Почему тормоза скрипят и как избавится от скрипа?

Посвистывает колесо: причины

Если слышен свистит, колесо при повороте скрипит, то это может означать проблемы с тормозной системой. Свист при езде в колесе, в колодках может заставить водителя серьезно переживать.

Из-за чего свистит резина при движении? Какие причины провоцируют неисправность в автоколодках тормозной системы? Плохого качества запчасти, материал, из которых созданы детали. Это провоцирует износ, и начинает свистеть колесо при движении.

Некачественные колодки быстро ломаются? В этом случае надо проводить замену, так как ремонт — бессмысленное мероприятие. Сменить запчасть надо на оригинальную, недешевую, или придется менять и сам тормозной диск.

Полностью менять и диск, и колодку — процесс дорогостоящий. Чтобы не тратить лишнего, как только начало посвистывать и стало понятно, что проблема в износившихся колодках, надо оборудовать автомобиль хорошей «начинкой».

Колодки

Причин, из-за которых начинают скрипеть накладки много. Но прежде рекомендуется проверить, не установлены ли новые колодки на старый, изношенный диск. От этого они тоже начинают скрипеть, пока не притрутся к бороздам и царапинам рабочей поверхности.

Износ

Определить износ тормозных элементов можно по следующим признакам:

  • изменяется стандартный тормозной путь — машина либо резче тормозит, либо дольше останавливается;
  • на дисках можно заметить стружку — результат истирания диска металлическим слоем башмаков.

На колодке также предусмотрен своеобразный индикатор износа — борозды или специальная металлическая скоба. При достижении фрикционной поверхности элемента критической толщины, с диском начинает соприкасаться скоба. Продолжать движение в этом случае становится крайне неприятно из-за скрежета, что является сигналом для владельца произвести замену. По стандарту толщина накладок должна быть более 2 миллиметров.

Качество

Чем жёстче вибрируют накладки, тем дольше служат. Но вероятность свиста в этом случае возрастает. И наоборот, «мягкие» детали создают меньше звука, но истираются быстрее.

Качество колодок определяется двумя важными параметрами:

  • коэффициентом трения, независимо от температуры окружающей среды;
  • прогрессией торможения — с прогревом начинают тормозить лучше.

Достичь высокого коэффициента трения для своих колодок желают все производители. Но это обеспечивается за счёт включения в состав фрикционной накладки драгоценных металлов. Очевидно, что немного компаний могут позволить себе такое. Поэтому изделия с низким коэффициентом трения в результате частых и сильных нагрузок выходят из строя раньше срока.

Не менее замечательное свойство — прогрессия. Можно проверить колодки своей машины в соответствии с этим пунктом. Для этого на любой скорости надо выжать педаль тормоза на 70-80% и держать на одном уровне до полной остановки машины. Если накладки обладают высокой прогрессией, то автомобиль встанет быстро. Объяснить данный эффект можно, опять же, составом колодки. Изделия с очень низким значением прогрессии будут хуже работать, чем дольше вы будете давить на педаль. Лучше такие вообще не покупать, так как они подведут в самый неожиданный момент — например, во время экстренного торможения!

Специальное покрытие

Специальным антикоррозионным веществом покрывают накладки ещё на стадии производства. Новый комплект колодок, ещё не успев поработать, может начать из-за этого слоя «свистеть». Тут достаточно будет обкатать накладки в течение нескольких дней, делая временами резкие торможения. Эта манера езды сотрёт проблемное напыление, и скрип исчезнет.

Линька

Линька или выгорание также присуще колодкам. Происходит это из-за смол и других продуктов нефтехимии, присутствующих во фрикционном материале. При перегревании они превращаются в газ. Тормоза от этого начинают скрипеть — правильнее попискивать или посвистывать на малой скорости. Чаще это случается во время остановки машины. Избавиться от линьки поможет пробег в несколько сот километров или регулярная нагрузка на спокойных, прямолинейных участках дороги. Это даст возможность накладкам притереться.

