Расшифровываем характеристики по api, sae, acea, ilsac, гост
Содержание:
- Химическая основа
- Характеристики моторного масла 5W40
- Классификация по SAE
- Расшифровка моторного масла — цифры API
- Рейтинг масел 5W40
- Масло 5w40 характеристики
- Обозначение масел по SAE
- Лучшие моторные масла 5W50
- Классификация моторных масел по ILSAC
- Все о смешивании масел 5w-40
- В чём отличие и сходство?
- Почему стоит выбрать масло 5w-40, а не 5w-30?
- Расшифровка моторного масла (полезная информация)
- 5W-40: расшифровка
- Классификация моторных масел по ACEA
Химическая основа
Смазка 5w40 может быть минералкой, синтетикой или полусинтетикой. Минералка дешевле, чем полусинтетическое и синтетическое масло. Синтетика считается самой химически стабильной, не меняет собственных характеристик даже при высоких нагрузках.
Применение минералки 5w40 целесообразно лишь в старых машинах, которые произведены до 2000 года. Заливка подобного автомасла в новые авто допускается, если строго соблюдать сроки замены.
Рекомендуется данные сроки уменьшать. Синтетическую смазку нужно применять в спорткарах и других машинах премиум-класса.
Для прочих автомобилей полусинтетическое масло будет самым подходящим. Нужно помнить, что нельзя мешать минералку с любым другим типом масляной жидкости.
Смешивание синтетики и полусинтетики допускается лишь тогда, когда это рекомендовано производителем автомасла.
Если вам требуется универсальное масло, которое обеспечит надежный запуск двигателя вашего автомобиля в жаркую и холодную погоду, обратите внимание на 5w40. Это оптимальная для российских климатических условий смазка, которая продлевает срок службы мотора и не требует частой замены
Это оптимальная для российских климатических условий смазка, которая продлевает срок службы мотора и не требует частой замены.
Ее стоимость зависит от конкретного изготовителя масла. Не стоит пытаться сэкономить, ведь смазка – не просто расходник. Это значимый компонент двигателя, низкое качество которого способно очень плохо отразиться на вашем автомобиле.
Характеристики моторного масла 5W40
По классификации SAE видно, что данное масло рекомендовано к применению при морозах от -30°С и при жаре до +40°С. Т.е. оно является всесезонным. Пуск мотора будет возможен без негативных последствий при температуре до минус 30°С. Масло 5W 40, благодаря своей вязкости, обеспечит свое поступление к трущимся поверхностям с первых секунд запуска двигателя. Данное масло демонстрирует приемлемые показатели вязкости и при сильной жаре.
Моторные масла с вязкостью по SAE 5W 40 должно удовлетворять следующим параметрам:
- Не превышать проворачиваемость 6600 мПА-с. Тест на проворачиваемость в данном случае проводится при минус 30°С.
- Не превышать прокачиваемость 60000 мПА-с. Этот тест проводится при температуре минус 35°С
- Кинематическая вязкость при 100°С должна находится в пределах от 12,5 до 16,3 мм2
- Тест на вязкость при 150°С и скорость сдвига для 5W 40 должен давать результат не менее 2,9 мПА-с
Рассмотрим основные характеристики этого смазочного материала на примере одного из самых популярных моторных масел – синтетики ZIC корейской фирмы SK. Данная жидкость представляет собой полностью синтетическое моторное масло «full synthetic». Производитель заявляет, что его продукт обладает высшими качествами и рекомендуют его использование как в бензиновых, так и в дизельных двигателях.
Как и любое синтетическое моторное масло ZIC состоит из базового масла и набора специальных присадок, повышающих определенные характеристики. Фирма SK в качестве базового масла использует жидкость «Yubase», а в пакет присадок входит любризол, инфинум, оронит.
Благодаря своему составу ZIC 5W40 дольше не теряет своих рабочих свойств, что увеличивает межсервисные интервалы. Ресурс надежности двигателя при его использовании также повышается.
