить, что направление передвижения изменилось и контролировать себя. В первое время стоит обращать на других участников движения – так легче сориентироваться.
Как показывает практика, привыкание к левостороннему движению происходит достаточно легко.
Список стран с левосторонним движением
Давайте более подробно рассмотрим, в каких странах принято левостороннее движение и как сложилась подобная традиция в мире.
Страны Европы
В Европе не так много стран с левосторонним движением. К ним относятся:
- Соединенное Королевство;
- Мальта;
- Ирландия;
- Кипр.
Считается, что традицию придерживаться левой стороны дороги все страны переняли у Великобритании. Там это было закреплено законом с середины XVIII в., однако неизвестно, почему в Англии посчитали удобным именно левостороннее движение. Кроме версии с подражанием римлянам существует теория, что дорожное движение регулировалось теми же правилами, что и морское. Английские суда обходили друг друга, руководствуясь логикой левостороннего движения.
Что касается Кипра, то он так же был оккупирован британскими войсками в середине XIX столетия и находился под их властью достаточно долго – более 80 лет. Вот почему на Кипре тоже принято левостороннее движение, хотя на Крите и в соседней Греции –правостороннее.
Почему-то не все страны в Европе пошли вслед за Великобританией –некоторые взяли пример с Франции, которая также была влиятельной державой в те времена, когда законодательно закреплялись правила дорожного движения. Скорее всего, это связано с активной внешней политикой тех лет, формированием военных союзов и переделом колоний. Например, в Италии не было единого порядка, в каждом городе существовали свои правила передвижения, но с вступлением в Тройственный союз, инициатором которого стала Германия, итальянское правительство узаконило правостороннее движение.
Страны Азии
В Азии гораздо больше стран с левосторонним движением, чем в Европе. Это такие государства, как:
- Бангладеш;
- Индия;
- Гонконг;
- Япония;
- ФДРН;
- Дивехи Раджже;
- Пакистан;
- Тимор-Лешти;
- Шри-Ланка;
- Индонезия;
- Сингапур;
- Таиланд;
- Малайзия;
- Бруней-Даруссалам.
Многие из этих стран были колониями и заимствовали правила разъезда от бывших метрополий. Японские самураи сами приняли решение держаться левой стороны дороги
Они носили нихонто на левом боку, и оружие могло неосторожно задеть едущего навстречу путешественника, вот почему в Японии устоялось левостороннее движение
На Дальнем Востоке, благодаря близости к Японии, очень много машин, в которых руль расположен справа, несмотря на то, что в России принято правостороннее движение. Отдельные русские города ввели и левостороннее движение на определенных улицах, чтобы снизить нагрузку на дороги.
Что касается Таиланда, то он всегда был самостоятельным государством, но все же перенял у соседей левостороннее движение. С чем именно это связано, история умалчивает, видимо, взаимная миграция и торговля с близлежащими странами обязывают к единым правилам.
В КНР, несмотря на влияние соседних и европейских государств, движение сориентировано вправо: в Китае такая система сложилась очень давно, они даже не колебались, какое направление выбрать — правостороннее или левостороннее.
Вьетнамские дороги шокируют путешественников возможностью ехать в любом направлении: из-за этого с первого взгляда непонятно, какое движение принято во Вьетнаме, но все же оно правостороннее. Водитель может ехать не по своей полосе, но тогда он обязан пропускать тех, кто движется навстречу. К счастью, бетонированные широкие обочины дают пространство для маневра.
В КНДР и Южной Корее раньше придерживались левой стороны дороги, но в середине ХХ века они изменили правила и перешли на правостороннее движение.
Индия и Пакистан так долго были под управлением Великобритании, что успели привыкнуть к левостороннему движению и не стали его менять, освободившись от «сюзерена».
Страны Африки
В странах Африки тоже распространено левостороннее движение, в частности в:
- Кении;
- Ботсване;
- ЮАР;
- Танзании;
- Лесото;
- Маврикии;
- Сейшелах;
- Северной и Южной Родезии;
- Свазиленде;
- Уганде;
- Мозамбике;
- Намибии.
Здесь «drive on the left» сложился также под влиянием английских колонизаторов.
Страны Америки
Страны Северной и Южной Америки в большинстве своем предпочитают правостороннее движение, кроме:
- Гайаны;
- Суринама.
В США какое-то время было узаконено левостороннее движение, но потом в Америке началась активная борьба с британским правительством при поддержке Франции и других держав. Руководивший союзническими войсками Лафайет предложил свою правостороннюю систему разграничения дорожного движения. Канада же была именно французской колонией и изначально придерживалась подхода, принятого в метрополии.
Страны Океании
Левостороннего движения в этом регионе придерживаются следующие страны:
- Австралия;
- Тувалу;
- Фиджи;
- о-ва Лайн, Спорады и Гилберта;
- Самоа;
- Науру;
- Тонга;
- Новая Зеландия;
- Папуа-Новая Гвинея;
- Меланезия.
Страны, изменившие движение по полосам
Не только США, многие страны постепенно сменяли порядок движения по разным причинам.
На правостороннее перешли прежние английские колонии в Африке — Гамбия, Нигерия, Гана, Сьерра-Леоне: повлияло соседство с государствами-прежними французскими “подопечными”.
Мозамбик — наоборот — после португальской колонизации из-за британских колоний-соседей перешла на левую сторону дороги. Самоа сделала то же самое из-за засилья подержанных праворульных авто.
Корея сменила левую полосу в 1946 году, с истечением оккупации японцев.
Окинаву в 1977 году, ссылаясь на Женевскую конвенцию о дорожном движении (где страны-участницы должны иметь одну транспортную систему) перевели на левую полосу.
Чехословакия двигалась по левой стороне вплоть до 1938 года, с 1939, вторжением и оккупацией Гитлера переведена на правую.
К слову, есть некоторые отступления от правил: в Одессе и Питере и сейчас есть левосторонние улицы для логистики в в часы пик. В Париже тоже есть такая: авеню имени генерала Лемонье.
Особые случаи
Первые автомобили
На автомобилях, выпускавшихся в начале XX века, расположение руля ещё не определилось окончательно: часто место водителя делали со стороны тротуара (то есть делали правый руль при правостороннем движении и левый при левостороннем). В дальнейшем стандартом стало расположение руля со стороны, противоположной тротуару — это обеспечивает лучший обзор при обгоне; кроме того, при использовании автомобиля в качестве такси это делает посадку и высадку пассажира более удобной и безопасной.
Почтовые автомобили
Автомобили для выемки почты часто делают с «неправильным» расположением руля (например, в СССР выпускался такой фургон Москвич-434П ). Это делается для удобства водителя, который теперь может выходить сразу на тротуар и не подвергается лишней опасности. При правом расположении руля водитель почтовой машины имеет облегчённый доступ к почтовым ящикам, расположенным возле проезжей части. Иногда почту можно положить в почтовый ящик и не выходя из автомобиля.
Военные автомобили
Некоторые французские автомобили, выпускаемые для ведения боевых действий в африканских колониях, имели двойной механизм рулевого управления для возможности использования в право- и леворульном режиме обычной перестановкой руля.
Карьерные самосвалы
Карьерные самосвалы обычно не ездят по дорогам общего пользования и поэтому не зависят от местных ПДД . Рынок этих машин очень узкий. Поэтому они изготовляются только с леворульной кабиной для правостороннего движения по технологическим дорогам карьеров. Например, БелАЗ поставляет свою леворульную продукцию в «праворульную» ЮАР, и в «праворульной» Японии производитель Komatsu изготавливает свои самосвалы с леворульной кабиной.
Строительная и сельскохозяйственная техника
На универсально-пропашных тракторах место тракториста обычно размещается на продольной оси машины, что дает одинаково хороший обзор левой и правой стороны. На тяжелых пахотных тракторах с широкими кабинами (например, «Кировец») место тракториста выполняют справа, что удобно при работе с правосторонними плугами. На комбайнах, наоборот, удобно левосторонне расположение кабины. На коммунальных машинах место водителя располагают со стороны тротуара. Многие сельскохозяйственные и коммунальные машины и тракторы имеют перемещаемое слева направо или дублированное место водителя или оператора.
Багамские острова
Исторически сложилось так, что на Багамских Островах левостороннее движение, но большинство машин ездят по островам с левым рулём из-за близости США , откуда постоянно ввозятся такие машины.