Почти все известные производители борются со скрипом. Делает это каждый по-своему. Например, многие солидные компании на изделиях пропиливают дополнительно борозды. Суть метода в том, что так меняется частота вибрирующего массива. А как известно, скрип — не что иное, как вибрация. Также используются антискрипы — специальные пластины, вставленные между накладкой и поршнем. Они позволяют колодкам плотнее прилегать к диску.

Теперь о самостоятельных способах, предупреждающих скрип башмаков.

  • 1.Удаление металлических заусениц с колодок. Они присутствуют почти на всех новых элементах, легко стираются наждачной бумагой. После этого надо покрыть торцы изделий огнеупорной краской. Эти манипуляции позволят уменьшить зазор между феродо и поверхностью диска.
  • 2.Закругление краёв тормозных накладок. Отличный способ снизить вибрацию, ведь подобная конфигурация блокирует резкое усилие.

3 Другие причины появления посторонних шумов

Иногда при нажатии на тормоза слышен стук спереди. Подобное явление встречается очень редко. Но вызывает много затруднений, так как выявить причины образования стука очень сложно. Чаще всего такое явление обусловлено:

  • износом колодок или посадочных мест для направляющих суппорта диска;
  • послаблением механизма фиксации колеса;
  • изношенностью втулок и сайлентблоков;
  • неисправностями антиблокировочной системы (ABS), которой оснащаются многие современные автомобили;
  • подклиниванием (зачастую небольшим) поршня суппорта.

Дело вполне может быть и в износе колодок или посадочных мест для направляющих суппорта диска — здесь точнее подскажет только квалифицированный специалист

Указанные проблемы решаются заменой направляющих, втулок, поршней, проверкой на работоспособность отдельных элементов ABS. Такие работы должны выполнять профессионалы. Причем строго после того, как будет обнаружена реальная причина появления стука.

В большинстве случаев посторонние шумы возникают из-за банального износа тормозов. Об этом могут свидетельствовать разнообразные сигналы:

  • стук становится слышным при нажатии на педаль;
  • при езде тормоза скрипят, а при торможении звуки пропадают;
  • при использовании тормозной системы в движении раздается ощутимый свист и скрип.

О необходимости замены тормозных колодок можно узнать и намного проще. На них имеется специальный индикатор износа. Достаточно посмотреть на него, чтобы понять, когда нужно менять описываемые элементы. В этом случае нужно знать одно. Под изношенной колодкой понимают деталь, у которой наблюдается трение диска об индикатор. Увидели такую ситуацию – сразу же идите в автомагазин. И приобретайте новые колодки.

Свист в интересующей нас системе может возникать из-за климатических условий. Доказано, что при снижении температуры на улице и одновременном повышении влажности риск появления свистящих звуков увеличивается. Если вы наблюдаете именно такую картину (шум при неблагоприятных погодных условиях и отсутствие такового в солнечный теплый день), ни о чем не беспокойтесь. Свист перестанет беспокоить вас при нормализации температуры и влажности.

И последнее. Посторонние шумы (в частности, свист) в тормозной системе иногда обуславливаются попаданием пыли, дорожной грязи, песка, мелких кусочков гравия в бороздки колодок. Решается проблема очень просто. Нам требуется всего лишь почистить бороздки и хорошо промыть их, используя подходящую автохимию для мойки машины.

Возможные последствия

Если тормоза свистят и скрипят даже просто в процессе езды, возможно, износились направляющие, поршни, и другие элементы системы торможения

Возможные последствия скрипа тормозов зависят от причины, вызывающей неприятный звук. Если это критический износ рабочей поверхности колодок последствием такого пренебрежительного отношения к своей безопасности может стать заклинивание этих элементов тормозной системы. В этом случае при резком нажатии на педаль тормоза машина начнёт двигаться юзом, создавая опаснейшую аварийную ситуацию. Тормозные колодки следует менять своевременно, с этой целью на фрикционный слой наносится индикатор его износа.

Главные причины скрипа тормозных дисков

Тормозная система современных автомобилей работает по принципу плотного прижатия тормозных колодок к дискам. Создается трение, которое останавливает движение колес.

