Регулировка клапанов ваз 2108 своими руками
Содержание:
- Регулировка клапанов ваз
- Признаки неисправности
- Проверка тепловых зазоров клапанов
- Действия с коленвалом при регулировке клапанов ВАЗ 2109, 2108
- Итог
- С чего начинается регулировка клапанов
- Зачем нужно регулировать клапана
- Регулировка зазоров в приводе клапанов
- Особенности регулировки
- Как отрегулировать клапана на ВАЗ 21099
- ВАЗ 2109 карбюратор зазор клапанов
- Признаки неисправности клапанов
- Замена маслосъемных колпачков своими руками
Регулировка клапанов ваз
Много мифов и легенд сложилось вокруг такой необходимой процедуры как регулировка клапанов на ваз 2109, 2114 и 2108. Сначала карбюраторные потом стали инжекторные, но конструкция газораспределительного механизма не поменялась. До 2011 года выпуска даже тепловые зазоры остались прежними. Лишь с приходом легкой ШПГ зазоры стали чуть больше. Седла стали металлокерамические, а поршня легкие. Периодичность регулировки клапанов осталась прежней в 30000 км пробега.
На новом автомобиле регулировать клапана нужно обязательно в первые 3000 км пробега, далее в 15000 и каждые 30000 км. Если не придерживаться периодичности, клапана могут сгореть, седла в головке просесть. К тому же теряется тяга и увеличивается расход топлива. Тепловые зазоры на вазах 2108, 21083, 2109, 21099, 2110, 21102, 2111, 21114, 2112, 2113, 2114, 2115, 1113, 11113, 2170, 2190, приора, гранта (с двигателем 11183), должны быть такие:
Тепловые зазоры на новых модификациях с 2011 года на ваз 8 клапанные лада гранта, калина 2, приора, с двигателем 21116
- Выпускные 0,4 мм;
- Впускные 0,25 мм.
Признаки неисправности
Если клапана не были отрегулированы должным образом, при запуске двигателя появляется характерный цокот. Этот достаточно звонкий шум исходит из-под крышки блока. Особенно хорошо его слышно при увеличении оборотов.
Если зазор клапанов значительно больше положенного, звонкий цокот становится более отчетливым, шум появляется даже при небольших оборотах двигателя.
Регулировка
Чтобы выполнить регулировку зазора, необходимо использовать соответствующие регулировочные шайбы. Их устанавливают поверх толкателя клапанов.
Если грамотно подобрать регулировочную шайбу методом проб и ошибок, вы сможете вернуть оптимальные показатели зазора, тем самым восстановить нормальную работу двигателя.
Существуют определенные нормы относительно размеров зазоров в зависимости от клапана.
Тип клапана |
Нормальный зазор |
Допустимое отклонение |
Впускной клапан |
0,2 миллиметра |
+0,05 миллиметра |
Выпускной клапан |
0,35 миллиметра |
+0,05 миллиметра |
Процесс регулировки
Выполнить самостоятельно регулировку зазоров не сложно. Просто следуйте предоставленной инструкции, а также опирайтесь на видео советы и наглядные демонстрации процесса.
- Демонтируйте крышку блока и обработайте поверхности чистой ветошью. Нужно убрать следы моторного масла.
- Поставьте на шпильки крепежа крышки устройство для утапливания клапанных толкателей. Это самый обычный рычаг с ручкой.
- Установите поршень первого цилиндра в положении ВМТ — верхняя мертвая точка. Чтобы это сделать, демонтируйте крышку ремня привода распредвала и проверните коленвал по ходу его вращения. Метки на шестерне привода распредвала и задней крышке шестеренки должны совпасть. Если вынуть пару свечек зажигания, провернуть коленвал будет проще.
- После совмещения меток коленвал проворачивается еще примерно на 50 градусов, не более. Так вы сможете отвернуть кулачку распредвала от толкателей клапанов.
- Используя щуп, проверьте состояние зазоров на 1-3 клапанах и на 5. Если зазор отличается от нужного, методом замены регулировочных шайб верните нужные параметры.
- Чтобы отрегулировать зазоры, толкатели немного утапливаются, чтобы вы могли освободить регулировочные шайбы. Утапливаются толкатели методом отжима рычага. Не отпускайте его и зафиксируйте в нужном положении. Обязательно фиксатор ставится таким образом, чтобы он оказался между краем толкателя и распредвалом.
