Что нужно знать о топливном адсорбере

Что такое абсорбер бампера

Типовая конструкция бампера легкового автомобиля и место абсорбера в нем

Абсорбер бампера (от лат. absorptio — поглощать; поглотитель энергии, наполнитель бампера) — компонент бамперов колесных механических транспортных средств; балка из легкодеформируемого материала, поглощающая (демпфирующая) легкие удары, и снижающая негативные последствия столкновений автомобиля.

Механические транспортные средства всех классов несут в себе угрозу жизни и здоровью пассажиров и пешеходов, снизить степень этой угрозы помогают вносимые в конструкцию автомобилей элементы безопасности. К таким элементам относятся и бамперы (буферы), основные характеристики которых и их поведение при столкновении автомобиля регламентируются Правилом №42 ЕЭК ООН (в России — ГОСТ Р 41.42-99). Стандарты требуют, чтобы бампер частично поглощал энергию удара при столкновении, а также снижал вероятность травмирования ног пешеходов. Для соответствия этим требованиям бамперы (как передние, так и задние) современных легковых и многих коммерческих автомобилей имеют составную конструкцию. За демпфирование ударов в этой конструкции отвечают сразу два элемента — балка бампера и абсорбер. О балках бампера, которые помимо поглощения силы удара отвечают и за необходимую жесткость конструкции, рассказано в другой статье на сайте, здесь же речь идет об абсорберах.

Абсорбер бампера — отдельный компонент автомобильного бампера, на который возлагается одна ключевая функция: за счет деформаций демпфировать (поглощать энергию) удары при легких столкновениях с неподвижными препятствиями, пешеходами и другими автомобилями. Данный компонент является обязательным для многих автомобилей, но в силу особенностей своей конструкции они часто получают существенные повреждения и требуют замены. Для верной замены абсорбера необходимо разобраться в существующих типах этих деталей, их конструкции и особенностях.

Обратите внимание: не следует путать абсорберы и адсорберы — названия этих элементов созвучны, но имеют совершенно разное назначение. Абсорберами называются поглотители кинетической энергии, а адсорберами — гранулированные поглотители газов или паров, применяемые в топливных, пневматических и иных системах транспортных средств

Зачем нужен адсорбер?

Первая разработка автомобильного адсорбера появилась, как дополнительная система, которая повышала экологичность машины. Благодаря этому устройству и модернизации силового агрегата авто могло соответствовать экостандарту Евро2. Сама по себе данная система не нужна для лучшей работы мотора. Если правильно настроить впрыск бензина, выставить зажигание и оснастить автомобиль катализатором, то транспортное средство будет соответствовать более жестким экологическим нормам.

В карбюраторных моторах данная система не использовалась. По этой причине возле старой машины постоянно стоит запах бензина. Если транспорт хранится на улице, то это мало заметно. А вот уже в гараже рядом с таким авто долго находиться уже невозможно без признаков отравления парами бензина.

С появлением инжекторных ДВС адсорбер – неотъемлемый элемент любого автомобиля. Дело в том, что окружающую среду загрязняет не только удаление отработанных газов через выхлопную трубу. Пары бензина тоже попадают в воздух, и даже самый качественный мотор с современной системой очистки выхлопных газов без данной системы очистки паров, образующихся в бензобаке, не будет соответствовать высоким требованиям экологических протоколов.

С одной стороны, можно было бы закрыть бензобак герметично, и проблема решена – испарения не попадают в окружающую среду. Однако это не означало бы, что бензин прекратит испаряться. Как результат, в герметичном резервуаре (особенно в жаркий период года) будет повышаться давление. Для топливной системы этот процесс нежелателен. По этой причине в резервуаре обязательно должна быть вентиляция.

Получается замкнутый круг: бак нельзя закрывать герметично, чтобы испарения бензина не повышали в нем давление, но если обеспечить в нем вентиляцию, эти же пары неизбежно попадают в атмосферу. Как раз и назначение адсорбера в том, чтобы давление в баке поддерживалось на уровне атмосферного, но при этом окружающая среда не загрязнялась вредными испарениями.