Практически все спортивные автомобили скрипят при резком торможении. Подобная ситуация считается нормальной, так как колодки очень плотно прилегают к дискам. Производители же обычных авто стараются исключать неприятный скрип при торможении авто.

На появление скрипа могут влиять следующие причины:

  • грязь, пыль и ржавчина на полотне диска;
  • притирка и обкатка новых дисков и колодок;
  • ошибки при установке колодок;
  • некачественные колодки или диски;
  • резкое торможение.

Теперь давайте отдельно разберем каждую причину, чтобы иметь представление об опасности.

Грязь и ржавчина

Ржавые пятна на поверхности диска могут возникать из-за длительного простоя автомобиля. Иногда достаточно проехаться на машине, чтобы ржавчина полностью стерлась.

Грязь может попадать в результате пересечения местности с обилием песка и других материалов. Кроме того, тормозная пыль образуется при трении колодок. Как правило, она быстро уходит с поверхности диска, но если колодки имеют некачественное покрытие, такая пыль может доставлять неудобство постоянно.

На заметку! Если автомобиль долго простоял в условиях повышенной влажности, тормозные диски необходимо проточить на специальном оборудовании, чтобы они очистились от ржавого налета.

Притирка и обкатка новых колодок и дисков

Если на автомобиль устанавливают новые колодки или диски, водитель должен придерживаться правил обкатки и стараться не тормозить резко. В таких случаях допустимы незначительные скрипы. Обкатка проводится на протяжении 50-100 километров. За этот период диски и колодки притираются друг к другу.

Важно! Если в момент обкатки и притирки начать резко тормозить, поверхности будут изнашиваться неравномерно. В итоге скрип и неприятный скрежет могут остаться надолго

Ошибки при установке

Ошибку могут допустить механики при установке тормозных колодок. В таком случае не только будет наблюдаться скрежет, но и возникать опасность полного отказа тормозной системы.

Обратите внимание! Водитель должен следить за износом тормозных дисков. При длительной эксплуатации металл стачивается, что может привести к полному разрушению диска прямо на ходу

Также проблема может быть связана с недостатком смазки в направляющих суппорта. Со временем данную запчасть также рекомендуется менять.

Некачественные колодки

Большинство водителей стараются сэкономить при покупке новых колодок. В итоге они приобретают дешевые аналоги и сталкиваются с проблемой постоянного скрипа. Каждая колодка состоит из смеси специальных материалов. В составе могут быть разные металлические вкрапления, например, медь. Если количество твердых элементов большое, они начинают скрипеть при трении об металл.

Проблема решается только полной заменой колодок на более качественную деталь из хорошего материала.

При резком торможении

Когда водитель попадает в аварийную ситуацию, он первым делом жмет на тормоз. В этот момент происходит экстренное торможение, колодки практически залипают на тормозных дисках, что приводит к неприятному скрежету.

В таких случаях износ колодок существенно увеличивается. Чтобы исключить подобные ситуации, необходимо периодически использовать двигатель в качестве «тормоза». Понижая передачу, водитель может уменьшать скорость авто, снижая нагрузку на колодки.

Виды тормозных колодок

Производители на сегодня предлагают всего четыре типа деталей, отличающихся друг от друга не только материалом изготовления, но и свойствами. Что же можно найти на рынке?

  1. Полуметаллические изделия. Их «конек» — долговечность, доступная стоимость и высокая теплоотдача. В состав колодок входят различные металлы, процентная доля которых составляет 30-60%, помимо композитов. Минус – шум и понижение эффективности при отрицательных температурах.
  2. Органические колодки. Для их изготовления используется нетрадиционные материалы, а именно – кевлар (из него делают бронежилеты), резина и стекло, а также углеродные компоненты и смола, устойчивая к высокотемпературному воздействию. При всех плюсах такие изделия имеют и свои минусы: органические колодки не рекомендуется использовать в авто с вентилируемыми дисками, т. к. эти элементы при работе образуют пыль, которая забивает детали тормозной системы. Еще один недостаток – нетерпимость к попаданию влаги: в этом случае эксплуатационные качества запчасти падают, срок износа сокращается.
  3. Низкометаллические колодки. Для их изготовления применяется та же технология, что и для вышеперечисленных изделий с той лишь разницей, что доля металла здесь доходит, максимум, до 30%. Присутствие «железа» повышает теплоотдачу и, как следствие, эффективность торможения. Минус в том, что эти элементы при резкой остановке транспортного средства шумят (но не скрипят!).
  4. Керамические колодки. Считаются наиболее совершенными, что обусловлено высокой эффективностью торможения и хорошей теплоотдачей, устойчивостью к износу и демократичной стоимостью. Изделия «равнодушны» к любым перепадам температуры и атмосферному воздействию (ездить по лужам можно без опаски). Для изготовления таких колодок используют различные металлы и керамическое волокно.

При торможении раздается хруст спереди автомобиля: диагностика и устранение дефекта


Наиболее вероятной причиной хруста в процессе замедления служит ненадлежащее состояние направляющих суппорта. При появлении симптома необходимо в первую очередь проверить их состояние на предмет отсутствия люфта, коррозионных участков и наличия термостойкой смазки. Косвенным образом могут издавать неприятный звук уменьшившиеся в результате износа колодки.

Также при торможении хруст спереди в состоянии издавать следующие элементы подвески и рулевого управления:

  • рулевые наконечники (на начальной стадии интенсивного износа);
  • изношенный ШРУС;
  • шаровая опора;
  • сайлентблоки и втулки стабилизатора.

В более дорогих автомобилях процесс замедления может сопровождаться хрустом из-за интенсивного износа датчиков положения подвески. Шариковые шарниры, применяемые в большинстве конструкций сенсоров подобного профиля, довольно быстро выходят из строя на отечественных дорогах.

Скрип при торможении в механизме типа v-brake

По каким причинам могут скрипеть ободные тормоза для велосипеда? Для того, чтобы это понять, следует обратить внимание на следующие факторы:

  • материал из которого изготовлены тормозные колодки для велосипеда;
  • состояние обода;
  • исправность механизма подвода колодок.

Тормоза типа v-brake.

Сегодня можно встретить различные варианты изготовления тормозных колодок на механизмах типа v-brake. Чаще всего в производстве элементов регулировки скорости используют всевозможные типы резины. Стоит отметить, что чем мягче материал колодок, тем тише и плавнее происходит процесс снижения скорости. У подобных инструментов снижения скорости есть существенный недостаток — быстрый износ.

Рассматривая обод, следует отметить уровень его износа и загрязненности. Регулярная чистка и обезжиривание обода позволит поддерживать степень торможения на достаточном уровне. Для этого можно использовать подручные жидкости, а именно: моющие средства, бензин или уайт-спири. Эти средства помогут очистить обод от остатков резины, которые втираются в металл при соприкосновении тормозных элементов. При сильном загрязнении следует попробовать применить механическое воздействие и зачистить абразив при помощи мелкозернистой наждачной бумаги.

Неисправность механизма подвода колодок может привести к самопроизвольному торможению. Для полноценной работы следует отрегулировать и очистить устройство. Сделать это можно, применяя вышеописанный способ.

Рекомендации

Снизить вероятность посторонних шумов тормозной системы способна дополнительная металлическая пластина, убирающая зазор между поршнем и накладкой. Многие известные марки автомобилей имеют подобные «противоскрипные» элементы в комплектации. При отсутствии таковой, ее можно приобрести и самостоятельно прикрепить.

Также есть смысл воспользоваться специальной пастой против скрипа, обработав ей детали

При этом важно избегать попадания на рабочую поверхность

Первостепенным является установление причины скрипа и свиста колодок. Только после этого следует предпринимать действия по ее устранению. Диагностику несложно осуществить самостоятельно.

Грамотно ухаживая за автомобилем и не экономя на деталях, можно существенно снизить возможность возникновения неприятных шумов

Здесь важно тщательно отслеживать износ колодок и осуществлять их своевременную замену

https://youtube.com/watch?v=YCcKn8r3HG0

Почему скрипят дисковые тормоза

При значительных усилиях прижатия фрикционных накладок и большой частоте вращения диска контактирующие поверхности разогреваются и возникает эффект «микросваривания» частиц материала накладок с плоскостью диска. В следующую микросекунду прихватившаяся накладка отрывается и процесс многократно повторяется, вызывая колебания колодок в суппорте и вибрацию самого суппорта.