Фиксация толкателя
- Подденьте регулировочную шайбу с толкателя, поддев ее плоской отверткой. На обратной стороне шайб обычно наносится отметка с размером. Если нет, придется замерить вручную. Запишите где-нибудь, какая толщина используемой шайбы, и ориентируясь по размерам, выберите новую шайбу.
- Новые регулировочные шайбы обязательно устанавливаются цифрами вниз. Утопив устройство для сжатия толкателя клапанов, фиксатор можно убрать.
- Проверьте зазор. Если потребуется, проведите операцию еще раз, взяв шайбу больше или меньше предыдущей.
- Завершив регулировку, коленвал проворачивается на 360 градусов, что открывает доступ к 4, 6, 7 и 8 клапанам. Их регулировка выполняется аналогичным образом.
Проверка тепловых зазоров клапанов
Вначале замеряем тепловые зазоры. Плоский щуп нужного размера вставляем между кулачком распредвала и толкателем клапана. Он должен входить с небольшим защемлением.
— Поворачиваем коленчатый вал за зубья маховика по часовой стрелке пока шкив распредвала не повернется на 40-50(2,5-3 зуба) от момента совпадения установочной метки на нем и выступа на корпусе на задней крышке ГРМ. Замеряем зазор у выпускного клапана первого цилиндра (1-клапан) и впускного клапана второго (3-й клапан). Записываем результат измерения.
— Поворачиваем коленчатый вал на пол-оборота — 220-230 .Шкив распредвала при этом повернется на 90 градусов. Дополнительная метка на нем будет выше метки на задней крышке привода ГРМ на 2,5 — 3 зуба. Замеряем зазор у выпускного клапана третьего цилиндра (5-й клапан) и впускной у первого (2-й клапан). Записываем.
— Поворачиваем коленчатый вал еще на пол-оборота — 400-410. Замеряем зазор у выпускного клапана четвертого цилиндра (8-й клапан) и впускного третьего (6-й цилиндр). Записываем.
— Третий раз поворачиваем коленчатый вал на пол-оборота — 580-590. Замеряем зазор у выпускного клапана второго цилиндра (4-й клапан) и впускного четвертого (7-й клапан). Записываем.
Сверяем полученные измерения тепловых зазоров с требуемыми. Если все в норме, заканчиваем работу, собираем все обратно и ищем причину проблем в работе двигателя в карбюраторе, системе зажигания и т. д. Если имеются отклонения в размерах зазоров на некоторых клапанах, то проводим регулировку только на них. Если все или почти все зазоры не укладываются в стандарт, то проводим полную регулировку.
Действия с коленвалом при регулировке клапанов ВАЗ 2109, 2108
Работы с коленчатым валом по регулировке клапанов ВАЗ 2109, 2108 выполняются без проблем. Чтобы было удобно работать, необходимо выкрутить свечи зажигания. Это позволит легче манипулировать валами и другими механизмами, задействованными в процессе. Воспользуйтесь рисунком ниже, что бы понять суть процесса.
А последовательность такова:
-
- Проворачивать коленчатый вал нужно таким образом, чтобы метка на шкиве распределительного вала совпадала с меткой на крышке зубчатого вала. Другие метки должны располагаться строго на своих местах. Ориентироваться нужно на то, что поршень цилиндра №1 должен стать в положении верхней мертвой точки.
- После этого, осуществляется проворот коленвала на 40-50 градусов, что бы отвести кулачки от толкателей. Мастером осуществляется замер зазоров в 1, 2, 3, 5 клапанов. Зазоры на клапане 2 и 3 должны быть 0,2+-0,05мм. А на клапанах 1 и 5 зазор соответственно 0,35+-0,05мм. В случае, когда зазоры не соответствуют требуемым значениям, их необходимо отрегулировать.
- После этого, проворачивается коленвал на 360 градусов, и проверяются аналогичные значения зазоров, только в отношении 4, 6, 7, 8 клапанов. В том случае, когда имеются отклонения в зазорах, их также требуется отрегулировать с использованием сменного комплекта шайб.
Схема регулировки клапанов ВАЗ 2109, 2108
Таблица углов для регулировки клапанов ВАЗ 2109
Итог
Как показывает практика, нет необходимости выполнять самостоятельно ремонт. В таком случае, это может привести к тому, что даже при экономии нет вероятности, что установка шайб приведет к положительному результату. Будет затрачено значительное количество усилий и времени.
Специалисты сервисного центра выполнят все работы в оперативном режиме. Это позволит сэкономить свое время и ресурсы, обеспечить себе идеальные условия для эксплуатации транспортного средства.
ВАЖНО! Обязательно учтите, что предварительно проводится диагностировка оборудования, после чего устанавливается потребность в регулировании зазоров. Воспользуйтесь данным предложением, что позволит гарантированно получить лучшие условия для работы
С чего начинается регулировка клапанов
Регулировка теплового зазора производится после его замера, и если он не соответствует необходимому, путем подбора шайбы определенной толщины.
Далее рассмотрим порядок действия, при котором производится регулировка теплового зазора на ВАЗ 2114. Все работы не очень сложные, но требуют определенного оснащения. Для выполнения работ понадобиться:
- набор ключей рожковых;
- свечной ключ;
- набор щупов;
- специальное приспособление для выжима клапанов;
- набор регулировочных шайб;
- ветоши;
Набор включает в себя комплект шайб с толщиной от 3,0 мм до 4,5 мм. Интервал размера толщины составляет 0,05 мм, что позволяет при выполнении работ подобрать шайбу необходимой толщины. Данный набор стоит не дешево, однако приобретение его позволит длительное время самостоятельно выполнять все работы, не обращаясь на СТО.
Также для выполнения работ потребуется прокладка клапанной крышки, поскольку она является одноразовой и при снятии крышки должна обязательно заменяться.
Зачем нужно регулировать клапана
С пробегом металлический стержень клапана имеет тенденцию растягиваться и сужаться. Седла в головке блока цилиндров проседают, поэтому и меняется тепловой зазор. А он физически нужен определённого значения из-за конструктивных особенностей двигателя. Последствия не своевременной регулировки не обратимы. Зажатый клапан в процессе работы восьмиклапанного мотора, теряет герметичность, лавинный поток после воспламенения обжигает его кромки и седло ГБЦ, которое утапливается в тело головки. Ремонт такого вида дорогостоящий и не несет гарантии. Лучше вовремя регулировать, тем более что цена настройки 8ми клапанного мотора в 600 – 800 рублей за 30000 км не такая ощутимая.
При правильно отрегулированных зазорах автомобиль будет ехать свободно, без потери тяги, расходуя меньше топлива. Ни в коем случае нельзя регулировать на горячую. Только охладить двигатель до 30-40 градусов. Иначе можно ошибиться и зажать клапана.
Бывают случаи, что клапана отрегулировали, а стук остался. Причина может быть не зазорах. На холодный мотор могут стучать юбки поршней, стаканчики – толкатели в теле головки. Причин может быть много, поэтому не стоит торопиться с выводами, а тщательно все проверить. Есть специальный прибор — стетоскоп, с помощью которого легко прослушать шумы двигателя.
Регулировка зазоров в приводе клапанов
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ |
Для компенсации теплового расширения клапана конструктивно задается зазор между
торцом стержня клапана и кулачком распределительного вала. При увеличенном зазоре
клапан не будет полностью открываться, при уменьшенном – полностью закрываться.
Зазор измеряется на холодном двигателе (при +20 °С ) между кулачком распределительного
вала (кулачок должен быть направлен вверх от толкателя) и регулировочной шайбой
толкателя клапана.
Номинальный зазор для впускного клапана составляет (0,2±0,05) мм, для выпускного
– (0,35±0,05) мм. Зазоры регулируются подбором толщины регулировочных шайб.
В качестве запасных частей поставляются шайбы толщиной от 3 до 4,5 мм через
0,05 мм.
Считая от привода распределительного вала, первый, четвертый, пятый и |
Примечания
Рекомендуется выкрутить свечи зажигания, чтобы легче проворачивать коленчатый
вал.
1 – зубчатое колесо распределительного вала; 2 – шкив генератора; 3 – шкив коленчатого вала |
Фиксатор должен быть установлен между распределительным валом и краем |
Для того чтобы легче вынуть регулировочную шайбу, в толкателе проточены |
Толщина новой шайбы рассчитывается по формуле:
H = B + A – C,
где
A – измеренный зазор, мм;
B – толщина старой шайбы, мм;
C – номинальный зазор, мм;
H – толщина новой шайбы, мм.
Пример (для впускного клапана):
A = 0,26 мм,
B = 3,75 мм,
C = 0,2 мм,
тогда
H = 3,75 + 0,26 – 0,2 = 3,81 (мм).
В пределах допуска зазора ±0,05 мм подбираем ближайшую по толщине шайбу (3,8
мм).
Предупреждение
Поворачивайте коленчатый
вал по часовой стрелке ключом за болт крепления шкива коленчатого вала или за
болт крепления шкива генератора. Запрещается проворачи-вать коленчатый вал за
болт крепления шкива распределительного вала.
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Особенности регулировки
На двигателях первых выпусков Жигули 2109 применялся цепной привод распредвала. Это была более надёжная конструкция. Однако повышенная шумность и необходимость постоянных регулировок натяжения цепи из-за её износа привели к появлению ремённого привода распредвала. Шум при работе двигателя уменьшился, отпала необходимость в регулировке натяжителя.
Решением проблемы стало изменение формы верхней части поршня с применением углублений под клапаны. При ремонте и регулировках двигателя Lada 2109 следует учитывать это конструктивное различие старых двигателей и более современных
Устанавливая головку блока цилиндров, особенно важно тщательно выставлять распредвал и коленвал и не допускать их раздельного проворачивания
Особенности головки блока цилиндров ВАЗ 2109.
Как отрегулировать клапана на ВАЗ 21099
- Если автомобиль ездил, оставляем его остывать с открытым капотом часа на 2-3;
- Отключаем от дросселя трос газа и его поддержку;
- Отсоединяем от клапанной крышки все подключенные патрубки;
- Откручиваем две гайки крепления клапанной крышки и снимаем крышку;
- Поддомкрачиваем переднее правое колесо;
- Включаем пятую передачу на КПП;
- Проворачиваем двигатель до установки первого цилиндра в ВМТ;
- Крепим на болты клапанной крышки приспособление для регулировки клапанов;
- Регулируем тепловые зазоры клапанов, проворачивая двигатель за приподнятое колесо;
- После регулировки клапанов собираем всё в обратной последовательности.
Детали всей процедуры регулирования зазоров клапанов ВАЗ 21099 смотрите в фотоотчете.
Приступаем к регулировке тепловых зазоров клапанов. Перед нами обычный вазовский двигатель с объемом 1,5 л.
Первым делом будем снимать трос газа. Откручиваем два болта крепления кронштейна болта, ключ на 10 мм.
Отверткой поддеваем фиксирующую скобу тросика и снимаем её.
Прокручиваем трос и вытаскиваем наконечник троса из своего посадочного места на дросселе.
Сняв трос будем отключать от клапанной крышки все патрубки. Откручиваем хомуты указанные стрелками.
И спереди двигателя снимаем патрубок картерных газов.
Теперь нам осталось открутить две гайки крепления клапанной крышки. Используем для этого ключ на 10 мм.
И снимаем крышку с двигателя.
Поддомкрачиваем переднее правое колесо и включаем пятую передачу на КПП. Таким образом мы сможем прокручивать двигатель прокручивая колесо. Крутить рекомендуется по часовой стрелки, как работает сам двигатель.
Для регулировки клапанов нам понадобиться специальное приспособление. Прикручиваем его к шпилькам крепления клапанной крышки, как показано на фото.
С помощью шприца со шлангочкой убираем всё масло в колодцах между клапанами, Чтобы оно не мешало нам регулировать клапана.
Чтобы не снимать кожух ГРМ и не заморачиваться с порядком регулировки клапанов, мы будем регулировать клапана в том цилиндре, где кулачки распредвала смотрят вверх. Такт работы двигателя — 1,3,4,2 цилиндры, поэтому в таком порядке и регулируем клапана. В данный момент у нас кулачки подняты на втором цилиндре, тут и проверяем какой зазор находится между клапаном и распредвалом. Если зазоры в порядке, то прокручиваем двигатель по часовой стрелке, пока кулачки распредвала на первом цилиндре не поднимутся вверх и меряем зазоры.
Если зазор не соответствует норме, нам придется менять регулировочную шайбу на шайбу с нужным размером. Прокручиваем стаканчик клапана так, чтобы прорезь, указанная стрелкой, смотрела на нас. С помощью прикрученного ранее приспособления вдавливаем клапан, нажимая на рычаг.
В комплекте с приспособлением для регулировки клапанов идет такой фиксатор, необходимый для фиксации клапана в нажатом положении.
Устанавливаем фиксатор между клапанами, как показано на фото.
Убираем рычаг, которым вдавливали клапан, и видим как фиксатор, упираясь в распредвал, держит клапан нажатым за край стаканчика.
С помощью пинцета поддеваем шайбу из стаканчика, через специальное отверстие.
И вытаскиваем её из под распредвала тем же пинцетом.
Находим на шайбе размер. Обычно, если шайба была установлена правильно, размер указан всегда.
Высчитываем, какой размер шайбы нам нужен. Расчет произвести не сложно если перед снятием был замерен точный зазор и на снятой шайбе указан размер. Берем новую шайбу большего или меньшего размера, на то количество единиц, которое не соответствовало нужному зазору клапана.
Если на шайбе размер не указан, тогда в помощь нам понадобиться микрометр. Промерять шайбу необходимо по центру.
Устанавливаем шайбу с нужным размером. Надписью с размером на шайбе необходимо устанавливать вниз, чтобы распредвалом её не стерло и было проще регулировать клапана в следующий раз. После установки шайбы необходимо снова измерить зазор. Если зазор всё равно не соответствует, то процедуру расчета необходимо производить заново.
После проверки и регулировки всех тепловых зазоров клапанов, можно снимать приспособление и приступать к сборке.
Вытираем и обезжириваем посадочное место под клапанную крышку.
Очищаем, обезжириваем и устанавливаем новую прокладку на крышку клапанов.
Устанавливаем крышку и новые уплотнительные резинки под крепления клапанной крышки.
Заканчиваем работу, подключая всё снятое и отключенное ранее.
Источник
ВАЗ 2109 карбюратор зазор клапанов
Тепловые зазоры между клапаном (регулировочной шайбой) и тыльной стороной кулачка распредвала необходимы для компенсации теплового расширения стержня клапана на прогретом двигателе. На двигателях автомобилей ВАЗ 2108, 21081, 21083, 2109, 21091, 21093, 21099 он задается подбором толщины регулировочных шайб.
Шайбы установлены в кольцевых нишах над толкателями стержней клапанов и непосредственно соприкасаются с кулачками распредвала. Фактически мы будем измерять зазор между поверхностью регулировочной шайбы и кулачком распредвала.
Регламентная периодичность проведения проверки зазоров для двигателей ВАЗ 2108, 21081, 21083 составляет 30.000 км, либо после ремонта двигателя или появления признаков неисправности газораспределительного механизма (стук под клапанной крышкой, неустойчивый ХХ, «провалы» и т. п.).
Необходимые инструменты
— набор щупов
— накидной ключ на 19
— большая шлицевая отвертка
Подготовительные работы
Проверка тепловых зазоров клапанов проводится на холодном двигателе, поэтому если ваш двигатель на данный момент прогрет, дайте ему остыть не менее 1-го часа. — Снимаем корпус воздушного фильтра. — Снимаем кронштейн тяги привода дроссельной заслонки. — Снимаем клапанную крышку двигателя. — Снимаем защитную крышку ГРМ. — Устанавливаем поршни первого и четвертого цилиндров в верхнюю мертвую точку (ВМТ).
Для этого совмещаем заводские метки на двигателе.
По инструкции для совмещения меток и последующей проверки тепловых зазоров клапанов нужно ключом на «19» вращать коленчатый вал двигателя за винт крепления шкива привода генератора (за болт крепления шкива распредвала вращать нельзя). Но для этого придется снимать правое колесо, правый защитный брызговик двигателя, шкив коленчатого вала, что долго и трудоемко.
Идем более простым путем.
Вращаем коленчатый вал за зубцы маховика (в лючке картера сцепления) большой шлицевой отверткой. Совмещаем заводскую установочную метку на шкиву распредвала с выступом на задней крышке ГРМ.
— В лючке на картере сцепления убеждаемся, что длинная метка (риска) на маховике находится напротив середины треугольного выреза шкалы углов опережения зажигания.
— Наносим на шкиву коленчатого вала еще три дополнительные метки через 11, 10, 11, 10 зубцов (см. фото) от заводской метки. Они помогут повернуть коленвал и распредвал на необходимые углы. Метки делят шкив на четыре сектора по 90 градусов каждый. Поворот коленчатого вала на пол-оборота равен повороту шкива распредвала на 90 градусов.
Проверка тепловых зазоров клапанов
Вначале замеряем тепловые зазоры. Плоский щуп нужного размера вставляем между кулачком распредвала и толкателем клапана. Он должен входить с небольшим защемлением.
— Поворачиваем коленчатый вал за зубья маховика по часовой стрелке пока шкив распредвала не повернется на 40-500 (2,5-3 зуба) от момента совпадения установочной метки на нем и выступа на корпусе на задней крышке ГРМ. Замеряем зазор у выпускного клапана первого цилиндра (1-клапан) и впускного клапана второго (3-й клапан). Записываем результат измерения.
— Поворачиваем коленчатый вал на пол-оборота — 220-2300 .Шкив распредвала при этом повернется на 90 градусов. Дополнительная метка на нем будет выше метки на задней крышке привода ГРМ на 2,5 — 3 зуба. Замеряем зазор у выпускного клапана третьего цилиндра (5-й клапан) и впускной у первого (2-й клапан). Записываем.
— Поворачиваем коленчатый вал еще на пол-оборота — 400-4100. Замеряем зазор у выпускного клапана четвертого цилиндра (8-й клапан) и впускного третьего (6-й цилиндр). Записываем.
— Третий раз поворачиваем коленчатый вал на пол-оборота — 580-5900. Замеряем зазор у выпускного клапана второго цилиндра (4-й клапан) и впускного четвертого (7-й клапан). Записываем.
Сверяем полученные измерения тепловых зазоров с требуемыми. Если все в норме, заканчиваем работу, собираем все обратно и ищем причину проблем в работе двигателя в карбюраторе, системе зажигания и т. д. Если имеются отклонения в размерах зазоров на некоторых клапанах, то проводим регулировку только на них. Если все или почти все зазоры не укладываются в стандарт, то проводим полную регулировку.
Примечания и дополнения
— Более-менее полную картину неисправности клапанного механизма двигателя может дать проведение измерения компрессии в его цилиндрах.
— «Зажатые» клапана (с минимальными тепловыми зазорами) могут привести к обгоранию кромок тарелок клапанов, «выстрелам»
Признаки неисправности клапанов
Кроме установленного пробега, после которого тепловые зазоры регулировать положено по правилам, существует ряд причин, по которым механизм выходит из строя раньше.
Обнаружить такую проблему помогут такие сигналы, как:
- мотор на холостом ходу работает неустойчиво, а холостой ход не регулируется;
- динамика ухудшается, снижается мощность;
- при нажатии педаль газа «проваливается»;
- характерные звуки «хлопков» в карбюраторе.
Самым точным указанием на увеличение тепловых зазоров, будет тарахтение, стук под крышкой на холостом ходу. Оно непрерывно и достаточно громкое.
При уменьшении зазора стук отсутствует, а двигатель перегревается, падает мощность. Тяжёлый разгон, «стрельба» в глушитель, всё это указывает на необходимость проведения внеплановой регулировки.
Если дело дошло до прогорания клапана, мотор выдаст отчётливый тройной звук, на любом режиме. Мощность и топливные затраты также возрастут.
Важно также отличать проблему клапанами от других неисправностей, дающих о себе знать схожим образом. Варианты:
Варианты:
давление в цилиндрах падает, но не из-за уменьшения зазора или прогара клапана, а по причине изношенности поршневых колец;
свечи, провода – неполадки в этой системе тоже надо исключить заранее, тем более, что при регулировке всё равно придётся вывинчивать свечи, для удобства;
в инжекторном двигателе топливо подают форсунки, которые могут быть неисправны, систему, отвечающую за подачу топлива проверить нужно заранее.
Исключение (или подтверждение) наличия этих поломок проводят так:
- На холостом ходу двигателя от свечи отсоединяют защитный колпак. Реакция двигателя покажет, причина в свечах/проводке, или в клапанах, даже конкретно, какой цилиндр пострадал. После операции работа мотора утратила стабильность, ухудшилась – проблема не в цилиндре, клапана целы. Изменений в работе нет – проблемный цилиндр обнаружен.
- Если характер поломки всё равно сомнителен, провести проверку проводки, катушки, а на предположительно неисправный цилиндр устанавливают новую, рабочую свечу. Теперь запуск точно покажет, в зажигании дело или нет.
После исключения проблемы с системой зажигания, если работа двигателя по-прежнему нестабильна, проверяют поршневую группу.
- Замерив компрессию, в цилиндр добавляют немного моторного масла. Если при повторном замере показатель не меняется – имеем прогар клапана, показатель возрос – проблема в кольцах.
- Ещё один признак – при наличии проблем именно с клапанами, на свечах не будет масла, гари, дым при работе из сапуна тоже идти не должен. Все перечисленные признаки указывают на поломку в поршневой группе.
После ремонта ГБЦ надо проводить внеочередную настройку. Также чаще обычного требуют регуляции клапана авто, переведенных на газ, так как у них механизм подвергается постоянным перегрузкам. Частые ударные нагрузки, неаккуратное вождение вредят и газораспределительной системе, приводя к необходимости проведения регулировки раньше срока.
Замена маслосъемных колпачков своими руками
Одной из причин, по которым ваш ВАЗ 2109 или 2108 может начать расходовать масло сверх нормы, является износ маслосъемных колпачков, или как их еще называют — сальников клапанов! Производить их замену можно и своими руками, но для этого понадобится не только набор ключей, но и специальные приспособления. А полный список необходимого инструмента будет приведен ниже:
- рассухариватель клапанов
- съемник колпачков
- свечная головка с воротком
- оловянный пруток или моток веревки
- отвертка с плоским лезвием
- длинногубцы или же пинцет
- магнитная рукоятка — желательно
Прежде, чем добраться до нужных нам деталей, понадобится выполнить ряд подготовительных работ, среди которых:
- Снятие клапанной крышки двигателя
- Демонтаж распределительного вала и его корпусов
После того, как все это сделали, перед вами должна открыться следующая картина:
На верхнем фото видны толкатели клапанов вместе с регулировочными шайбами. Их тоже необходимо вынуть, и обязательно сложить в строго определенной последовательности. То есть, чтобы во время обратной установки не перепутать их местами. Если этого не сделать, то потом тепловые зазоры клапанов будут неверными, и завести мотор может даже не получится.
После этого необходимо закрепить рейку для установки рассухаривателя и зафиксировать ее на крайних шпильках крепления распредвала гайками, как это показано на приведенной ниже фотографии:
Далее устанавливаем рычаг таким образом, чтобы им можно было утопить клапан:
Теперь выворачиваем свечи из тех цилиндров, где нужно заменить сальники клапанов, и вставляем пруток в свечное отверстие
Важно, чтобы он попал между клапаном и поршнем. Для этого необходимо подвести поршень первого цилиндра к ВМТ
Или же можно напихать в отверстие веревку до тех пор, пока она полностью не заполнит камеру сгорания. Теперь можно утопить клапан при помощи рычага:
И в этот момент магнитной рукояткой вытащить сухари клапана:
Затем можно аккуратно отпускать рычаг и приступать к дальнейшим действиям. Вынимаем тарелку и две пружины клапана, а теперь берем съемник маслосъемных колпачков для ВАЗ 2109-2108, и прижимаем им колпачок через колодец в ГБЦ. После чего нужно сделать несколько постукиваний грузиков сверху вниз, чтобы напрессовать сальник:
Прижимая грузик вниз, пробуем вытащить колпачок и снять его с клапана:
Берем новый сальник, окунаем его предварительно в свежее масло и напрессовываем его обратно на клапан. При выполнении этой процедуры нужно быть предельно осторожным, чтобы не повредить как сам клапан, так и поверхность головки. Следует надевать сверху клапана специальный защитный колпачок, который по идее должен идти в комплекте с сальниками. Напрессовывать его нужно другой стороной съемника до упора, чтобы он сел на свое место:
С остальными клапанами производим аналогичную процедуру и не забываем соблюдать меры предосторожности во избежание повреждения ГБЦ. По окончании ремонта устанавливаем все снятые детали в обратной последовательности