Кроме заявленного пакета присадок производитель добавляет дополнительные. Какие именно является коммерческой тайной. Благодаря этим присадкам повышается энергоэффективность мотора и его мощность. Компания, производящая присадки для моторного масла ZIC 5W40, является частью фирмы SK и разрабатывает свою продукцию непосредственно под этого заказчика. В итоге заказчик получает конечный продукт с нужными ему характеристиками.
К преимуществам данного моторного масла также относится его низкая летучесть и температура воспламенения в открытом тигле. Это снижает угар масла и образование различных отложений, негативно сказывающихся на работе двигателя. Так как масло не «пачкает» двигатель, то нет и необходимости его регулярной промывки.
ZIC 5W 40 не оказывает разрушительного воздействия на уплотнительные элементы мотора.
Итак, что мы имеем в итоге:
- Специальные присадки позволяют значительно снизить трение между деталями. Это увеличивает мощность мотора и уменьшает расход топлива.
- ZIC 5W 40 надолго сохраняет свои эксплуатационные свойства. Замену масла можно производить реже.
- Двигатель работает тише благодаря уменьшению вибрации.
- Отложения масла минимальные.
- Расход масла минимальный.
Классификация по SAE
Для того чтобы и потребителям, и изготовителям было проще выбирать оптимальный тип смазки применительно к мотору и его эксплуатационным условиям,
Общество инженеров США разработало классификацию SAE J300. Общество инженеров создали в Америке в 1905, чтобы разрабатывать подборки технических документов.
Постепенно множество SAE-стандартов сделались мировыми. Данный стандарт классифицирует автомасла по условиям использования и вязкостным индексам. Выделяют масла для зимы, лета и любого сезона. Все они подразделяются по вязкостным индексам.
Смазка для зимы обладает маркировкой с буквой «w». SAE выделяет шесть типов зимнего автомасла. Вместо буквы может стоять тире либо дробная черта. Смазки для лета маркируются лишь числом, к примеру, SAE 40. Здесь тоже выделяют шесть типов.
Сегодня распространённее всего всесезонные смазки, потому что при их применении не нужно заменять масло в двигателе каждый сезон. В маркировке 5w40 1-ое число указывает на категорию, к которой по низкотемпературной вязкости причисляется смазка.
Если из данного числа вычесть 30-35, можно узнать приблизительную температуру застывания, ниже которой автомасло не способно обеспечить надежность и безопасность запуска мотора без предварительного прогревания, может попросту замерзнуть.
Общеизвестно, что чем холоднее на улице, тем сильнее густеет смазка. Следовательно, стартеру сложнее обеспечить нужный изначальный импульс для пуска силового агрегата, потому что мотор подвергается замерзанию.
Расшифровка моторного масла — цифры API
Область применения масла классифицируется в основном по API (American Petroleum Institute) — обозначения API ставится две буквы (например, SJ или CF), первая из которых обозначает тип двигателя: S-бензиновый мотор, C-дизельный. Вторая буква конкретизирует условия применения масла — современный двигатель или старый, с турбиной или без. Если масло обозначено API SJ/CF — значит, оно подходит и для бензиновых и для дизельных моторов данной категории.
Обозначения API для бензиновых моторов:
- SC — автомобили, разработки до 1964 годов
- SD — автомобили, разработки 1964-1968 годов
- SE — автомобили, разработки 1969-1972 годов
- SF — автомобили, разработки 1973-1988 годов
- SG — автомобили, разработки 1989-1994 годов, для жестких условий эксплуатации
- SH — автомобили, разработки 1995-1996 годов, для жестких условий эксплуатации
- SJ — автомобили, разработки 1997-2000 годов, лучше энергосберегающие свойства
- SL — автомобили, разработки 2001-2003 годов, увеличенный срок эксплуатации
- SM — автомобили разработки с 2004 года, SL+повышенная стойкость к окислению
При смене типа масла, по классификации API можно идти лишь «по возрастающей», и менять класс лишь на парочку пунктов. К примеру, вместо SH использовать SJ, обычно масло более высокого класса уже содержит необходимые присадки «предыдущего» масла. Однако, к примеру, переходить с SD (для старых авто) на SL (для современных авто) не следует — масло может оказаться слишком уж агрессивным.