При уменьшении частоты колебаний ниже 18-20 кГц водитель воспринимает их как звук, тональность которого меняется в зависимости от замедления вращения колёс и резонансных частот всей системы.

Если на автомобиле без АБС затормозить до блокировки колёс, скрип тормозов исчезнет и сменится визгом шин.

Природа обоих явлений одинакова.

Причины появления звука тормозов

Если вы владеете автомобилем достаточно долго и с некоторых пор стали замечать скрежет и скрип при торможении, и раздражающие звуки не исчезают, а, наоборот, усиливаются, причин этому может быть несколько:

  • Фрикционные накладки предельно изношены, и в работу вступил слой термоклея, или даже началось трение металла колодки о поверхность тормозного диска.
  • В работу вступили «скрипуны», предупреждающие о наступлении предельного износа. Скрипун — фигурная стальная пластинка, приклёпанная к основанию колодки. Используется не во всех типах тормозных колодок. При износе накладки начинает контактировать с тормозным диском, предупреждая неприятным звуком о скорой необходимости замены колодок.
  • Износ поверхностей или коробление тормозного диска из-за неравномерного нагрева. Возникает у машин с пробегом 100-150 тыс. км.
  • Изношены направляющие суппорта, в результате чего он получил возможность принимать «активное участие» в резонансе к высокочастотным колебаниям. Чаще всего связано с проникновением грязи через повреждённые резиновые чехлы направляющих.

Второй вариант. Владелец получил машину из ремонта, во время которого заменялись тормозные колодки и с удивлением услышал неприятные звуки при нажатии на педаль тормоза.

Возможные причины скрипа новых колодок

  • Период адаптации (приработки). Новые колодки ещё не притёрлись к изношенной поверхности диска. После небольшого пробега шум исчезнет сам собой.
  • Низкое качество деталей или заводской брак. Колодки сомнительного производителя, приобретённые из соображений экономии по низкой цене.

Зачастую «эффект скрипа» проявляется в холодную и сырую погоду и исчезает после прогрева тормозов. Объясняется это, видимо, свойствами материала тормозных колодок.

Причины скрипа барабанных тормозов

Конструкция барабанных тормозов проще, чем дисковых, применяемые детали не требуют сложных технологий изготовления. Именно этим и объясняется сегодняшнее достаточно широкое распространение барабанных механизмов, особенно в автомобилях малого и среднего класса.

Эффективность торможения ниже, чем у дисковых, поэтому барабанные тормоза устанавливаются только на заднюю ось.

Причины скрипа:

  • Новые, не приработанные колодки.
  • Общее загрязнение тормозного механизма продуктами износа накладок.
  • Резонансные колебания в системе «колодки – барабан», передающиеся на тормозной щит.
  • Попадание камешка или другого предмета в зазор между барабаном и тормозным щитом. (В этом случае звук раздаётся при движении автомобиля, независимо от того, нажата педаль или нет.)

Для диагностики и устранения причин необходимо:

  • демонтировать колесо и тормозной барабан;
  • тщательно очистить, промыть и продуть элементы тормозного механизма.
  • снять противоскрипные пружины («солдатики»).
  • отводя колодки наружу, очистить и смазать специальной вязкой тугоплавкой смазкой точки опоры колодок на тормозной щит;
  • противоскрипные пружины, их пальцы и крышки очистить и смазать литолом, собрать и установить на место;
  • смазать узлы крепления колодок на опорных пальцах;
  • установить тормозной барабан, смонтировать колесо.

Затевая трудоёмкую работу по «обеззвучиванию» барабанных тормозов, необходимо иметь в виду, что существуют автомобили, для которых «голосистые» тормоза являются «фирменной» чертой, а не дефектом.

Например, практически вся продукция УАЗ.

Причины и способы решения неприятного скрипа томрозов

Несовместимость материалов дисков и колодок

Сосав из которых сделаны тормозные колодки производители держат в секрете. Поэтому покупая не оригинальные колодки, которые подобрал производитель автомобиля, можно нарваться на несовместимость материалов. Тормозные колодки могут не совпасть с дисками по жесткости или по оптимальной температуре работы.

Производители колодок постоянно балансируют между эффективным торможением и сроком эксплуатации. Ведь если сделать колодки более жесткими они лучше тормозят, но быстрее стирают сам тормозной диск и больше вероятность получить скрипучие тормоза. А если сделать колодки мягкие они хуже будут тормозить, при этом будут тихие и быстро сотрутся.

Если скрип появился после замены на новые колодки. Подождите несколько дней, так как есть специальный слой для защиты. Он может вызывать скрип. Достаточно несколько резких торможений для того, что бы он стерся.

Прошло больше времени, а скрип остался, тогда можно попробовать колодки другого производителя.

Скрипы, вызываемые особенностями конструкции

Производители применяют специальные противоскрипные пластины для предотвращения скрипа тормозов. Это металлические пластины, которые ставятся между тормозным поршнем и колодкой для надежного закрепления колодки в тормозном механизме, плотного и ровного прилегания поршня к колодке, устранения излишних зазоров.

Это помогает предотвратить возникновение излишних вибраций, а соответственно и скрипов. Такие пластины иногда продаются в комплекте с колодками, а иногда отдельно. Если такие пластины у вас отсутствуют – желательно установить их.

Колодки следует подбирать такой же формы, какой выполнены оригинальные заводские колодки для надежного закрепления колодки в суппорте, а соответственно, для, опять же, предотвращения излишних вибраций.

Теперь о конструкции самих колодок. Раз вибрации есть всегда, а ухо слышит лишь некоторый диапазон, то для избавления от скрипа надо изменить частоту вибраций на такую, которую не услышит ухо человека. Для этого производители делят фрикционную часть тормозной колодки на несколько (2 или 3) сегментов.

Масса и площадь тормозящего сегмента становится меньше – частота вибраций увеличивается и свист пропадает. Делается это путем прорезей в фрикционной части. Ширина прорези ~2мм, а её глубина ~4мм на новой колодке. Если такие прорези отсутствуют на ваших колодках – можно пропилить их самому.

Необязательно причиной скрипа являются колодки. Скрип также может появляться из-за неравномерного износа тормозного диска или его кривизны

Обратите на это особое внимание, так как на «кривом» тормозном диске будут скрипеть любые колодки. Искривиться диски могли из-за банального перегрева или из-за гидроудара (лужа) по нагретым дискам во время торможения

Здесь поможет балансировка тормозных дисков (проточка) или замена дисков на новые.

Так же немаловажную роль тут может сыграть и износившийся ступичный подшипник

Ко всему вышеперечисленному, причиной неприятно скрипа могут быть и износившиеся части тормозного механизма – направляющие тормозного суппорта, поршни и т.д. В такой ситуации вибрации (скрип, свист, скрежет) могут иметь место и при простом движении – не обязательно при торможении. Эти части необходимо прочистить и смазать, а при необходимости — заменить на новые.

Чтобы избавиться от скрипа при торможении, вызываемого вышеперечисленными причинами необходимо провести диагностику ходовой части и тормозных механизмов вашего автомобиля с последующим устранением выявленных неисправностей.

Грязь, осадки, погодные условия

Замечено, что при повышенной влажности и низких температурах вероятность появления свиста тормозных колодок выше, чем в сухую и теплую погоду. Это связано с материалом исполнения фрикционной части колодок. Если скрип вызван этим, то он пропадает при изменении погоды или после некоторого количества интенсивных торможений.

Так же в «бороздки» на колодках и дисках, образовавшиеся при эксплуатации может попасть песок, грязь, пыль, образовавшаяся при стирании феродо (тормозящей части колодки), а так же инородные предметы. Зачастую это и становится причиной скрипа. Тут всё просто — достаточно прочистить и промыть тормозные механизмы и извлечь посторонние предметы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector