Как отрегулировать клапана на гранте 8 клапанной
Содержание:
- Для чего необходима регулировка клапанов
- Что лучше: 8-ми или 16-ти клапанная двигательная система?
- Порядок работ по регулировке клапанов Лада Гранта 8 клапанная
- Регулировка клапанов: порядок действий
- Как выбрать качественную запчасть
- Регулируем на 8-клапанном двигателе Лада Гранта своими руками
- Процедура регулировки: последовательность действий
- Гранта 87лс регулировка клапанов
- Дизелинг
- Как отрегулировать клапана
- Регулировка зазоров клапанов Лада Гранта.
Для чего необходима регулировка клапанов
Правильно отрегулированные зазоры гарантируют устойчивую работу силового агрегата на низких и высоких оборотах. При этом сохраняется наилучшая приемистость двигателя и оптимальный расход горючего. Но возникает вопрос: для чего нужен зазор в клапанах? Дело в том, что они закрываются благодаря специальной пружине, упирающейся в кулачок. Чтобы он не смог помешать закрыться полностью клапану, необходимо выставить определенный зазор. И здесь еще нужно учитывать нагревание стержня клапана (впускного до 300-400, выпускного до 700-900 градусов), что вызывает увеличение его длины. Если распредвал расположен сверху, то он напрямую или посредством коромысла воздействует на стержень, что вызывает его повышенный износ. Для недопущения подобного развития событий торец клапана в некоторых моделях авто накрывают «стаканом»: между ним и кулачком распределительного вала ставят регулировочные шайбы. В других моделях авто присутствуют коромысла: тогда регулировка между металлическими деталями производится посредством винтов и контргаек.
Компенсаторы
Этими устройствами сегодня оснащается большинство двигателей авто. Гидрокомпенсаторы устанавливаются на двигатели, имеющие более двух клапанов на один цилиндр.
Эти изделия сами «подбирают» нужный зазор в клапанах и гарантируют наилучшую работу ГРМ при любых условиях без регулировок. Однако некоторые автолюбители не без основания считают традиционный газораспределительный механизм с периодическими проверками величины зазора более надежным. Все дело в том, что компенсаторы имеют свойство ломаться.
Что лучше: 8-ми или 16-ти клапанная двигательная система?
Выбирать тип двигателя следует с учетом условий эксплуатации авто
Сравнение следует производить, исходя из способа эксплуатации автомобиля, стиля езды, наличия средств для ремонта. Лучшими с точки зрения ремонтоспособности считаются моторы с 8-ю клапанами. Их основное достоинство — быстрый старт работы двигателя, низкое потребление топлива. Такие агрегаты чаще всего приобретаются для езды по городу. Более того, основная причина, по который выбор падает именно на эти двигатели — при разрыве ремня ГРМ не выходит из строя клапанная система. Это обеспечивается наличием полостей в структуре двигателя, куда отлетают клапаны при чрезвычайной ситуации, связанной с разрывом газораспределительного ремня. 8-клапанная Гранта не может похвастаться низким уровнем шума в салоне от работающего двигателя. Пожалуй, это все минусы.
Что касается автомобиля Лада Гранта с 16-клапанной двигательной системой, то он лучше всего приспособлен для езды на большие расстояния. На таких моторах можно развить приличную скорость, что является плюсом в сравнении с 8-клапанным вариантом. Также не будет мешать шум из мотора при езде на высоких оборотах. Что касается недостатков, то для повышения скорости езды в таких двигателях используется облегченная поршневая система. Это означает, что поршень 16-клапанной системы короче, чем у 8-клапанных авто. Проще говоря, у него отсутствует пространство, которое необходимо для того, чтобы поршень не соприкасался с клапаном в случае разрыва ГРМ. Аналогично и у Гранты с кондиционером.
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
- Выбор клапанной системы авто — индивидуальное решение каждого автолюбителя.
- Если следить за состоянием рабочих элементов авто, то можно избежать капитального ремонта, стоимость которого сопоставима с покупкой нового двигателя, и при этом благополучно ездить на 16-клапанном двигателе.
- Во всех остальных случаях рекомендуется приобретать авто с 8-клапанами. Отзывы о Ладе с такой комплектацией можно получить у владельцев отечественных авто.
Периодичность проведения такой процедуры зависит исключительно от того, насколько ваш автомобиль нуждается в этом. Дело в том, что существует огромное количество автомобилей отечественного производства, которым регулировка клапанов не требуется даже после 100 тысяч километров пробега. Но как только вы услышите стук, доносящийся из-под клапанной крышки, который появляется в основном на хорошо прогретом моторе, или же двигатель автомобиля и вовсе отказывается заводиться, существует огромная вероятность того, что причина кроется именно в неправильно выставленном зазоре между толкателями клапанов и шайбами.
А сейчас предлагаем вашему вниманию весь список инструментов, необходимых для того, чтобы отрегулировать клапаны на Ладе Гранта собственными силами:
- торцевая головка (диаметр 10) с трещоткой либо воротком;
- пинцет (понадобиться для того, чтоб изъять старые шайбы);
- щупы от 0,05 до 1 мм;
- приспособление для регулировки (подойдет такое же, как для ВАЗ-2108);
- регулировочные шайбы (их необходимо приобрести после того, как текущий зазор будет измерен).
Кстати, на двигателе Лады Гранта с 8 клапанами их регулировку специалисты настоятельно рекомендуют проводить после того, как она пробежала 25 тысяч километров. В первую очередь данное действие необходимо для значительного повышения КПД движка.
Порядок работ по регулировке клапанов Лада Гранта 8 клапанная
Когда все инструменты на месте, то можно приступать к выполнению работ. Однако перед этим нужно ознакомиться с некоторыми рекомендациями, что даны ниже.
Замер производится щупом, который устанавливается между шайбой регулировки клапанного толкателя и кулачком распредвала. Для клапанов Лада Гранта (2190) номинальный размер зазора составляет: Впускной клапан — 0.2±0.05 мм Выпускной клапан – 0.35±0.05 мм Процесс регулировки происходит установкой регулировочных шайб разного размера. Ремонтный комплект имеет шайбы толщиной от 3 до 4.5 мм с шагом 0.05 мм. Первым делом вам необходимо снять защиту двигателя, а именно её правую часть.
Снятие защиты двигателя Лада Гранта 2190
- Открутите два болта, которые крепят заднюю часть защиты справа
- Отверните среднюю часть крепления защиты с правой стороны
- Теперь у вас есть доступ и пространство для непосредственного удаления правой части защиты мотора. Вам нужно отвернуть два болта с правой стороны.
- Демонтируйте нужную часть.
Снятие крышки головки цилиндров ВАЗ 2190
- Вначале нужно прослабить хомуты, которые удерживают шланги системы охлаждения двигателя и отсоединить от штуцеров сами патрубки.
- Открутите пару гаек, что фиксируют крышку ГБЦ двигателя.
Две гайки крепления ГБЦ 2190
Установка поршня первого цилиндра в положение ВМТ такта сжатия
- Отключите клемму аккумулятора (минусовую)
- Установите автомобиль в нейтральное положение коробки передач, а также зафиксируйте авто специальными башмаками.
- Отверните три болта крепления кожуха ГРМ спереди.
- Аккуратно демонтируйте кожух , чтобы не задеть провода, проходящие рядом.
- Используйте ключ для поворота коленчатого вала. Это делается специальным болтом на шкиву привода генератора. При этом метки на шкиве распредвала и заднего кожуха ремня привода мотора должны совпасть.
Расположение меток ВАЗ 2190 8 клапанов
Регулировка клапанов Лада Гранта (2190) 8 клапанов
Итак, мы подошли к самому главному вопросу регулировки клапанной группы, после того как, провели все подготовительные работы и обеспечили доступ к распределительному валу.
- Берем в руки щуп и начинаем проводить замеры зазоров. Первыми необходимо проверить те кулачки, которые смотрят вверх от толкательного механизма. У вас это будут четвертый, шестой, седьмой и восьмой клапаны. После замера у вас будут данные по которым следует принять решение о замене регулировочной шайбы. Там где зазоры в пределах нормы, ничего делать не нужно. Все полученные результаты замеров лучше записать.
- Для облегчения процесса демонтажа регулировочной шайбы завод-изготовитель оставил специальные пазы в толкателе. Их нужно провернуть отверткой так, чтобы было удобно поддеть шайбу и соответственно снять её.
- Теперь необходимо использовать специальный инструмент – сжиматель пружин клапанов (его можно купить в любом магазине автозапчастей). Он устанавливается на шпильки крепления крышки ГБЦ. Смонтировав устройство, вам нужно надавить на него и вдавить толкатель того клапана, у которого производится замена шайбы. Потом следует установить фиксатор между распредвалом и толкателем.
- Далее следует отверткой поддеть шайбу и вытянуть её из посадочного места в толкателе. Дополнительно лучше использовать пинцет для удержания шайбы.
- Запишите толщину снятой шайбы. Она указана на ней, но бывают случаи истертости надписи, поэтому лучше иметь микрометр или же штангенциркуль с сотыми.
- Теперь нужно вспомнить математику и рассчитать толщину новой регулировочной шайбы. Для этих целей используется простая формула: H=B+A-C, где B-толщина прежней шайбы, А-замерянный зазор и С-номинальный зазор. Все расчеты производятся в миллиметрах. Когда вы получили значение H, оно может не совпадать с размерами новых шайб, поэтому нужно в пределах допуска 0,05мм найти ближайшее к нему значение. Например, Н получилось 3,81мм, а ближайшая толщина шайбы из комплекта 3,8 значит её и будем ставить.
- Подобрав новую регулировочную шайбу, её нужно установить в толкатель надписью вниз к нему же.
- Придавите толкатель сжимателем и демонтируйте фиксатор.
- После этого проведите повторное снятие размеров зазора и если он отличен от номинальных значений, то следует повторить процедуру регулировки.
- Теперь нужно провернуть коленчатый вал на один оборот (360 градусов) и провести замену шайб (если это необходимо) в приводах клапанов первого, второго, третьего и пятого кулачка.
- После этого нужно установить все ранее снятые детали ГРМ в порядке обратном вышеизложенному.
Регулировка клапанов: порядок действий
Регулировка клапанов с помощью щупа
Двигатель автомобиля устроен таким образом, что имеет 2 клапана на 1 цилиндр. Это необходимо для того, чтобы 1 клапан запускал горючую жидкость, а 2 избавлялся от нее. Весь этот процесс регулируется газораспределительным механизмом. Особую роль в этом процессе играют клапанные зазоры. При пуске двигателя и достижения им рабочей температуры, его движущие элементы расширяются.
Это приводит к тому, что недостаточные размеры зазоров могут стать причиной выхода мотора из строя вследствие перегрева его структурных элементов.
Увеличенные зазоры клапанов снижают мощность двигателя. Об этом можно судить, услышав металлический звук при холостых оборотах мотора. Таким образом, неправильная регулировка клапанов приведет к тому, что увеличится расход топлива и потребуется дорогостоящий ремонт отдельных элементов двигательной системы.
Зазоры регулируются на холодном двигателе. Проверить его рабочую температуру можно, воспользовавшись плоским щупом нужной толщины. Порядок действий:
Регулировку нужно начинать с поворота коромысел двигателя в нужную сторону. Затем следует поднять поршень цилиндра до «мертвой» точки. В этом положении клапаны двигателя находятся в закрытом состоянии. Для проверки правильности выполненных действий нужно слегка покачать клапаны. Они должны находиться в свободном состоянии, т.е. ни во что не упираться (то же касается авто с кондиционером).
Затем следует опустить гайку на регулировочном винте. С использованием щупа можно настроить нужное расстояние между клапанами, т.е. отрегулировать зазор.
Следующий этап — затягивание контргайки
Важно иметь в виду, что при сильном затягивании зазор может уменьшиться. После каждого поворота гайки следует проверять размер зазора щупом
Оптимальный вариант — когда щуп проходит в клапан с небольшим усилием.
Аналогичные действия производятся с другими клапанами. Чтобы до них добраться, необходимо провернуть коленчатый вал до положения, когда поршень будет в «мертвой» точке. Регулировка зазора Лада Гранта Лифтбек с 8-клапанным двигателем производится по такой же схеме.
Как выбрать качественную запчасть
Ремень ГРМ Lada Granta играет в работе двигателя первостепенную роль, поэтому выбирать его необходимо внимательно. В процессе передвижения эта деталь выдерживает огромные нагрузки, и она должна быть самого высокого качества. На сегодняшний день существует несколько проверенных производителей, продукция который заслуживает высоких оценок. Самые известные и хорошие ремни ГРМ на Гранту торговых марок: • Contitech • Gates • Dayco • Bosch Среди отечественных производителей можно выделить компанию БалаковоРезинотехника (БРТ), которая обеспечивает ресурс ремня ГРМ Гранты и доступную цену.
Для удобства подбора на 16-ти клапанную Гранту, можно воспользоваться следующей таблицей:
Бренд | Каталожный номер |
БРТ | 2112-61006040 |
Lynx | 137FL22 |
Conti | CT1137 |
Bosch | 1987949662 |
Gates | 5631XS |
Contitech | CT1137 |
Dayco | KTB944 |
Приобретая продукцию известной фирмы, каждый водитель думает о том, какой лучше ремень ГРМ на Гранта. Но кроме этого, владелец автомобиля должен быть внимательным, чтоб не попасть на подделку. Проверять необходимо наличие голограмм и других опознавательных знаков, которыми пользуется та или иная компания, а также совпадения оригинального номера детали и надписи на коробке.
Регулируем на 8-клапанном двигателе Лада Гранта своими руками
Прежде чем приступить к регулировке и замене клапанов Гранта с 8 клапанами, необходимо провести тщательную диагностику, чтобы идентифицировать источник неисправности. Для этого современными автомобилистами используется цифровое оборудование, позволяющее провести полноценный и быстрый осмотр, оценивая техническое состояние каждого узла движка.
При этом нужно придерживаться стандартных правил. Например, во время диагностики необходимо ориентироваться на звуковые эффекты, вслушиваясь в работу мотора. Если слышны постукивания, то причина поломки кроется в газораспределительном механизме
Также нужно обращаться внимание на топливный расход, динамичность разгона, эффективность работы акселераторной педали. Сбой такта работы движка на холостом ходу также может говорить о неисправности и необходимости в регулировке клапанов Лада Гранта
Процедура регулировки: последовательность действий
8 клапанная силовая установка сконструирована по такому принципу, который предполагает присутствие на каждом цилиндре двух клапанов. Один из них, как обозначалось, выполняет функции, связанные с обеспечением пуска смеси, а другой – выпуска газов. Вся система (4 цилиндра) уравновешивается в единый функционирующий узел посредством приводных элементов ГРМ (ремня, ролика и пр.). Как регулировать клапана правильно?
Как известно, мотор после пуска набирает рабочую температуру, что предусматривает естественное физическое расширение материала участвующих в процессе деталей. Если клапаны «выставлены» не верно, то это приводит к нежелательному изменению температурного режима и к обозначенным ранее последствиям. Шум и повышенный износ компонентов двигателя – это «замедленная бомба», способная активироваться в любой момент. Требуется регулировка клапанов.
Регулировка клапанов производится только на остывшем двигателе.
- Применив домкрат, вывешиваем одно из передних колес.
- Снимаем крышку с клапанного механизма головки блока.
- Устанавливаем над моторной головкой «вилку» (спец-устройство) для регулирования механизма. Она позволяет отжать клапан вниз и высвободить регулировочную шайбу.
- Активировав передачу в МКПП и вращая колесо, доводим поршень 1-го «котла» до общеизвестного положения ВМТ.
- Перед регулировкой с помощью обычного шприца откачиваем излишки масла из «ванночки» вокруг толкателя.
- Обязательной мерой будет выкрутить все свечи зажигания, дабы не повредить моторные компоненты во время проворачивания коленчатого вала.
- Порядок регулировочной процедуры предусматривает такую последовательность: 1-3; 5-2; 8-6; и 4-7. Первой цифрой в данном шифре обозначен номер выпускного клапана, а цифра, следующая за дефисом, освещает номер впускного элемента.
- Обеспечив «подготовку» выпускного клапана первого цилиндра к операции, выполняем измерение зазора. О его оптимальном значении будет свидетельствовать ситуация, когда щуп проходит между кулачком распределительного вала и клапаном с небольшим «натягом». Если такового не наблюдается, то переходим к непосредственной регулировке.
- Нажимаем специальным устройством на соответствующий клапан дабы принудительно утопить его внутрь цилиндра. Пользуясь пинцетом, извлекаем освободившуюся шайбу из ее посадочного места. Производим осмотр и считываем обозначенную на ее поверхности толщину (маркировка).
- Выполняем нехитрый подсчет требуемой по регламенту толщины и подбираем новую шайбу именно с таким параметром. Помним, что величина зазора на впускных клапанах регламентирована значением 0,25 мм (погрешность +/- 0,05 мм), а на выпускных несколько выше — 0,40 мм с аналогичным значение погрешности.
- Подобрав новую шайбу потребной нам толщины, погружаем ее в толкатель. Данное действие совершаем также посредством вилки для утопления клапана.
- «Нагрузив» клапан, проверяем величину зазора и, если она корректна, переходим к регулировке следующего элемента в обозначенной здесь последовательности.
- Аналогичные манипуляции осуществляем на всех остальных клапанах. Для возможности регулировки устанавливаем соответствующий поршень в ранее указанное положение. Осуществить это можно путем вращения коленчатого вала, ухватив ключом болт крепления его шкива. Также этого можно достичь путем активации высокой передачи в МКПП и вращением (вручную) переднего колеса на вывешенном автомобиле LADA Granta, как упоминалось ранее.
- Теперь демонтируем «вилку» с головки моторного блока. Крепится она на шпильки, предназначенные для «посадки» на место клапанной крышки.
- Сама же крышка подлежит обязательной очистке от присутствующей на ее внутренней полости грязи и продуктов, образованных естественным угаром масла.
- Прокладка, предназначенная для установки между крышкой и корпусом головки, нуждается в обязательной замене на новый аналог.
Гранта 87лс регулировка клапанов
Регулировка тепловых зазоров в приводе клапанов газораспределительного механизма
Регулировку тепловых зазоров в приводе клапанов газораспределительного механизма двигателя выполняем в соответствии с регламентом технического обслуживания через каждые 30 тыс. км пробега. Операции проводим на холодном двигателе.
Крестообразной отверткой ослабляем затяжку хомута крепления шланга подвода картерных газов к крышке головки блока цилиндров…
…и снимаем шланг с патрубка крышки.
Крестообразной отверткой ослабляем затяжку хомута крепления шланга (основного контура системы вентиляции картера)…
…и снимаем шланг с патрубка крышки головки блока цилиндров. Аналогично ослабляем затяжку хомута крепления шланга (контура холостого хода системы вентиляции картера)…
…и снимаем шланг с патрубка крышки головки блока цилиндров.
Головкой «на 10» отворачиваем три гайки крепления кронштейна ресивера…
…и снимаем кронштейн.
Две шпильки крепления кронштейна к ресиверу вворачиваются в закладные гайки, установленные в пазах ресивера.
Головкой «на 10» отворачиваем две колпачковые гайки крепления крышки головки блока цилиндров.
Снимаем со шпильки металлическую шайбу…
…и резиновую втулку. Аналогично снимаем детали крепления крышки с другой шпильки.
Снимаем крышку головки блока цилиндров. Снимаем переднюю верхнюю крышку ремня привода ГРМ (см. «Проверка состояния и замена ремня привода газораспределительного механизма»). Порядок проверки и регулировки зазоров в механизме привода клапанов следующий. Поворачиваем коленчатый вал за болт крепления шкива привода генератора по часовой стрелке до совмещения установочных меток на зубчатом шкиве распределительного вала и задней крышке ремня привода ГРМ (см. «Проверка состояния и замена ремня привода газораспределительного механизма»). Затем доворачиваем коленчатый вал по часовой стрелке еще на 40–50° (2,5–3 зуба на шкиве распределительного вала). В этом положении валов проверяем набором щупов зазоры (между регулировочными шайбами толкателей и кулачками) у первого…
…и третьего кулачков распределительного вала. Зазор между кулачками распределительного вала и регулировочными шайбами должен быть 0,20 мм для впускных клапанов и 0,35 мм – для выпускных. Допуск на зазоры для всех кулачков составляет ±0,05 мм. Зазор равен толщине щупа, который входит между кулачками и шайбой с легким защемлением. Если зазор отличается от нормы…
…то на шпильки корпусов подшипников распределительного вала устанавливаем приспособление для регулировки клапанов.
Разворачиваем толкатель так, чтобы прорезь в его верхней части была обращена вперед (по ходу автомобиля). Вводим «клык» приспособления между кулачком и шайбой (см. рис. ниже).
Утапливание толкателя клапана при замене регулировочной шайбы: 1 – приспособление; 2 – толкатель
Нажимая вниз на рычаг приспособления, утапливаем «клыком» толкатель…
…и устанавливаем между краем толкателя и распределительным валом фиксатор, который удерживает толкатель в нижнем положении.
Фиксирование толкателя клапана при замене регулировочной шайбы: 1 – фиксатор; 2 – регулировочная шайба Переводим рычаг приспособления в верхнее положение.
Пинцетом через прорезь поддеваем и извлекаем регулировочную шайбу. При отсутствии приспособления для регулировки клапанов можно воспользоваться двумя отвертками. Мощной отверткой, опираясь на кулачок, отжимаем толкатель вниз. Вставив ребро другой отвертки (с шириной лезвия не менее 10 мм) между краем толкателя и распределительным валом, фиксируем толкатель и вынимаем пинцетом регулировочную шайбу. Зазор регулируем подбором регулировочной шайбы с требуемой толщиной.
Для этого микрометром измеряем толщину извлеченной шайбы. Толщину новой регулировочной шайбы определяем по формуле: Н = В+ (А–С), мм, где А – замеренный зазор; В – толщина извлеченной шайбы; С – номинальный зазор; Н – толщина новой шайбы. Толщина новой шайбы маркируется на ее поверхности электрографом. Новую шайбу устанавливаем в толкатель маркировкой вниз и убираем фиксатор. Еще раз проверяем зазор. При правильной регулировке щуп толщиной 0,20 или 0,35 мм должен входить в зазор с легким защемлением. Последовательно поворачивая коленчатый вал на пол-оборота, проверяем и при необходимости регулируем зазоры других клапанов в последовательности, указанной в таблице:
Сборку двигателя проводим в обратной последовательности. Перед установкой крышки головки блока цилиндров…
…заменяем ее уплотнительную прокладку новой.
Источник
Дизелинг
Как уже отмечалось, нежелательное явление может появиться исключительно на функционирующем моторе. Как же тогда квалифицировать работу силовой установки при выключенном зажигании? Ответ механиков краток – дизелинг. Природа его иная: самовоспламенение бензина, идентичное рабочему процессу дизельного двигателя.
Наверставшие базу знаний по бензиновому ДВС новички сразу же возразят, приведя пару аргументов «против»: высокооктановое топливо обладает плохой способностью к самостоятельному воспламенению, да и степень сжатия в бензомоторе меньше. Все это верно, но при остановке агрегата создаются благоприятные условия для дизелинга.
- Подача топлива в цилиндры.
- Низкие обороты коленвала.
На деле процесс выглядит таким образом. Заглушили силовую установку, частота вращения коленчатого вала падает, топливо подается. Время, отведенное на воспламенение смеси, увеличивается.
Новая Лада: Какой реальный расход топлива на 100 км на Ладе Гранта
При таких условиях искры от свечи для поджигания топлива не нужно – достаточно постепенного увеличения давления и температуры. Отработав рабочий такт, обороты коленвала увеличиваются, самовоспламенение не происходит. Далее частота снова падает и дизелинг возникает вновь. И так несколько циклов «дерганья».
Как отрегулировать клапана
Все процедуры необходимо проводить только на холодном двигателе. Это делается для того, чтобы результаты нстройки остались стандартными: именно так поступают на заводах-изготовителях. Стоит отметить, что порядок регулировки клапанов на каждой машине свой: узнать его можно из инструкции к автомобилю или соответствующей литературы. Процесс осуществляется посредством вкручивания или выкручивания специальных регулировочных винтов, либо подбором плоских шайб. Каждый из этих вариантов рассматривается отдельно.
Использование специальных инструментов
Регулировка клапанов двигателя производится с помощью набора щупов или посредством специальной рейки и индикатора. Оба способа достаточно широко распространены: первый отличается простотой, доступностью и требует минимальных финансовых и временных затрат. Чтобы применить второй метод, придется купить прибор и специальное приспособление.
Регулировка с помощью щупа и контргаек
Подобный способ настройки ГРМ характерен для российских заднеприводных авто («классика»). Алгоритм действий:
- Демонтируйте корпус воздушного фильтра и от клапанной крышки отсоедините все трубки, тросики и рычажки. Для облегченного проворачивания коленвала двигателя выверните свечи зажигания.
- Снимите клапанную крышку и передний кожух ремня ГРМ (если он есть – может быть и цепь).
- Выставите поршень цилиндра, с которого начнется процедура (например, в жигулевской «классике» он 4-й) в положение верхней мертвой точки: клапаны окажутся в закрытом положении.
- Наблюдая за меткой-углублением на шкиве вала двигателя, проворачивайте его до совпадения с риской на нижней передней крышке БЦ . Точка-углубление на звездочке вала ГРМ тоже должна совпасть с меткой на его «постели» (корпусе).
- Рожковым ключом удерживайте регулировочный метиз и одновременно ослабьте контргайку. Далее нужно пользоваться набором щупов для регулировки клапанов. Выберете нужную тонкую пластину, вставьте ее между коромыслом и стержнем клапана. Щуп при нормальной настройке будет проходить с небольшим трением. Значение зазора необходимо отрегулировать по таблице, которая для каждой машины своя (для ВАЗ2101-07 – 0,15 мм). Теперь затяните контргайку и еще раз проверьте зазор. При необходимости операцию повторите. Соблюдайте порядок регулировки клапанов: например, для «классики» ВАЗ: 8-6, 4-7, 1-3, 5-2.
Регулировка с помощью шайб
Подобная настройка ГРМ больше характерна для переднеприводных автомобилей. Чтобы ее произвести, необходимо:
- Снять крышку клапанов.
- Найти метки на блоке мотора, шкиве ремня ГРМ и, проворачивая коленвал по часовой стрелке, добиться их совпадения. В итоге первый поршень окажется в положении ВМТ.
- Определите зазор между регулировочной шайбой и кулачком распределительного вала (они – первые, если смотреть со стороны шкива).
- При большем или меньшим зазоре подберите другую шайбу (на каждой есть соответствующая маркировка, если нет – воспользуйтесь штангенциркулем, а лучше — микрометром).
- После установки шайбы снова проверьте зазор: допустимое отклонение – не более 0,05 мм в обе стороны.
- Не забывайте, что величина зазора для впускного и выпускного клапанов разная – данный параметр необходимо выяснить из инструкции по эксплуатации конкретного авто.
Регулировка с помощью индикатора и рейки
Этот метод считается более точным и был особенно популярен во времена ССССР. Подобный способ регулировки хорош для двигателей, находящихся в эксплуатации длительное время, т. к. прибор и рейка при измерении учитывают выработки на поверхностях деталей. Ход процедуры:
- Снимите клапанную крышку, предварительно отсоединив от нее рычаги и тросики.
- Прокрутите вал двигателя до совпадения меток, точно так же, как при регулировке клапанов с помощью щупа.
- Возьмите рейку и зафиксируйте ее на головке блока цилиндров (крепление осуществляется к шпилькам корпуса «постели») распредвала. Есть небольшой нюанс: не нужно вкручивать полностью все 3 гайки крепления рейки, иначе она будет болтаться. Прежде всего заверните крайние метизы, далее начинайте откручивать средний болт, пока рейка не станет неподвижной.
- Возьмите стрелочный индикатор и закрепите его на рейке, а лапку прибора поставьте на край кулачка клапана.
- Захватом, входящим в комплект, уцепите кулачок и потяните его вверх: стрелка индикатора должна пройти 52 деления (при температуре воздуха +20 градусов). Если это не так, то нужно регулировать клапан одним из двух вышеописанных способов.
Регулировка зазоров клапанов Лада Гранта.
Регулировка зазоров клапанов Лада Гранта.
Зазоры в приводе клапанов ГРМ.
Для компенсации теплового расширения стержня клапана между кулачком распределительного вала и толкателем клапана необходим зазор. Для впускных клапанов зазор должен составлять 0,15-0,25 мм, а для выпускных клапанов – 0,30-0,40 мм. Зазор задается подбором толщины регулировочных шайб. Шайбы устанавливаются в нишу, расположенную на толкателях сверху. Чтобы удобнее было извлекать шайбы, на верхних кромках толкателей сделаны пазы.
Размер шайбы нанесен на ее нерабочей поверхности.
Работу удобнее разделить на два этапа. Сначала измерить зазоры и рассчитать толщину новых шайб, а уже затем приобрести и установить новые шайбы.
Для выполнения работы потребуются:
- набор плоских щупов;
- пинцет;
- микрометр (с пределом измерения 0-25 мм);
- приспособление для регулировки зазоров.
Предупреждение!
Проверку и регулировку зазоров выполняют только на холодном двигателе (при температуре около +20 °С).
Последовательность выполнения.
1 — Подготавливаем автомобиль к выполнению работы.
2 — Снимаем крышку головки блока цилиндров.
3 — Снимаем переднюю крышку ремня привода ГРМ.
4 — Медицинским шприцем или резиновой грушей удаляем остатки масла вокруг толкателей клапанов.
5 — Устанавливаем приспособление для регулировки клапанов на шпильки головки блока цилиндров и закрепляем его гайками, которые крепили крышку головки блока цилиндров.
Существует несколько способов регулировки зазоров. Они отличаются порядком измерения зазоров у клапанов.
В любом случае зазоры проверяются только при закрытых клапанах (их толкатели не поджаты кулачками распределительного вала). Если определить положение клапанов затруднительно, следует придерживаться приведенного ниже способа.
6 — Вращая коленчатый вал по часовой стрелке, выставляем поршень первого цилиндра в положение ВМТ такта сжатия.
Коленчатый вал можно вращать накидным ключом на 17 мм за болт крепления его шкива или большой шлицевой отверткой за зубья маховика. Для этого следует снять нижнюю крышку картера сцепления.
7 — Повернув вал из положения ВМТ на угол 40-50° (на 3 зуба шкива распределительного вала), щупами соответствующих толщин определяем зазоры в приводе I и 3 клапанов (при счете по порядку от шкива распределительного вала).
Щуп номинальной толщины должен слегка защемляться в зазоре между кулачком распределительного вала и регулировочной шайбой толкателя.
8 — Если зазор не соответствует норме, поворачиваем толкатель пазом к себе. Приспособлением утапливаем клапан, удерживая толкатель от вращения отверткой вставленной в паз. Фиксатором приспособления стопорим толкатель в нижнем положении.
9 — Пинцетом извлекаем регулировочную шайбу.
10 — По маркировке на шайбе определяем ее толщину. Если надпись стерлась, микрометром измеряем толщину шайбы.
11 — Рассчитываем зазор новой регулировочной шайбы по формуле:
- для впускных клапанов Z = Y + X – 0,2 мм;
- для выпускных клапанов Z = Y + X – 0,3 мм;
где Z — расчетная толщина новой регулировочной шайбы, Y — толщина снятой шайбы; X — зазор, определенный по щупу.
12 — Подбираем новую шайбу, у которой толщина близка к расчетной (± 0,05 мм).
13 — Устанавливаем новую шайбу в толкатель (маркировкой вниз).
14 — Поджимаем толкатель приспособлением и удаляем фиксатор.
15 — Соблюдая последовательность, указанную в таблице, проверяем и регулируем зазоры в приводе других клапанов.
16 — Сняв приспособление для регулировки клапанов, устанавливаем снятые детали в последовательности, обратной разборке.
Источник