Рейтинг масел 5W40
Проведя различные испытания, мы можем представить на обозрение читателя составленный нами рейтинг моторных масел, подходящих по классификации 5W40.
- BP VISCO 5000
Масло на основе синтетических материалов, обладающее крайне низкими ценовыми показателями. Средняя стоимость данного автомасла колеблется в районе 1100 рублей за канистру на четыре литра. Однако, несмотря на низкую стоимость, использование такого масла позволит транспортному средству выдерживать достаточно длительный пробег. Одним из главных преимуществ данного вида автомасла является высокий показатель вязкости при высоких температурах окружающей среды, что наилучшим образом увеличивает мощность мотора. Недостатками же данного масла являются быстрое старение, а также относительно высокий показатель образования всевозможных отложений, который, несомненно, выше, чем у аналогов.
- CASTROL MAGNATEC C3
В среднем четырехлитровая тара такого масло обойдется примерно в 1400 рублей. Данная стоимость полностью оправдывается отличными техническими показателями масла. Результаты тестов показывают, что такое автомасло отличным образом защищает каждую деталь мотора от износа, а также обладает энергосберегающими свойствами. Еще стоит отметить среди достоинств крайне малый показатель расхода на угар и достаточно низкий уровень появления отложений при использовании.
- ELF EXCELLIUM NF
Стоимость также колеблется в диапазоне 1400 рублей. Несмотря на принадлежность данного автомасла к достаточно скромной группе по качеству, оно пользуется уважением среди автолюбителей. Проведенные тесты показали, что результаты испытаний данного автомасла находятся наравне с показателями более дорогостоящих технических жидкостей. Ресурсные же показатели могут и вовсе быть намного выше, чем у аналогов за большую цену. Главными минусами при использовании такого автомасла станут критически низкие показатели защиты от износа, а также достаточно высокая цена.
- MOBIL SUPER 3000
Такое масло обойдется автолюбителям примерно в 1600 рублей за стандартную канистру на четыре литра. Как можно заметить, это крайне высокая стоимость для моторного масла, однако такое положение дел вполне оправдано. Техническая жидкость от данного производителя является лидером по всем показателям и обеспечивает отличную анти-угарную защиту, хорошие показатели очистки и защиты двигателя. В общем, хорошее качество за высокую цену.
- ESSO ULTRON
Один из самых дешевых аналогов, представленных на обзор. Его стоимость составляет около 1250 рублей за канистру. Вязкость продукта в конце пробега выходит за рамки стандарта качества, что позволяет говорить о его явном несоответствии. Правда, несмотря на это, на двигателе такое положение дел никаким образом не сказалось, а также можно отметить достаточно высокие свойства такого автомасла по различным браковочным критериям. Отличается достаточно хорошими моющими параметрами, и как следствие низким количеством отложений на деталях ДВС.
Масло 5w40 характеристики
Схема изучения этикетки автомасла
Моторное масло 5w 40 применяется в температурном диапазоне от -30 до +40 градусов Цельсия. В зависимости от производителя, у масла 5w40 характеристики могут незначительно отличаться друг от друга. Тест моторных масел 5w40 показал следующие параметры:
- при нижней границе использования проворачиваемость должна быть в пределах 6600 мПа-с, а прокачиваемость 60000 мПа-с.
- кинематическая вязкость при 100 градусах Цельсия составляет от 12,5 до 16,3 мм^2.
- при 150 градусах Цельсия тест на вязкость при сдвиге дает результат 2,9 мПа-с или выше.
О чем говорят эти характеристики 5w40? Проворачиваемость масла 5w40 позволяет стартеру запускать двигатель, прокачиваемость дает возможность работать масляному насосу. Тест на сдвиг актуален для автомасел, в которые были добавлены модификаторы вязкости. В таких автомаслах вязкость зависит от скорости сдвига. 5w40 расшифровка дает понять, что зимой мотор будет успешно запущен без прогрева внешними средствами, а в летнее время детали двигателя будут надежно защищены.
Обозначение масел по SAE
В ходе технического совершенствования моторов менялись и масла. Они прошли путь от сырьевой нефти и животных жиров до современной смазки. На протяжении развития главной проблемой моторных масел оставалась вязкость. Плюсом густой смазки была способность выносить нагрузку в зазорах гидродинамических подшипников, существенным минусом — проблема с работой двигателей в сезон низких температур.
С применением знаний и технологий своего времени производители решали эту проблему. При этом каждый давал свою трактовку параметрам смазки, из-за чего автомобилисты были в затруднении. Такое положение дел подводило к необходимости введения единого стандарта в требованиях и обозначениях величин вязкости. На этом основании инженеры американского сообщества SAE предложили ввести классификацию моторных масел.
Лучшие моторные масла 5W50
5В50 это синтетические мала, предназначенные для защиты трущихся деталей двигателя от преждевременного износа. Основное их преимущество – сохранение достаточной вязкости в температурном диапазоне от -30 до +50 °С. Не пользуются особым спросом среди российских автовладельцев, ввиду высокой стоимости и наличием большого числа подделок.
Прекрасный выбор для спортивных авто, которые подвергаются большим нагрузкам и с высокой рабочей температурой. Для таких моторов необходимо особое масло с классификацией SAE.
MOBIL 1 5W-50
Полностью синтетическое масло от американского производителя. Отличается высокими эксплуатационными характеристиками. Имеет хороший комплект присадок, защищающий двигатель от коррозии, трения деталей и повышенных температур.
При использовании масла на старых двигателях показывает прекрасный моющий и восстанавливающий эффект. Не меняет состав в течении всего срока эксплуатации жидкости. Пробег заявленный производителем порядка 15 тысяч км.
Достоинства:
- комплекс активных добавок;
- отличное соотношение цена/качество;
- хорошие моющие свойства;
- длительный эксплуатационный срок;
- прекрасная защита трущихся деталей.
Из минусов можно отметить немалую стоимость, однако высокое качество продукта полностью компенсирует недостаток.
LIQUI MOLY Synthoil High Tech 5W-50
Отличное всесезонное масло от немецкого производителя. Имеет огромное количество допусков ACEA A3, ACEA B4, API CF, API SM. Заливается в выпускаемые с конвейера авто на территории Германии.
При использовании на моторах с большим пробегом наблюдается его очистка и восстановление. Температура замерзания жидкости -39 °С. Смазку меняется после пробега в 12 тысяч км. Однако эксперты рекомендуют проводить замену порциями через каждые 10 тысяч, во избежание полного истощения присадок.
Преимущества:
- цена/качество на высшем уровне;
- довольно большой эксплуатационный срок;
- стабильный запуск мотора даже при сильных морозах;
- прекрасный выбор для изношенного двигателя.
Ravenol Racing Rally Synto RRS SAE 5W-50
Полностью синтетический состав от немецкого производителя. Пакет присадок обеспечивает хорошую работу на форсированных двигателях с турбонаддувом. Разработки состава велись при тесном сотрудничестве с корпорацией Ford.
Можно заливать в большинство автомобилей с бензиновым двигателем. Смазка имеет большой срок эксплуатации – до 15 000 км пробега.
Достоинства:
- огромный рабочий срок;
- стабильная работа при больших нагрузках;
- большой пакет добавок;
- надежная защита трущихся деталей.
Из минусов отмечено только высокая стоимость продукта.
Классификация моторных масел по ILSAC
Японская ассоциация производителей автомобилей (JAMA) и Американская ассоциация производителей (AAMA) совместно создали Международный комитет по стандартизации и апробации моторных масел (ILSAC — International Lubricant Standardization and Approval Committee). Целью создания ILSAC являлось ужесточение требований, которые предъявляются к производителям моторных масел для бензиновых двигателей.
Масла, соответствующие требованиям ILSAC, обладают следующими особенностями:
- пониженная вязкость масла;
- пониженная склонность к пенообразованию (ASTM D892/D6082 Sequence I–IV);
- сниженное содержание фосфора (для продления срока службы каталитического нейтрализатора);
- улучшенная фильтруемость при низких температурах (испытание GM);
- повышенная стойкость к сдвигу (масло выполняет свои функции даже при повышенном давлении);
- улучшенная топливная экономичность (испытание ASTM, Sequence VIA);
- низкая летучесть (по NOACK или ASTM);
Категория | Описание |
GF-1 | Введена в 1996 году. Соответствует API SH. |
GF-2 | Введена в 1997 году. Соответствует API SJ. |
GF-3 | Введена в 2001 году. Соответствует API SL. |
GF-4 | Введена в 2004 году. Соответствует API SM с обязательными энергосберегающими свойствами. Классы вязкости SAE 0W-20, 5W-20, 5W-30 и 10W-30. Совместим с катализаторами. Обладает повышенной стойкостью к окислению, улучшенными мобщими свойствами. |
GF-5 | Введена 1 октября 2010 года. Соответствует API SN. Улучшено энергосбережние на 0,5%, усилены противоизносные свойства, пониженное образование осадка в турбине, снижение нагара в двигателе. Можно использовать в ДВС, работающих на биотопливе. |
GF-6A | Введена 1 мая 2020 года. Соответствует категории API SP Resource Concerving, даёт потребителю все её преимущества, но распространяется на всесезонные масла классов вязкостей SAE: 0W-20, 0W-30, 5W-20, 5W-30 и 10W-30. Обратно совместима. |
GF-6B | Введена 1 мая 2020 года. Распространяется только на моторные масла класса вязкости SAE 0W-16 и не имеет обратной совместимости с маслами предыдущих категорий API и ILSAC. |
Классификация моторных масел по ILSAC
Введение новой классификации ILSAC GF-6
Новый стандарт API моторных масел обеспечивает оптимальную работу компонентов двигателя, включая системы контроля выбросов и турбокомпрессоры. Новые масла помогут автомобилям соответствовать требованиям экономии топлива, одновременно защищая двигатели, работающие на этаноле до E85. Масла API SP разработаны для обеспечения защиты от низкоскоростного предварительного зажигания (LSPI), явления, характерного для бензиновых двигателей с турбонаддувом и прямым впрыском (GDI).
- Чистота поршня (Seq III)
- Контроль окисления (Seq III)
- Защита кулачка от износа (Seq IV)
- Защита двигателя от отложений (Seq V)
- Экономия топлива (Se VI)
- Защита от коррозионного износа (Seq VIII)
- Предварительное зажигание на низкой скорости (Seq IX)
- Защита от износа цепи привода ГРМ (Seq X)
Все о смешивании масел 5w-40
Для правильной работы мотора требуется поддержание нормального уровня масла. У каждого автомобилиста случались ситуации, когда необходимо срочно долить смазку в двигатель, но нужной жидкости в данный момент нет. Немало людей при этом начинают смешивать масла, но для положительного исхода такого действия следует иметь определённые знания. Приведём основную информацию:
Сочетание смазки 5w-40 разного типа
Согласно мнению экспертов, в крайних случаях можно выполнять смешивание минеральных и полусинтетических смазок
Для смеси минералки и синтетики важно одно условие – искусственный продукт должен базироваться на полиальфаолефинах. Если же произошло падение уровня синтетики или полусинтетики, в качестве крайней меры можно добавить немного натуральной смазки
Что касается сочетания жидкостей на основе единого состава, к примеру, синтетических с синтетическими, эта связка будет работать, но риски имеются. Снизить их можно путём использования одинаковой вязкости.
Смешивание 5W40 с синтетической базой от разных производителей
Синтетику от разных брендов смешивать можно, если свойства жидкости совпадают по API. Особо тщательно следует относиться к этому владельцам авто с форсированными или турбированными моторами, которым требуется только самая качественная смазка 5w-40. Если вы выбрали сертифицированное масло высокого качества, жидкость не должна пениться или выпадать в осадок, но такая смесь все равно не подходит для длительной езды.
Смешивание полусинтетики и синтетики
К примеру, в вашем моторе находится синтетическое масло 5w-40 и его запасы срочно необходимо пополнить, но под рукой есть только полусинтетическое масло 10w-40. В данной ситуации можно использовать подобный «коктейль», в связи с изменением суммарной вязкости, а также незначительным падением по низкотемпературным характеристикам.
Смешивание смазок 5w-40 с разной вязкостью
Разберём ту же ситуацию, но теперь для долива под рукой есть смазка с такой же маркировкой от одного и того же производителя, но с другой вязкостью – 5w-30. Её можно без опаски доливать в двигатель, но вязкость на высоких температурах будет средней между 30 и 40. Пакеты присадок масел, скорее всего, будут одинаковыми, как и база, что позволит долить довольно много жидкости. На низких температурах запуск мотора будет происходить эффективно.
Смешивание масел 5w-40 от разных производителей
Подобное смешивание является самым рискованным, ведь никто не может гарантировать совместимость, тем более в условиях различной базы. Это касается и присадок, хотя зачастую добавки и не конфликтуют между собой. Общие характеристики полученной жидкости могут быть снижены, что окажет негативное влияние на работу двигателя.
Смешивание смазки 5w-40 от одного производителя
Самый удачный вариант, так как жидкости от одной компании очень похожи, тем более в условиях единой базы. Специалисты считают, что смешивание составов с единой вязкостью является вполне нормальной практикой для двигателя. Хоть текучесть и будет изменена в одну из сторон, это не окажет значительного влияния на смазывающие и другие способности. При единой основе масла с 100% вероятностью имеют один и тот же пакет присадок.
Prev
1
1
Next
5w40 синтетическое моторное масло. Какое лучше?
Вязкостные присадки моторных масел Unol tv #3 (2часть)
МОТОРНОЕ МАСЛО МОБИЛ СУПЕР 3000 5W-40 — ЧЕСТНЫЙ ОТЗЫВ
Prev
1
1
Next
В чём отличие и сходство?
Как уже говорилось выше, они обладают разными показателями вязкости, но примерно одинаковыми присадками.
Поэтому моторная жидкость 5w40 более лучше смазывает узлы двигателя внутреннего сгорания, она идеальна для моторов с высокой тепловой напряжённостью. А 5w30 помогает проще завести двигатель в холод, но в жару оно становится очень жидким, что ухудшает состояние узлов.
Совет: чем меньше параметр вязкости в смазке, тем меньше на неё цена и хуже защита мотора от износа.
Сходство смазок 5w30 и 5w40 в том, что их можно применять при любом температурном режиме. Поэтому эти моторные жидкости можно по праву называть взаимозаменяемыми.
Есть ещё одно отличие – это длина синтетических цепей. Чем они длиннее, тем меньше период эксплуатации смазки. В 5w40 структурные цепочки больше (расход меньше), чем у 5w30, поэтому 5w40 надо менять чаще.
На практике зимой смазочные жидкости ведут себя одинаково. Единственное различие – это разная вязкость, что критична в летний период.
Теперь самое важное, что же лучше всего заливать в мотор?
Почему стоит выбрать масло 5w-40, а не 5w-30?
Большинство автоконцернов рекомендуют использовать для двигателя смазку 5w-40 благодаря универсальности этого продукта. Продукция с индексом 30 подходит новым автомобилям, а масла с индексом 50 рассчитаны на технику с сильно изношенным мотором или для форсированных двигателей.
Сравнивая между собой продукты 5w-40 и 5w-30, можно выделить следующие преимущества индекса 5w-40:
- Учитывая среднюю температуру масла на уровне +100°С, у 5w-40 будет в 1,5 раза выше вязкость, чем у 5W-30
- Смазка 5w-40 подходит для высокотехнологичных двигателей внутреннего сгорания, которым характерны повышенные тепловые нагрузки. Такая вязкость способна отлично сохранять свои свойства, успешно удерживая плёнку и предотвращая появление трения между деталями на высоких скоростях.
- У масла 5w-30 более низкий температурный диапазон, чем у 5w-40, при котором вязкость уменьшена для эффективного запуска мотора в морозы. На повышенных температурах жидкость обретает чрезмерную текучесть, сводящую к минимуму смазывающую способность.
Расшифровка моторного масла (полезная информация)
Существуют общепризнанные допуски и стандарты, встречающиеся на каждой канистре автомасла. Существуют простые способы, как понять какого качества лубрикант.
Расшифровка автомобильных масел в свете мировых стандартов
Для примера можно взять спецификацию API. Здесь существует две распространенные нормы:
- S;
- С.
Первая создана для бензиновых смазок, вторая – для дизелей. Часто их можно встретить одновременно, и SN/CF будет по качеству выше того же SL/CG. Суть во второй букве индекса. Добавочный символ обозначает качество смазки и в зависимости от класса берется из стандартного алфавита.
Во второй популярной спецификации АСЕА маркировка также наносится по аналогичному принципу. Из противоречий здесь качество смеси, определяется нанесением цифры, не буквы. Чем выше число, тем более современным нормам соответствует смесь.
Маркировка моторных масел в России
Отечественный ГОСТ разделяет смазки по своему принципу. Здесь каждая буква или цифра кода обозначает определенный параметр. Для примера можно взять смазку М 63/10В где:
- М – масло моторное;
- 63 – низкотемпературный показатель вязкости;
- 10 высокотемпературный предел текучести;
- В – подходит для бензиновых двигателей средней степени форсирования.
5W-40: расшифровка
Прежде чем приступить к разбору, надо сделать оговорку об относительности цифровых значений маркировки. Расшифровка индекса смазки 5W-40:
Цифра 5 — зимний показатель вязкости, помогающий рассчитать температуру застывания, когда масляный насос прокачивает смазку по каналам системы без препятствий, при холодном двигателе.
Расчёт: из индекса 5 вычитают число 35: 5 – 35 = – 30. Полученное число — показатель мороза, когда двигатель при холодном запуске работает исправно. Также это предельная температура, при которой проворачиваемость мотора становится минимальной: масло густеет на морозе, и работа стартёра затруднена.
W — зимнее обозначение, присутствующее также в маркировке универсальных смазок.
Цифра 40 — летний показатель вязкости, помогающий вычислить предельную плюсовую температуру, при которой работает двигатель, предохраняемый от износа надёжной масляной плёнкой.
Расчёт: от второго числа индекса отнимают 5: 40 – 5 = 35. Значит, +35°C — предел жары, при которой мотор стабильно работает.
Индекс 5W-40 указывает на универсальность масла, т. е. его круглогодичное использование. Расшифровка: при полной исправности мотор может бесперебойно работать в пределах температурных значений: от – 30° C до +35° C.
Классификация моторных масел по ACEA
Организация образована в 1991 году вместо существовавшей до этого CCMC. До конца 1996 года ACEA действовала параллельно с API. Первая редакция классификаций масел вышла в 1994 году, после чего много раз пересматривалась и переиздавалась. Каждая новая редакция имеет аббревиатуру с годом ее издания, например, ACEA 2008.
После выхода новых спецификаций старые действуют еще два года параллельно с новыми, чтобы дать время производителям масел перестроиться на новые требования. Более старые редакции после этого считаются недействительными и, если какой-то производитель ссылается на них, он относится к тем, кто не прошел новую спецификацию. На сегодняшней день актуальной является спецификация ACEA 2012.
Категории масел ACEA
В последней редакции 2012 года выделены три категории:
ACEA AB – Смазки для моторов с питанием бензином и дизелем. Объединяет все разработанные до 2004 года классы A и B, которые в более ранних редакциях делили смазки на две категории по типу топлива. Сейчас в этой категории 4 класса: А1/B1, A3/B3, A3/B4, A5/B5.
Класс | Применение | Характеристики |
---|---|---|
А1/В1 | Для определенной категории двигателей с небольшой нагрузкой, в которых можно применять маловязкие масла. | Имеет увеличенный пробег, не рекомендовано для жаркого климата. Энергосберегающее. |
А3/В3 | Для двигателей легковых авто и грузовиков малого тоннажа с высокой мощностью, с турбонаддувом и без | Средний интервал замены. Может использоваться в любой сезон. |
А3/В4 | Для агрегатов с турбиной, непосредственным впрыском и насос-форсунками или системой Common Rail. | Практически полностью идентично А3/В3, но подходит для новых инжекторных систем. Может заменить предыдущую категорию. |
А5/В5 | Для высокофорсированных моторов легкого транспорта, где допускается использование смазок малой вязкости. | Маловязкое, подходит для зимних месяцев. Не подходит к некоторым типам двигателей. |
ACEA C – смазки для бензинового и дизельного топлива, подходят под самые жесткие современные требования экологов по содержанию веществ в выхлопе. Можно использовать в системах с катализаторами и сажевыми фильтрами, так как имеют сниженную зольность. В этой категории 4 класса: C1, C2, C3, С4.
Класс | Применение | Характеристики |
---|---|---|
С1 | Бензиновые и дизельные двигатели с инжекторами, мощные с малым зазором между внутренними деталями. | Экономит топливо и распадается до нейтральных веществ в выхлопе. Не допускается использовать в устаревших конструкциях или двигателях, в которые ранее заливались более агрессивные материалы. |
С2 | Экономные двигатели с системами очистки выхлопа. | Отличие от предыдущей категории в более высоком содержании фосфатов и сульфатов. |
С3 | Моторы с системами очистки выхлопа, работающие в сложных условиях, с турбонаддувом или без. | Отличается от С2 повышенной вязкостью, низкая и средняя зольность. Подходит для увеличенных интервалов замены. |
С4 | Для систем, оборудованных сажевыми фильтрами DPF и трехкомпонентными катализаторами TWC. | По составу похож на С1, но выше вязкость. |
ACEA E – смазки для дизелей, работающих с большой нагрузкой, и тяжелого транспорта. Категория была введена в самом начале создания класса в 1995 году. В новой редакции 4 класса: Е4, Е6, Е7, Е9.
Класс | Применение | Характеристики |
---|---|---|
Е4 | Современные двигатели, отвечающие нормам Евро от 1 до 5 и работающие в тяжелых условиях. | Обеспечивает чистоту деталей и защиту от износа, длительный интервал замены. Не подходит для систем с сажевым фильтром, совместим не со всеми системами очистки выхлопа. |
Е6 | Для современных моторов, отвечающих требованиям Евро от 1 до 5 с системой очистки выхлопа, с сажевым фильтром или без, снижением выбросов оксида азота. | Обеспечивает чистоту внутренних деталей, защищает от износа, увеличенный интервал пробега. |
Е7 | Дизельные моторы, работающие на больших оборотах класс Евро от 1 до 5, оборудованных системой очистки выхлопа. Не подходит для систем с сажевым фильтром. | Повышение антиокислительных и моющих свойств. Увеличенные интервалы замены. |
Е9 | Отличие от Е7 в совместимости с сажевым фильтром. | Ограничение по зольности. |