Помимо беспокойств о чистоте окружающей среды автопроизводители повысили безопасность самих автомобилей. Дело в том, что когда машина хранится в гараже, без адсорбера воздух возле нее будет пропитан токсичными парами. Неизбежно этот воздух попадает и в салон транспортного средства. Даже при открытых окнах во время езды потребуется время, чтобы эти летучие вещества выветрились. Из-за этого водитель, а также все пассажиры частично вдыхают загрязненный воздух, и травятся.

Как проверить клапан адсорбера

Если после проверки оказалось, что адсорбер находится в более-менее работоспособном состоянии, то имеет смысл проверить его электромагнитный клапан продувки. Сразу стоит оговориться, что у некоторых машин, в силу их конструкции, некоторые действия будут отличаться, присутствовать или отсутствовать некоторые из них, однако в целом логика проверки всегда будет оставаться одинаковой. Итак, для проверки клапана адсорбера необходимо выполнить следующие действия:

Клапан адсорбера

Визуально проверить целостность резиновых шлангов, входящих в систему улавливания паров топлива, в частности, непосредственно подходящих к клапану. Они обязательно должны быть целыми и обеспечивать герметичность системы.
Отключить минусовую клемму с аккумуляторной батареи. Делается это для предотвращения ложного срабатывания диагностики системы и занесении в электронный блок управления сведений о соответствующих ошибках.
Снять поглотитель (обычно он находится в правой стороне двигателя, в районе установки элементов воздушной системы, в частности, воздушного фильтра).
Отключить электрическое питание самого клапана. Делается это путем снятия с него электрического разъема (так называемой «фишки»).
Отключить от клапана входной и выходной воздушные шланги.
С помощью насоса или медицинской «груши» необходимо попытаться вдуть воздух в систему через клапан (в отверстия для шлангов)

При этом важно обеспечить герметичность подачи воздуха. Для этого можно воспользоваться хомутами или плотной резиновой трубкой.
В случае, если с клапаном все в порядке, то он будет закрыт и воздух через продуть не удастся

В противном случае его механическая часть вышла из строя. Можно попытаться восстановить его, однако удается это далеко не всегда.
Необходимо от блока питания или аккумуляторной батареи с помощью проводов подать на контакты клапана электрический ток. В момент замыкания цепи вы должны услышать характерный щелчок, который сигнализирует о том, что клапан сработал и открылся. Если этого не произошло, то возможно вместо механической поломки имеет место электрическая, в частности, перегорела его электромагнитная катушка.
При подключенном к источнику электрического тока клапане необходимо попытаться вдуть в него воздух указанным выше способом. Если он исправен, а соответственно и открыт, то это должно получиться без проблем. Если же прокачать через воздух не получается, то клапан вышел из строя.
Далее нужно сбросить с клапана питание, при этом снова будет щелчок, сигнализирующий о том, что клапан закрылся. Если это произошло, значит, клапан рабочий.

Также клапан адсорбера можно проверить с помощью многофункционального мультиметра, переведенного режим омметра — прибора по измерению значения сопротивления изоляции электромагнитной обмотки клапана. Щупы прибора необходимо расположить на выводах катушки (местах, где к нему подключаются провода, идущие от электронного блока управления, существуют различные конструкторские решения), и проверить сопротивления изоляции между ними. У нормального, исправного, клапана это значение должно находиться приблизительно в пределах 10…30 Ом или незначительно отличаться от этого диапазона. Если значение сопротивления маленькое — значит, имеет место пробой электромагнитной катушки (короткое межвитковое замыкание). Если же значение сопротивления будет очень большое (исчисляемое в кило- и даже мегаомах), то имеет место разрыв электромагнитной катушки. И в том и в другом случае катушка, а значит, и клапан, будет непригодна для использования. Если она запаяна в корпус, то единственным выходом из ситуации будет полная замена клапана на новый.

Обратите внимание, что у некоторых автомобилей допускается высокое значение сопротивления изоляции на катушке клапана (в частности, до 10 кОм). Уточняйте эту информацию в мануале к вашему автомобилю.. Таким образом, чтобы знать, как проверить, исправен ли клапан адсорбера, необходимо его демонтировать, и проверить в гаражных условиях

Главное при этом знать, где находятся его электрические контакты, а также выполнить механическую ревизию устройства

Таким образом, чтобы знать, как проверить, исправен ли клапан адсорбера, необходимо его демонтировать, и проверить в гаражных условиях. Главное при этом знать, где находятся его электрические контакты, а также выполнить механическую ревизию устройства.

