Полная расшифровка маркировки шин
Содержание:
- R15 против R16: что лучше?
- Вычисление длины окружности колеса
- Маркировка
- Как правильно подобрать ширину дисков
- 29 дюймов
- Итак, методы определения диаметра колеса велосипеда в дюймах и миллиметрах:
- Какими бывают размеры велосипедных колес
- Сравнение расчетных данных
- Стандартные размеры колес
- Посадочные и монтажные данные
- Системы исчисления
- Таблица: ширина колеса, высота профиля в мм
- Из нашего опыта шинных проектов
- Как перевести дюймы в сантиметры?
- Характеристические параметры
- Размер диска
- Методы измерения диаметра колес
- В чём их отличия
- Допустимо ли ездить на шинах разной ширины
- Как определить диаметр колеса велосипеда
R15 против R16: что лучше?
Одна из незатухающих тем дискуссий на форумах автолюбителей о том, какой размер дисков выбрать для своего автомобиля. Ответ можно поискать и там, только не нужно увлекаться. Нужно помнить 2 простые вещи:
- Сколько людей, столько и мнений.
- Больше всего на форумах любят делиться «опытом» водители со стажем до 3 лет.
На основе информации из профессиональных источников можно всё же прийти к определённым выводам.
В чём проигрывают диски большего диаметра
Переходить на диски большего диаметра имеет смысл на автомобиле с мощностью двигателя свыше 110-120 л.с. Мотор с меньшими показателями отреагирует на замену снижением динамики при разгоне с места или ускорении на ходу.
Вес R16 при прочих равных условиях больше. Нагрузка на элементы подвески возрастает, что снижает их срок службы. Плохие дороги ускоряют процесс.
Низкопрофильная резина амортизирует слабее, подвеска становится жёстче. Шум колёс возрастает. Стоимость комплекта с автошинами вырастает очень существенно.
Не всё так плохо. Положительные моменты
Самый частый элемент автомобильного тюнинга – колёсные диски. Выглядят они действительно привлекательнее. Устойчивее становится поведение автомобиля на поворотах и на ровной дороге.
Тормозной путь на сухой и сырой дорогах короче, хотя и незначительно (от 1,5 до 5 %). Значительно шире линейка товара для автошин. Расход бензина практически не меняется.
Вычисление длины окружности колеса
Что такое длина окружности. Это важнейший параметр. Определить это значение можно различными способами. Для этого необходимо использовать калькулятор и формулы.
Значение длины окружности необходимо для таких целей:
- для настройки велокомпьютера;
- для правильной настройки специального одометра;
- для настройки спидометра.
Определить этот параметр можно разными способами:
- Нанести на протектор шины краску (нанесение метки).
- При помощи нити (шнурка).
- Расчётный способ.
С помощью шнурка
Для вычисления длины окружности можно использовать различные предметы:
Рассмотрим порядок действий:
- Вокруг велосипедной покрышки нужно натянуть нить или шнурок.
- Теперь сделайте пометку. Для этого можно использовать фломастер или мел. Пометку необходимоделать в том месте, где шнурок соприкасается со своим началом.
- После этого, снимите нить (шнурок).
- Теперь нужно измерить расстояние от метки до конца нити (шнурка). Для этого нужно использовать специальную рулетку или линейку.
Расчетным путем
Если вы любите математику, тогда вам этот метод понравится. Определить длину окружности можно по формуле. Но для этого необходимо знать диаметр шины.
Если вы знаете этот параметр, тогда можно приступать к вычислениям:
- Формула для проведения расчетов: С=D·π. 3,14 — это число Пи.
- Диаметр покрышки необходимо умножить на число Пи.
- Посмотрим пример: 28×3,14=87.92.
Нанесение метки
Это очень доступный эффективный метод. В качестве метки можно использовать краску или мел.
Рассмотрим порядок действий:
- На покрышку нужно нанести метку (краска).
- После этого, нужно провести двухколесного коня по прямой. При этом на асфальте должны остаться пятна. Первое пятно — это начало пути. Второе пятно — это конец пути.
- Теперь необходимо измерить расстояние между этими пятнами на асфальте.
Чтобы купить велосипедную шину, нужно определить диаметр шины. Узнать диаметр велосипедного колеса можно разными способами: вычисление длины, расчетный способ, измерение шины по специальной международной системе, классический способ.
Маркировка
В качестве примера рассмотрим маркировку колесного обода 9J x20H PCD 5×130 ET60 DIA 71.60:
1. Цифра 9 указывает на ширину, измеряемую в дюймах. Чтобы перевести дюймы в сантимы, общий показатель умножается на 25,4.
2. Буква J указывает на элементы конструкции: форму дисковых закраин
Этот параметр не играет важной роли при выборе
3. Буква X обозначает нераздельность диска.
4. Цифра 20 обозначает диаметр посадки колесного изделия. Этот показатель соответствует посадки автомобильной шины.
5. Буква H обозначает наличие одного хампа или выступа на ободе.
6. Аббревиатура PCD 5×130, где цифра 5 указывает на количество сверлений для крепежа гаек или болтов и число 130 обозначает их диаметр PCD в миллиметрах.
7. Маркировка ET60 указывает на дисковый вылет. В этой ситуации показатель составляет 60 мм.
8. Значение DIA 71.60 обозначает диаметр центрового сверления. Обычно, DIA соответствует посадки ступицы и обозначается в миллиметрах. Если показатель DIA больше диаметра ступицы, тогда для установки диска используется центровочное кольцо для посадки.
К маркировке также прилагается информация:
ISO, SAE, TUV – эти аббревиатуры указывают на организации, выполнявшие проверку колесного изделия, аналогично российскому ГОСТ. Также обозначаются стандарты, которые соответствует маркировке колеса.
Maxload указывает допустимую нагрузку на автомобильное колесо. Этот показатель обозначается в килограммах и фунтах.
Как правильно подобрать ширину дисков
При выборе ширины дисков водителю следует придерживаться определённых правил, потому что в международном обозначении размерностей есть некоторые несоответствия.
Прежде всего, не стоит ошибаться в разной системе единиц, потому что ширина обода диска определяется в дюймах, в то время как покрышка обозначается в миллиметрах. Так, для того чтобы сравнить численные показатели, нужно каждый дюйм умножить на 23,5 мм.
Также покупателя не должен вводить в смятение тот факт, что на покрышку одной ширины могут подойти сразу несколько типоразмеров дисков. Связано это с тем, что резиновое изделие эластичное и может деформироваться в месте сопряжения с диском на несколько сантиметров.
При выборе диска нужно помнить, что слишком узкое колесо может вызвать срыв покрышки, так как во время нагнетания давления оно будет всё сильнее распираться, и бортики стального изделия могут в определённый момент его не удержать.
Напротив, чересчур широкий диск может повреждаться, так как боковой профиль резины не будет его защищать от негативных внешних воздействий, особенно при езде по бездорожью или в глубоком снегу.
Важно
! Диск для эксплуатации только в летний период может быть шире, чтобы машина эффектнее выглядела на трассе или в большом городе, а зимой, напротив, уже, потому что мощные боковые части резины должны выступать как можно сильнее. Если автолюбитель выбирает штампованные диски и готовится защитить их колпаками, ему следует знать, что пластиковые или резиновые накладки также имеют толщину, и, чтобы колесо не выглядело как при отрицательном вылете, ему стоит выбирать его наименьшей ширины, исходя из табличных значений, приведённых выше
Если автолюбитель выбирает штампованные диски и готовится защитить их колпаками, ему следует знать, что пластиковые или резиновые накладки также имеют толщину, и, чтобы колесо не выглядело как при отрицательном вылете, ему стоит выбирать его наименьшей ширины, исходя из табличных значений, приведённых выше.
Колесо с низкопрофильной резинойМногие крупные точки продаж подобных изделий нередко имеют в наличии специальные программы-калькуляторы, совмещённые с электронной базой учёта товара на складе. Так, автолюбителю нужно всего лишь сообщить параметры своих шин, которые продавец немедленно вбивает в программу, как исходные данные, и на экране выдаётся перечень оптимально подходящей продукции, имеющейся в наличии.
29 дюймов
Российский внедорожник выпускается с колесами, диаметр которых немного меньше, чем у обычного внедорожника. Стандартный размер зарубежных машин соответствует 29 дюймам или 235/75R15.
Отечественный внедорожник (Нива) комплектуется на заводе колесами 175/80R15. На таких покрышках машина быстро зарывается в грязь, с трудом двигается по нашему бездорожью.
Чтобы исправить такую ситуацию, необходимо установить 29 дюймовую резину. Она увеличит клиренс на 25 мм. Если установить покрышки 31 дюйм, дорожный просвет станет больше на 50 мм. Для установки таких колес потребуется только изменение колесных арок. Потребуется увеличить их габариты.
Итак, методы определения диаметра колеса велосипеда в дюймах и миллиметрах:
- Самый простой и надежный. На старой покрышке, установленной на велосипеде, должен быть написан ее диаметр в дюймах или миллиметрах.
При подборе новой резины, ориентируйтесь на него. В случае отсутствия шины с точно такой же маркировкой, посмотрите на таблицу взаимозаменяемости и подберите нужный размер в другой маркировке.
Если новая шина нужна чуть шире или уже – сверьтесь с таблицей ширины покрышки и обода.
Если сомневаетесь – поговорите с продавцом. Он подскажет, подойдет ли она для Вас как с точки зрения размеров, так и с точки зрения протектора, стиля езды и по каким дорогам хотите кататься.
Посмотрите, не написан ли размер обода на нем самом. Иногда производители пишут размер в системе ETRTO в мм: посадочный диаметр и ширину. В зависимости от этого подбирается размер покрышки. Какие размеры в дюймах подходят для вашего размера обода в мм можно посмотреть в этой таблице.
Если на ободе и, самое главное, покрышке ничего не написано, то придется вычислять его диаметр «вручную».
Это можно сделать через измерение радиуса и умножить его на два.
Для младших школьников, читающих эту статью, напоминаю, что один диаметр состоит из двух радиусов.
Только мерить нужно строго от центра втулки, а не от её краев. Измеряя, велосипед должен стоять вертикально, а рулетку, прикладывая один конец к земле держать то же строго вертикально, а не вдоль спиц колеса. Только такой замер даст правильное значение.
Таким же образом можно сразу измерить и сам диаметр колеса. Главное точно определить его верхний срез. Для этого можно взять уровень и приложить его к верху покрышки, и, держа его строго горизонтально, определить по рулетке нужный размер.
После этого переводим его из мм в дюймы. Для этого делим его на 25,4 (1 дюйм = 25,4 мм) и вычисляем размер в дюймах. Результат можно округлить до стандартных дюймовых размеров колес.
Например, если в результате измерений получается 720 мм, делим на 25,4 и получаем 28,346 дюйма. Значит, скорее всего, реальный размер колеса, с учетом точности вычислений, 28”.
В принципе, точно так же можно измерить и диаметр обода.
Только обратите внимание на разницу между тем, что измеряется рулеткой снаружи и посадочным размером обода. Для тех, кто не ищет в жизни легких путей, можно рассчитать диаметр колеса через его длину окружности
Как вычислить длину окружности велоколеса, описано на нашем сайте в отдельной статье (Второй способ)
Для тех, кто не ищет в жизни легких путей, можно рассчитать диаметр колеса через его длину окружности. Как вычислить длину окружности велоколеса, описано на нашем сайте в отдельной статье (Второй способ).
А зная её, легко вычислить диаметр. Для этого длину окружности в миллиметрах нужно разделить на число «Пи» (3,14). Получив диаметр в мм, разделите его на 25,4 и получите диаметр в дюймах. Аналогично предыдущему пункту результат придется округлить до ближайшего целого числа в дюймах. Чем точнее все измерения, тем точнее результат и меньше округления.
Какими бывают размеры велосипедных колес
Геометрические параметры велосипедов разнятся между собой по строгой закономерности – это касается и , и диаметров колес. Для начала представим таблицу размеров:
В первой колонке представлены традиционные диаметры колес в дюймах и миллиметрах. Колесо измеряется вместе с покрышкой. Чтобы узнать размер обода, необходимо вычесть высоту покрышки, помноженную на два. Стандартные размеры ободьев представлены во второй колонке.
Системы измерения размеров колес велосипеда:
- классическая, в дюймах;
- в сантиметрах;
- стандарт ISO, в миллиметрах.
Международная организация стандартизации (ISO) внедрила универсальную систему измерения колес во избежание путаницы. Ее и придерживаются все производители велосипедов. Размеры колес складываются из диаметра «чистого» обода и ширины профиля покрышки.
При выборе новых шин необходимо знать посадочные диаметры ободьев – эти числа на покрышках должны им соответствовать. Это пригодится при переходе на другой профиль шин. В обиходе колесо измеряется дюймами, да и в дюймах приводить размеры удобнее. А еще по размеру колеса можно определить и тип велосипеда – прогулочный, горный или шоссейный.
Размеры колес важно знать при выборе детского велосипеда. Здесь наблюдается прямая взаимосвязь числовых значений диаметров с ростом и возрастом ребенка, так называемая «колесная ростовка». Ниже таблица стандартов:
Ниже таблица стандартов:
Диаметр, дюймы | Рост, см | Возраст |
12 | до 98 | 3 |
14 | 98 – 104 | 3 – 5 |
14, 16 | 104 – 110 | 4 – 5 |
16, 18 | 110 – 116 | 5 – 6 |
20 | 116 – 128 | 6 – 8 |
24 | до 164 | больше 8 |
Размеры колес детских велосипедов стоят отдельно от взрослых: детский ряд заканчивается на 24”-колесах, в то время как для взрослых только начинается (за исключением 20-дюймовых ВМХ). 24-дюймовые колеса можно смело относить к подростковым и универсальным (для взрослых небольшого роста). Разумеется, эти данные лишь помогут выбрать велосипед, в остальном необходима примерка.
Сравнение расчетных данных
Размеры, запрашиваемые шинным калькулятором для выполнения расчетов
Самостоятельная расшифровка размеров шин требует определенной точности расчетов. Проверить, правильно ли сделан перевод величин с сантиметров в дюймы и наоборот можно с помощью шинных калькуляторов. С их помощью можно также узнать, сколько типоразмеров покрышек подходит для определенной модели автомобиля.
Шинные калькуляторы легко отыскать в интернете, они, как правило, имеют американские и европейские системы типоразмеров одновременно. Поэтому, введя размеры покрышек, рекомендованных заводом-изготовителем автомобиля в метрической системе, есть возможность получить перечень авторезины американского и европейского образца. Это очень удобно, при необходимости выбрать торговую марку интересующей резины, а также просмотреть возможность изменения размеров шин, рекомендованных производителем. При использовании шинных калькуляторов необходимо учитывать погрешность, возникающую из-за округлений, поэтому лучше перевести интересующие размеры вручную, затем сверить их с вариантами, просчитанными интернет-ресурсом.
Стандартные размеры колес
Каждому типу велосипеда соответствуют определенные параметры колес в зависимости от его марки и предназначения. Так, для детского велосипеда этот размер может составлять 508 мм, подросткового — 609 мм, взрослого дорожного — 622 мм, горного — 660 или 736 мм. Указанная величина соответствует расстоянию, измеренному по внешней стороне покрышки.
Традиционно измерения проводятся в английской системе исчисления, в дюймах (1 дюйм=25,4 мм). Округление производится до целого числа. У взрослого велосипеда оно варьируется в пределах 24-29 дюймов, или 622-736 мм.
Есть 2 способа определения диаметра колеса:
- французский (стандартный, по наружному краю шины);
- метод согласно требованиям ISO (по внутренней стороне обода).
Посадочные и монтажные данные
Основной параметр, который определяет крепление колёсного диска к ступице – расстояние между центрами крепёжных отверстий, в международной классификации он называется PSD, иногда применяют термин сверловка колеса. Вместе с межцентровым расстоянием одновременно указывается количество крепёжных отверстий, например 4х101,2. Это означает, что колёсный диск имеет четыре отверстия с межцентровым расстоянием 101,2 мм, т. е. 101,2 мм есть диаметр условной окружности, проходящей через центры крепёжных отверстий. Значения PSD стандартизированы по принципу рядов предпочтительных чисел, а значит этот параметр может совпадать на автомобилях разных марок и моделей. Иногда встречаются колёсные диски с очень близкими значениями PSD, например 4х98 или 4х100 мм. Пытаться установить на автомобиль диск, имеющий близкое, но не «родное» значение PSD – грубейшая ошибка. Самое безопасное последствие – повреждение крепёжных болтов или шпилек, дальше хуже – повреждение резьбы ступицы, неверная центровка колеса, приводящая к биению и повреждение диска, не подлежащее ремонту. Существует распространённое заблуждение, что центровка колёсного диска обеспечивается центральным отверстием. Нет! За это отвечает только крепёж! Проставочные кольца, часто входящие в комплект поставки некоторых унифицированных колёс, служат только для удобства установки.
Системы исчисления
Маркировка покрышки метрической системой
Основные габариты шин прописываются маркировкой, к ним относят:
- Ширина профиля авторезины — расстояние, выраженное в миллиметрах либо дюймах, между наружными сторонами боковин накачанной автопокрышки, без учета возвышений, отделки или поясов. Указанная величина не должна быть больше ширины обода изделия более чем на 30%.
- Серия авторезины. Указывает соотношение ширины и высоты профиля изделия. Позволяет различать резину таким образом:
- низкопрофильная — серия меньше 70%;
- высокопрофильная — в диапазоне 70-82%;
- полнопрофильная — более 85%.
- Конструкция покрышки. Различают радиальные и диагональные автошины. В первом случае волокна кордового слоя размещены перпендикулярно окружности колеса. Во втором варианте нитки корда расположены внахлест. Радиальная конструкция шин больше распространена, такие покрышки обеспечивают лучшее сцепление колес с дорожным покрытием, они более надежны при эксплуатации.
- Радиус колеса.
Как понять, что значит маркировка покрышек? Обозначения на боковой части автомобильной резины наносятся производителями шин. Заводская маркировка бывает в метрической либо дюймовой системе исчисления. К примеру, типоразмер покрышек, маркированных метрической системой 265/75 R15, соответствует обозначение дюймовой системы 31×10.5 R15. Расшифровка указанных обозначений в сантиметрах означает:
- Обозначение 265/75 R15 указывает размеры авторезины:
- 265 — цифра, определяющая ширину автошины (один сантиметр равен десяти миллиметрам, 265 мм= 26,5 см);
- 75 — это процент (75%), определяющий зависимость между высотой профиля автопокрышки и шириной резины (265*0,75=198,8 мм либо 19,9 см), найденное число указывает высоту профиля автошины;
- R — обозначает радиальный тип шин;
- 15 — диаметр колеса, размер указывается в дюймах, перевести указанный параметр в сантиметры можно умножив интересующее цифровое значение на 2,54, так как 1 дюйм равен 2,54 см в итоге получим 15*2,54=38,1.
- Обозначение 31×10.5 R15 расшифровывается:
- 31 — высота колеса (31 дюйм либо 31*2,54=78,7 см);
- 10,5 — ширина автопокрышки (10,5 дюйма или 10,5*2,54=26,7 см);
- R — указывает на радиальный тип автошин;
- 15 — определяет диаметр колеса (15 дюймов либо 15*2,54=38,1 см).
Указанная размерность позволяет высчитать высоту профиля покрышки для этого нужно:
- вычесть из общей высоты автошины ее радиус (78,7-38,1=40,6 см);
- разделить полученное значение на 2 (40,6/2=20,3 см).
Из расчетов видно, что высота профиля авторезины, рассчитанная в метрической системе и дюймовой несколько отличается, в первом варианте 19,9 см, а во втором 20,3 такая погрешность может быть вызвана погрешностью при округлении.
Рекомендуем посмотреть видео о расшифровке размеров шин:
https://youtube.com/watch?v=W4ek51Y_zro
Таблица: ширина колеса, высота профиля в мм
Расчет можно провести самостоятельно. Для этого можно рассмотреть пример для шины шириной 215 мм и диаметром 16.
- Ширина резины обозначается в сантиметрах: 215 мм = 21,5 см.
- Далее нужно перевести полученную величину в дюймы: 1 сантиметр = 2,54 дюйма, делится 21,5 на 2,54, получается 8,46. Сумму можно округлить до 8,5.
- От полученного значения берется 25-30 %, в данном варианте выходит 2,38.
- Полученное число можно вычесть из ширины покрышки и округлить до десятых 8,5 — 2,38 = 6,1.
- Размер обода изделия должен быть 6,1 дюйма или 155 мм.
- Конструкции, которые имеют диаметр до 14 дюймов, их возможная погрешность определяется от 0,5 до 1.
- Изделия, которые имеют диаметр от 15 дюймов, встречаются с погрешностью до 1,5.
Из нашего опыта шинных проектов
За годы через наш журнал прошло несколько экспериментальных проектов, связанных с испытаниями и ходимостью автомобильных шин. Делимся наиболее интересными обобщёнными выводами и наблюдениями.
Только у самых маленьких грузовиков комплект шин насчитывает всего четыре штуки, не считая «запаски». Даже для переобувания «ГАЗели» потребуется комплект минимум из шести шин. Стандартному автопоезду с полуприцепом необходимо не менее 12 единиц, без учёта запасных, да ещё и адресованных для конкретных осей. А ведь случаются в нашей жизни и грузовики с колёсными формулами 10х4, которые тягают четырёхосные прицепы… Проведённые нами многочисленные испытания ходимости автомобильных шин однозначно свидетельствуют о том, что ни один комплект не дошёл до финиша без потерь, никак не связанных с качеством продукции. Отдельные шины в каждом из проектов были загублены непредсказуемыми дорожными обстоятельствами. Поэтому рекомендуем, особенно для автопарков, остановиться, если это возможно, на шинах одной марки – проще и дешевле обеспечить взаимозаменяемость.
Пробег качественных шин до полного износа у легковых автомобилей и грузовичков на их базе – около 70 000 км. Резина большегрузов живёт значительно дольше – до 400 000 км. Существуют модели шин, предназначенных для использования на рулевой оси седельного тягача или для осей полуприцепа. Целесообразно при достижении примерно 50% износа снимать такие шины с рулевой оси и переставлять на полуприцеп: шины служат тогда максимально долго и безопасность на высоте. Дело в том, что рулевая ось хоть и менее нагружена массой, но более чувствительна к регулировке углов установки колёс, плюс фактор рулевого управления дополнительно влияющий на износ при повороте пятна контакта. На типовом трёхосном полуприцепе наиболее нагружена средняя ось.
Шины ведущих осей в наших условиях выхаживают редко более 250 000 км. Формально их после такого пробега ещё можно использовать, даже протектор может оставаться в требуемой глубине, но сцепные свойства оставляют желать лучшего.
Грузовые «малыши» категории «В», несмотря на полную массу автомобиля до 3500 кг требуют установки шин с индексом «С» после маркировки посадочного диаметра. Это не индекс скорости, а обозначение усиленной конструкции для коммерческого транспорта. Такие шины дороже и отличаются менее «скоростным» рисунком протектора. Использование обычных шин подходящего типоразмера, даже если соответствует индекс нагрузки, вместо предусмотренных конструкцией «коммерческих» не имеет смысла – износ идёт лавинообразным темпом…
Как перевести дюймы в сантиметры?
Если лениво пользоваться шинным калькулятором, то можно самому посчитать общий диаметр колеса.
Колесный диск и/или посадочный размер шины обычно имеет размер в дюймах, например, 14 или 15 дюймов.Дюймы переводим в миллиметры, т.е. умножаем на 25,4 (1 дюйм = 25,4 мм).Д=D*25,4
Размерность шины обычно указывается двумя числами через косую черту, например, 185/70 или 195/60.Первый параметр — это ширина протектора шины в мм.
Второй параметр определяет высоту профиля шины относительно ширины (в процентах), т.е. «70% от 185мм» или «60% от 195мм».
Т.е. чтобы узнать высоту профиля шины надо первый параметр шины (ширину шины в мм) умножить на второй параметр шины (проценты) и разделить на 100.
П=W*H/100
Высота колеса в сборе — это диаметр диска (он же посадочный диаметр шины) плюс две высоты профиля шины (если внимательно посмотреть на колесо, то очевидно, что шина есть и сверху и снизу диска).В=Д+2*П=D*25,4+2*W*H/100результат получается в мм (т.к. обычно сантиметрами меряются портные, а инженеры — мм :-).
Примеры:185/70 R14В=14*25,4+2*185*70/100=614,6 мм195/60 R15В=15*25,4+2*195*60/100=615 мм195/65 R15В=15*25,4+2*195*65/100=634,5 мм
Видно, что шины «185/70 R14» и «195/60 R15» практически одинаковы по высоте,а шина «195/60 R15» выше «195/60 R15» на 19,5мм.
Насколько изменится клиренс?Например, было «195/60 R15» стало «195/65 R15».
Очевидно, что на половину разницы высот шин.Т.е. (634,5-615)/2=(19,5)/2=9,75ммКлиренс увеличится почти на сантиметр.
Насколько будут врать спидометр с одометром?Например, было «195/60 R15» стало «195/65 R15» , а компьютер продолжает думать, что стоит «195/60 R15».
Очевидно, что за тот же оборот колеса (датчик оборотов стоит в коробке передач) машина проедет большее расстояние.
Длина пробега машины за один оборот колеса — это длина внешней окружности колеса или, как известно из геометрии, высота (он же диаметр) колеса умноженный на число «пи» (3,1415926…)L=В*3,14
Прибавка к пробегу составит разницу между длинами окружностей.Если прибавку выразить относительно (можно и в процентах), то надо поделить эту разницу на длину первоначальной окружности.O=(L-L)/L=(В*3,14-В*3,14)/В*3,14=(В-В)/В(ну там «пи» в дроби сокращается…)
Например, было 195/60 стало 195/65,O=(634,5мм-615мм)/615мм=19,5/615=0,0317… или 3,17 процента.
Эта величина означает, что с новыми колёсами,— если по одометру машина проехала 100 км, на самом деле пройдено на 3,17% (или в 1,0317) больше, т.е. 100*1,0317=103,17 км.— если по спидометру машина едет 100 км/ч, на самом деле показания (по тому же спидометру) должны быть на 3,17% (или в 1,0317) больше, т.е. 100*1,0317=103,17 км/ч.
Характеристические параметры
Как уже стало ясно, параметры колеса, будь то диаметр, радиус или другие показатели, напрямую влияют на поведение машины в целом
Но открытым остается один вопрос: как самостоятельно определить эти параметры для своего автомобиля? Как их узнать, и, что самое важное, где находится маркировка, содержащая всю необходимую информацию?. Чтобы получить диаметр, необходимо умножить число на два: тогда получится расстояние между двумя противоположными точками покрышки
Чтобы перевести дюймы в сантиметры, необходимо умножить то, что получилось, на 2.54
Чтобы получить диаметр, необходимо умножить число на два: тогда получится расстояние между двумя противоположными точками покрышки. Чтобы перевести дюймы в сантиметры, необходимо умножить то, что получилось, на 2.54.
Ширина указывается в миллиметрах: чтобы получить сантиметры, стоит разделить число на 10, а вернее, перенести запятую на одно число левее. Высота указывается как процентное соотношение от данного показателя: необходимо перемножить два числа между собой и разделить их на 100.
Размер диска
Маркировка колесных дисков записывается в виде: 6,5J×17Н2 ЕТ32 PCD: 6/112 d76,6, где:
- 6,5 — ширина диск (измеряется в дюймах);
- 17 — диаметр (также в дюймах);
- ЕТ32 — вылет диска (в миллиметрах);
- 6/112 — количество болтов/диаметр, на котором находятся болты (в миллиметрах);
- d76,6 — диаметр центрального отверстия.
Обычным автолюбителям символы J и Н2 не так важны
Они означают конструкцию бортовых закраин наружной части диска и код конструкции хампов соответственно — это важно автоспециалистам
Чтобы подобрать диск под размер покрышки, пользуйтесь следующей таблицей:
Тут приведены распространенные размеры автодисков. Есть диски меньше 6 и больше 11,5 дюймов. Однако вам не обязательно пользоваться таблицей. Все рекомендуемые значения есть в руководстве по эксплуатации производителя автомобиля. Там приведены оптимальные значения, которые идеально подходят к вашей машине (они были рассчитаны специалистами). Соблюдая эти рекомендации, вы можете быть уверены, что покрышки прослужат долго, автомобиль не будет расходовать больше топлива, а управляемость и сцепные свойства будут высокими.
Таблица понадобится в том случае, когда вы решили поставить и резину, и диски другого размера, отличающегося от рекомендуемого.
Методы измерения диаметра колес
Сама суть измерения сводится к получению числовых данных – сантиметров, миллиметров или дюймов. Можно сделать несколькими методами:
- замерить радиус;
- по ISO;
- через длину окружности.
Самый простой – это первый способ. Берем сантиметр или рулетку и вертикально ставим велосипед так, чтобы он не упал. Приложить линейку нулем строго к оси втулки и провести до края покрышки. Это будет радиус колеса в сантиметрах. Далее умножаем на два – получаем диаметр. Чтобы получить миллиметры, нужно умножить на 10, а дюймы – на 2,54.
По ISO будем замерять диаметр и обода и высоту профиля покрышки. Этот способ может понадобиться, если необходимо поставить шину другого профиля – под один и тот же посадочный диаметр обода можно подобрать несколько видов шин.
Измерить необходимо расстояние только от центра втулки до внешнего края обода. Зная радиус, умножаем его на 200 – получаем диаметр в миллиметрах. И по нему подбираем другую покрышку.
Третий метод показывает, как определить диаметр через длину окружности. Для этих целей понадобятся трос и рулетка. Тросом обматываем шину, на стыке с началом троса делаем метку. Распрямляем и при помощи линейки измеряем расстояние от начала троса до метки. Это будет длина окружности.
- Нанести скобообразную метку из краски на покрышку.
- Поставить колесо так, чтобы метка была в крайнем нижнем положении.
- Прокатить на один оборот.
- Внизу краска сотрется с шины, а по бокам останется, можно понять, что прокатили колесо строго наоборот.
- Измерить длину прокрашенной линии.
Не стоит пугаться, что для больших колес это значение будет превышать 200 см. Для начала разделим его на 3.14 – получаем диаметр в сантиметрах. И затем делим на 2.54, чтобы перевести в дюймы. Собственно, так просто узнать, какого размера колеса велосипеда.
При замерах линейкой получатся, скорее всего, дробные значения, например, 28.23 дюйма. Округляем до целых значений с учетом существующих диаметров.
В чём их отличия
На поверхность изделий наносится специальная маркировка. Она является универсальной для всех типов и размеров.
Около десятка буквенных и цифровых условных обозначений дают полную характеристику специалистам и простым автолюбителям. По надписям можно определить:
- Каким методом изготовлен.
- Диаметр осевого отверстия.
- Размер посадочной части для шины в дюймах.
- Количество и диаметр отверстий для крепежа.
Одним из параметров среди прочих является диаметр. Например, для R15 обозначается цифровым значением в дюймах – 15. Латинская буква «R» обозначает радиальность шины. (Почти все автошины сегодня выпускаются именно радиальной конструкции). Значит, диск R15 имеет диаметр меньше, чем R16 ровно на 1 дюйм (2,54 см).
Допустимо ли ездить на шинах разной ширины
С точки зрения закона установка неодинаковых шин сзади и спереди не является нарушением. Во всяком случае, прямых запретов на использование разной резины не существует, при выполнении условия, что на одной оси покрышки должны быть идентичными. С точки зрения курсовой устойчивости, если поставить сзади и спереди шины разной ширины, автомобиль не должно тянуть в сторону
Тем не менее, здесь тоже имеются свои особенности, которые необходимо принимать во внимание. Так, во время дождя при сильном расхождении в показателях задних и передних колёс машина будет определённо хуже держать дорогу, поэтому несовпадение размеров не должно быть большим
Частным случаем можно назвать установку летней и зимней резины одновременно – обычно на одноприводные автомобили летняя резина устанавливается спереди, зимняя – сзади. На полноприводных авто масса передней части транспортного средства оказывается непропорционально увеличенной, поскольку все важные компоненты сосредоточены именно в моторном отсеке. Если на такую машину спереди поставить зимние шины, на скользкой дороге она будет прекрасно справляться с заносами в передней части, но зад при этом будет ощутимо вилять, что может стать причиной заноса и возникновения аварийной ситуации.
Так что отсутствие наказания за установку на разных осях шин неодинаковой ширины не означает, что такой возможностью нужно злоупотреблять, поскольку безопасность на дороге намного важнее всех других факторов. Если у вас нет физической возможности поставить сзади и спереди одинаковую резину, а такая ситуация при нынешней стоимости комплекта резины возникает часто, то мы советуем подбирать покрышки, размеры которых отличаются от установленных на минимальную величину.
Не стоит говорить, что установка разных покрышек на одной оси вообще недопустима, и действующий размер штрафа за такое нарушение (500 рублей) никак не отражает степень опасности, которой подвергается водитель-нарушитель и другие участники дорожного движения. И если уж у вас не было другого выхода, а вас остановил очень внимательный и придирчивый сотрудник ГИБДД, можно попробовать избежать наказания, заявив, что вы уже в дороге прокололи покрышку и вынуждены были использовать запаску с другими размерами. Сделайте упор на то, что это произошло буквально несколько километров назад, и сейчас вы направляетесь в ближайший сервис – обычно такое оправдание инспектором принимается.
Как определить диаметр колеса велосипеда
Время от времени возникает вопрос: «Какой у велосипеда диаметр колес?»
Чаще всего он всплывает в случае, если пробилась покрышка или нужна новая резина на колесо старого велосипеда. И на вопрос продавца «Какое колесо у Вашего велосипеда?» в голову приходит только один ответ: «круглое».
Прежде всего, нужно определиться с понятием диаметр колеса.
Для большинства обычных людей это диаметр колеса по внешней (наружной) границе покрышки.
Но есть еще понятие посадочный размер обода – это диаметр самого обода или покрышки по внутренней границе.
Поэтому, было бы неплохо сначала разобраться в принятых в мире системах маркировки покрышек, чтобы разговаривать с продавцом веломагазина на одном языке. Об этом можно почитать в статье «Велосипедные покрышки: размеры, типы маркировки и взаимозаменяемость» на нашем сайте.
Для краткости приведем здесь рисунок с пояснениями, что измеряется в каждой системе маркировки
Поэтому важно понимать, что мы меряем и что хотим найти