Полезное видео

Дополнительную информацию об устройстве адсорбера и вариантах его замены вы можете почерпнуть из видео ниже:

Специфическим вопросом является — как проверить работу клапана адсорбера? Это устройство присутствует на множестве новых автомобилей. Оно предназначено для поглощения лишних углеродных газов из бензобака автомобиля. Таким образом, этот механизм предотвращает выделение газов в атмосферу. Использовать устройство данного типа потребовалось после вступления новых ограничивающих стандартов Евро-3 и выше. При исправной работе, у авто низкий уровень в выхлопе загрязняющих газов, а также происходит хоть незначительное, но уменьшение расхода топлива. Однако, как и любое устройство, этот элемент двигателя тоже имеет свойство ломаться. Поломка может произойти, из-за засорения адсорбента внутри поглотителя, а также из-за непосредственного механического воздействия на корпус поглотителя. В любом случае начинаются проблемы при работе двигателя …

Клапан адсорбера

– по сути стоит на банке, у которой внутри находится активированный уголь, действительно установлена в бензобаке (или рядом, может в системе питания) и поглощает излишние пары бензина. Эта «банка» поглощает их, конденсирует и отправляет обратно в систему питания. Но для правильной и долгой работы его нужно вентилировать.

Устройство адсорбера

В современных устройствах, использующих принцип адсорбции, в качестве поглощающего вещества используются самые разные материалы, от активированного угля до природных минералов. В автоадсорбере на эту роль претендует именно активированный уголь – разновидность углеводородов с пористой внутренней структурой. Собственно говоря, поглотитель представляет собой пластиковую цилиндрическую ёмкость, которая располагается в моторном отсеке недалеко от силового агрегата. В некоторых моделях найти адсорбер можно возле топливного бака, но некоторые его части всё равно располагаются в подкапотном пространстве. Схематически поглотитель топливных паров состоит из следующих элементов:

  • гравитационного датчика;
  • сепаратора с аварийным клапаном;
  • собственно фильтра (как правило, это измельчённый активированный уголь);
  • электромагнитного продувочного клапана;
  • соединительных трубопроводов.

Сепаратор представляет собой конструкцию, предназначенную для сбора конденсированного бензина с целью его отправки обратно в топливный бак. Задача гравитационного датчика – отслеживать давление бензиновых паров внутри бака, и при необходимости сбрасывать его, чтобы уменьшить вероятность получения повреждений. Фильтровальный элемент – это достаточно большая ёмкость, нижняя часто которой содержит адсорбирующее вещество, функции которого – поглощать пары бензина/солярки с целью их конденсации и последующей сепарации. Отдельно следует упомянуть об аварийном клапане. В обычных ситуациях он бездействует, но в экстренных случаях, когда существует риск разлива горючего (например, при ДТП, если машина перевернулась), срабатывает, полностью блокируя топливную магистраль. Роль соединительных трубок вполне очевидна – связать воедино все узлы адсорбера. Что же касается электромагнитного клапана, то его назначение – управление режимами работы сепаратора, о том, как он работает, мы расскажем чуть позже.

Как работает система – принцип работы

Почему я заостряю внимание именно на электромагнитном клапане, да потому что он практически ключевой в этой системе. Для лучшего понимания выкладываю схему инжекторного автомобиля, а данном случае это ВАЗ 10 – го семейства

Для лучшего понимания выкладываю схему инжекторного автомобиля, а данном случае это ВАЗ 10 – го семейства.

Итак, пары топлива поднимаются вверх бака и останавливаются на сепараторе, который совмещен с датчиком гравитации (как я писал выше — он предотвращает вытекание топлива при авариях — опрокидываниях из бака). В нем они частично конденсируются и возвращаются обратно (в виде жидкого топлива).

Однако другая часть испарения, минует гравитационный клапан, проходят в адсорбер, где они собственно накапливаются

Накопление происходит при незапущенном двигателе! ЭТО ВАЖНО

После пуска двигателя, электромагнитный клапан, открывается – тем самым соединяет полость адсорбера (где находятся газы как бы в заключении) с впускным коллектором или дроссельным узлом (в различных машинах по-разному). НАЧИНАЕТСЯ ПРОЦЕСС ТАК НАЗЫВАЕМОЙ ПРОДУВКИ! Пары смешиваются с воздухом (с улицы), который подается через дроссельный узел, далее поступают во впускной коллектор и после в цилиндры двигателя, где они дожигаются с воздушно-топливной смесью.

Система очень простая, если понимать, как она работает.

Замена клапана продувки адсорбера (КПА) на Лада Гранта своими силами

Сегодняшняя статья будет посвящена системе улавливания топливных паров, а если точнее, то клапану продувки адсорбера. Вы узнаете, что такое клапан продувки адсорбера, для чего он предназначен, как понять, что клапан продувки вышел из строя, а также о том, как заменить КПА на Лада Гранта.

Немного теории…

Что такое клапан продувки адсорбера?

На самом деле тема довольно обширная и описывать принцип работы КПА, а также все тонкости системы вентиляции топливных паров, можно очень долго. Но так как основная идея моей сегодняшней статьи — это замена клапана продувки адсорбера своими руками, то теорию затрону лишь поверхностно.

В общем, по мере ужесточения экостандартов и требований международных ассоциаций к автопроизводителям, автомобили стали «обрастать» различными датчиками, контроллерами и целыми системами, главной задачей которых было — снизить уровень вредных выбросов в атмосферу. И если катализатор дожигает уже отработавшие газы и нейтрализует уровень вредного CO/CO2/CH/NO, то адсорбер борется с парами топлива.

Адсорбер, о котором я уже когда-то рассказывал, представляет собой небольшую коробку или резервуар, заполненный мелким углем, который впитывает пары топлива, тем самым выполняя две функции — вентиляция и нейтрализация вредных испарений. Работа адсорбера крайне важна во время остановки двигателя, именно после того как вы заглушили мотор адсорбер начинает впитывать и нейтрализовать все испарения, поступающие из топливного бака.

Когда вы запускаете мотор в работу включается клапан продувки адсорбера. Он обеспечивает вентиляцию топливных паров, которые отводятся из адсорбера и поступают во впускной коллектор, где дожигаются в процессе работы двигателя. Таким образом происходит «продувка» адсорбера, его вентиляция, а также нейтрализация вредных испарений путем их дожигания

Более подробно о том, что такое адсорбер, о принципе его работы, а также основных неисправностях читайте в этой статье, если вам интересно можете полюбопытствовать, а мы перейдем к более важной теме

Появляется ошибка Р0441— «Некорректный расход воздуха через клапан продувки адсорбера»;
Увеличивается расход топлива;
Ухудшается динамика;
Нестабильная работа двигателя на холостых.

Как проверить клапан продувки адсорбера Лада?

  1. Снимаем КПА и подаем на выводы питание 12 В на выводы. Рабочий клапан должен щелкать, если никаких звуков и щелчков клапан не издает, скорее всего, он вышел из строя или проще говоря заклинил.
  2. Второй способ проверки. Берем КПА и пробуем продуть его ртом, если продувается без проблем, то клапан не рабочий. Исправный клапан продувки без питания не получится продуть.

Замена клапана продувки адсорбера на Лада Гранта своими руками

В магазине покупаем новый КПА, а также два хомута маленьких и шланг подходящего диаметра, как правило подходит топливный шланг. Берем минимальный набор инструментов (отвертка, нож, пассатижи) и приступаем к работе, весь процесс отнимет у вас не более получаса времени.

  1. Первое, что необходимо сделать — снять воздушную гофру с корпуса воздухана, для этого берем отвертку и ослабляем хомуты. Снимаем патрубок и под всем этим хозяйством находим наш клапан.
  1. Отсоединяем крепление КПА и отключаем его питание, оно имеет колодку с фиксатором, на который нужно надавить. Затем отсоединим по очереди патрубки клапана адсорбера.
  2. Один шланг тот, что из «дубового» пластика, одетый на штуцер можно просто срезать, снимать его не пытайтесь, даже если все удастся, то на новом клапане она будет держаться неплотно. Тем более у нас все предусмотрено и подготовлен новый патрубок. Если сильно хочется можно использовать герметик и попытаться им загерметизировать соединение старого шланга.

Снимаем все быстросъемные соединения и перекручиваем их на новый шланг

Сами шланги и разъемы важно не перепутать, чтобы не нарушить работу системы вентиляции

Собираем все в обратном порядке и крепим патрубок воздуховода на место. Далее заводим мотор и убеждаемся, что проблема исчезла. Ошибку лучше предварительно стереть.

На этом буду заканчивать, как видите ничего сложного. Замена клапана продувки адсорбера производится ненамного сложнее, чем так же замена воздушного фильтра. Пробуйте и у вас все обязательно получится. Если статья была для вас полезной, поделитесь ссылкой на нее со своими близкими, для этого скопируйте ссылку для социальных сетей или воспользуйтесь специальными кнопками, расположенными ниже. Буду также признателен если оставите содержательный комментарий. Всем пока и до новых встреч на ВАЗ Ремонт.

Фото отсюда: https://www.drive2.ru/l/8677844/, https://www.drive2.ru/l/7641808/

Абсорбер – что это, предназначение

Автомобиль состоит из множества различных механизмов и устройств. А некоторые из них появились всего лишь пару десятилетий назад, к таковым относятся бортовой компьютер, GPS-навигатор и абсорбер. Именно об абсорбере мы и поговорим, разберемся что это за прибор, для чего он служит в автомобиле.

Абсорбер (от лат. absorbeo — поглощаю) – специальный прибор, основная функция которого – поглотить выхлопы и газы, а также разделение образовавшихся газовых смесей на составляющие компоненты. Если сказать очень просто, то абсорбер – система, позволяющая улавливать пары бензина и газов под капотом автомобиля с целью их последующей нейтрализации, то есть фильтр для углеводородов.

Главным рабочим элементом данной конструкции является абсорбент, в роли которого выступает либо уголь в виде крупных гранул, либо специальная жидкость.

Изначально абсорбер создавался как дань требованиям экостандарта ЕВРО-2, согласно которым нельзя, чтобы пары бензина загрязняли атмосферу, а также, чтобы они не попадали в салон машины. На старых машинах такой прибор не устанавливали.

Цилиндр абсорбера разделен на две части, обычно специальной металлической перегородкой, при этом верх испарителя прилегает к абсорбенту. Это позволяет абсорбенту свободно передвигаться по прибору и сохранять давление неизменным. Впрочем, и абсорбент за счет происходящих в приборе процессов конденсации, никуда не исчезает со временем, а сохраняется в первоначально существовавшем количестве.

На некоторых видах абсорбера установлены датчики давления, позволяющие проконтролировать давление паров бензина, и электромагнитные клапаны, дающие возможность менять режим улавливания паров.

Принцип работы

В абсорбере находятся генератор и конденсатор. Пары, оказавшись в цилиндре частично конденсируются. Попадая в испаритель хладагент проходит конденсатор, перемешивается с абсорбентом и попадает в генератор, где снова происходит разделение веществ.

Важно знать, что скапливаются испарения и при неработающем двигателе. Все очень просто работает, просто достаточно один раз увидеть своими глазами работу прибора, чтобы разобраться в принципе действия абсорбера

Все очень просто работает, просто достаточно один раз увидеть своими глазами работу прибора, чтобы разобраться в принципе действия абсорбера.

Чаще всего перебои с работой прибора начинают возникать, когда выходит из строя клапан абсорбера, а ведь его положение зависит от того работает или нет в данный момент двигатель. Последствия неработающего клапана абсорбера влекут серьезные проблемы с работой автомобиля в целом.

Признаки сбоев в работе клапана:

  • при прогретом двигателе возникает ощущение, что обороты плавают;
  • может глохнуть двигатель как будто топливо все вышло;
  • теряется до 15% мощности двигателя;
  • датчик топливного бака может отражать некорректную информацию, например, показать, что топлива нет, а через пару минут изменить показания на полный бак;
  • при заправке из бака доносится свист, будто воздух выходит;
  • тратится больше топлива.

Но не всегда именно клапан виноват в подобных проблемах, бывает, что такое происходит, когда сильно загрязнена внутренняя часть абсорбера. В таком случае его необходимо хорошо прочистить, чтобы пары газа могли свободно по нему циркулировать.

Среди несомненных преимуществ абсорбера стоит отметить:

  • экономию топлива, пусть не значительную, но все же на несколько километров его хватит;
  • уменьшение концентрации выхлопа.

Некоторые автовладельцы убирают из машины абсорбер, автомобиль от этого практически ничего не теряет, просто отработанные газы будут выходить сразу в атмосферу, а к баку будет поступать воздух напрямую, на холостом ходу двигатель будет лучше работать, да и под капотом будет больше свободного места. Но при этом возникают такие проблемы:

  • пары газа начнут поступать в салон, то есть будет присутствовать резкий запах бензина, и рядом с машиной будет ощущаться запах также;
  • происходит загрязнение окружающей среды углеводородами.

Что еще следует знать об абсорбере?

Если вы пользуетесь жидким абсорбентом, то он должен иметь неизменную консистенцию и быть химически устойчивым. Таких жидкостей может быть несколько. Это смесь аммиака и воды, либо вода и бромид лития. Несмотря на отличающиеся характеристики этих жидкостей, в работе они ведут себя одинаково, а выбор жидкости обычно зависит от того, какую разновидность рекомендует применять производитель данной марки автомобиля.

Типы, конструкция и особенности абсорберов бампера

В настоящее время наибольшее распространение получили абсорберы бамперов трех типов:

  • Цельные и составные пенопластовые;
  • Цельнолитые и составные пластмассовые;
  • Полые с гранулированным наполнителем.

Пенопластовый абсорбер бампера

Пластиковый абсорбер бампера

Самое широкое применение имеют пенопластовые детали, в которых сочетаются два положительных качества — высокая эффективность поглощения удара и достаточная прочность для работы без дополнительных элементов жесткости. С другой стороны, пенопластовые абсорберы со временем в результате появления микротрещин (из-за вибраций) могут получить серьезные повреждения даже при слабом столкновении, что является их недостатком. Наиболее часто поглотители энергии изготавливаются методом экструзии из пенополистирола средней плотности, для защиты от негативных воздействий окружающей среды деталь может окрашиваться. Благодаря высокой текучести пенопласта детали могут принимать сколько угодно сложные формы, что позволяет использовать их в бамперах любой конструкции. В бампер может помещаться как цельный абсорбер в виде сплошной балки, так и абсорбер из нескольких деталей, размещенных на балке бампера в центре и по бокам.

Не меньшее распространение имеют пластиковые абсорберы. Эти детали изготавливаются из различных видов пластмасс, для повышения демпфирующих качеств им придается ячеистая структура. Детали могут быть цельными и составными. Пластиковые абсорберы, в отличие от пенопластовых, при тех же свойствах имеют меньше габариты и лучше противостоят ударам, поэтому при слабых столкновениях остаются целыми и не требуют замены.

Полые абсорберы с внутренним гранулированным наполнителем — наиболее дорогой, а потому и наименее распространенный вариант, используемый на некоторых автомобилях высоких классов. Такой поглотитель энергии состоит из пластикового корпуса с внутренними полостями, в которых располагаются гранулы демпфирующего наполнителя — пластиковые или стеклянные шарики, и т.д. Благодаря наполнителю детали этого типа обладают наиболее высокими демпфирующими свойствами, однако сложность конструкции и дороговизна сводит к минимуму их преимущества.

Конструктивно все абсорберы похожи: это сплошные или составные балки (из двух или трех деталей), в которых предусмотрены монтажные и технологические отверстия, ребра жесткости и другие вспомогательные компоненты. Абсорбер монтируется на стальную балку бампера, он закрывается пластиковой накладкой, которая частично защищает внутренние детали от воздействия негативных факторов окружающей среды. Монтаж накладки выполняется с зазором, который позволяет пластику деформироваться при незначительном соприкосновении с препятствием, если бы накладка прямо контактировала с адсорбером, то обе детали получали бы повреждения при каждом ударе.

Принцип работы поглотителя энергии сводится к следующему: при столкновении автомобиля с препятствием или с другим автомобилем происходит деформирование накладки бампера, а затем и адсорбера; за счет своей малой жесткости абсорбер легко сминается и разрушается, в результате кинетическая энергия удара преобразуется в энергию деформаций, и, в конечном итоге, переходит в тепло. В результате энергия удара частично поглощается и рассеивается, что особенно заметно проявляется при столкновении с пешеходами, выливаясь в снижение вероятности травмирования ног.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector