Фильмы о дорожных приключениях: топ-20

«В дороге», 2012

Режиссёр: Уолтер Саллес 

Фильм бразильца Уолтера Саллеса — экранизация известной книги Джека Керуака «В дороге», написанной в 1951 году. Киноверсию автобиографического романа задумывали ещё в 1957 году, а главную роль должен был сыграть Марлон Брандо. Но по разным обстоятельствам, в том числе и потому, что долго не получалось написать хороший сценарий, экранизация откладывалась. Лишь в 2004 году Френсис Форд Коппола, который в своё время приобрёл права на экранизацию, увидел «Дневники мотоциклиста» Уолтера Саллеса и предложил ему взяться за работу над фильмом.

В основе романа «В дороге» Джека Керуака лежит путешествие молодого писателя Сала Парадайза (альтер эго Керуака) и его друга Дина Мориарти (прототип Нила Кессиди) по Америке и Мексике на рубеже 1950-х. Передвигаясь из Нью-Йорка — в Денвер, из Денвера — в Сан-Франциско и дальше, в Лос-Анджелес, Новый Орлеан, молодые люди встречают старых друзей (среди них есть прототипы Уильяма Берроуза и Аллена Гинзберга), женщин и новых знакомых, танцуют, напиваются, употребляют наркотики, спят с проститутками и несутся по пыльным и длинным дорогам на машине, открыв окна пошире.

Следуя знаменитым словам Керуака «дорога — это то, что доктор написал», режиссёр Уолтер Саллес добавляет в фильм солнечных дорожных пейзажей, страстных танцев (смотрите сцену с Кристен Стюарт, сыгравшую Мэрилу), литературу, секс и пыльные ботинки. Как и у Керуака, путешествие в фильме — повод рассказать о поколении битников в Америке, которое называли «символом революции американских нравов». Для Керуака дорогая была символом самой жизни, поэтому путешествие здесь — это и взросление, и поиск себя, и новые культурные повороты, на которых Америка оказалась в середине прошлого века.

Как путушествуют по свету и что видят военные репортёры и корреспонденты National Geographic — смотрите в нашей подборке инстаграмов фотожурналистов. 

«Дикая», 2014

Режиссёр: Жан-Марк Валле. Премьера — 9 апреля 2015 года.

В 2012 году в США вышла книга писательницы Шерил Стрэйд «Дикая. Опасное путешествие как способ обрести себя». В книге американка рассказывала о своей жизни: о смерти матери от рака лёгких, депрессии, своих изменах мужу и пристрастии к героину, но главное — о своём длительном пешем путешествии вдоль Pacific Crest Trail, маршруту по наиболее высоким участкам хребта Сьерра-Невада и Каскадных гор, в попытках преодолеть навалившиеся боль и пустоту. За несколько месяцев до публикации книги на родине права на её экранизацию выкупила Риз Уизерспун для компании Pacific Standard, а потом сыграла в картине главную героиню — Шерил Стрэйд.

«Ты ещё можешь вернуться», — говорит она себе после первого часа ходьбы под палящим солнцем с тяжеленным рюкзаком за плечами. Но с развитием фильма становится ясно, что опасный треккинг вдоль «Тихоокеанского хребта» становится для женщины попыткой вернуться к себе — «той, которой бы хотела видеть меня мама», пережить потерю близкого человека, расстаться с привязанностью к мужу, да и вообще «простить себя».

В кратком пересказе это, возможно, звучит как набор диагнозов из учебника по психологии, но в фильме режиссёр Валле с помощью флешбэков довольно подробно раскрывает каждый из условных «диагнозов». Для Риз Уизерспун роль Шерил Стрэйд — лучшая впервые за долгое время (актриса получала «Оскар» за работу в картине «Преступить черту» в 2006 году). Выйдя в «Дикой» далеко за рамки образа «блондинки в законе», актриса, возможно, впервые с такой силой и вдохновением показывает свой драматический талант. 

«В диких условиях», 2007

Режиссёр: Шон Пенн

Этот художественный фильм Шона Пенна, к которому успешный актёр подступался почти десять лет, основан на одноимённой книге Джона Кракауэра, в основу которой, в свою очередь, легла реальная драматическая история американского путешественника Кристофера МакКэндлесса. Родившийся в обеспеченной (хотя, как выясняется, не самой благополучной) семье, получивший высшее образование в университете Эмори по истории и антропологии, МакКэндлесс всегда тяготился ценностями материального мира, скептически относился ко многим благам цивилизации, званиям и регалиям.

Иногда в пути «бродяга» работал и ездил автостопом, принимал помощь других людей, иногда — охотился, сплавлялся на каноэ и жил без денег в настоящих «диких условиях». Его скитания действительно привели его в конечном итоге на Аляску, где он поселился в заброшенном автобусе, стал стрелять дичь и наслаждаться уединением. Рассказывать про эту историю дальше — значит разбрасываться спойлерами, поэтому если вы не видели картину, но заинтересовались — просто посмотрите.  

Работа Шона Пенна, который признавался, что прочёл книгу о «Супербродяге» за ночь, — это настоящее роуд-муви. Режиссёр пытается уловить то ощущение свободы, уединения, простоты и отрыва от цивилизации, которые так привлекали Кристофера МакКэндлесса, любившего Джека Лондона. У фильма хороший актёрский состав: «бродягу» играет Эмиль Хирш, который похудел для роли на 18 килограммов, хорошо выступают Кирстен Стюарт, Джена Мэлоун, Уильям Хёрт. А настоящее «дорожное путешествие» создают песни Эдди Веддера, фронтмена гранж-группы Pearl Jam (композиция «Guaranteed» в 2008 году даже победила на «Золотом глобусе» в номинации «лучшая песня»). Сегодня путешественники во всём мире закидывают песни Веддера себе в плейер или на телефон, совершают треккинги к «волшебному автобусу», где МакКэндлесс жил на Аляске. Но, кажется, что Шон Пенн не хотел только лишь передать романтический дух скитаний чувака с бородой и в клетчатой рубашке. «В диких условиях» — это серьёзное (и очень достойное) размышление о сложных вещах: семье, одиночестве, капитализме, свободе и счастье.

«Че Гевара: Дневники мотоциклиста», 2004

Режиссёр: Уолтер Саллес 

Наверное, немного кто знает, что знаменитый революционер и общественный деятель Эрнесто Че Гевара вместе с другом Альберто Гранадо в начале 1950-х путешествовал по странам Латинской Америки на мотоцикле и написал книгу «Дневник мотоциклиста. Заметки о путешествии по Латинской Америке».

Фильм Уолтера Саллеса, снятый по мотивам воспоминаний двух путешественников, — это роуд-муви, где знаменитый революционер (его играет Гаэль Гарсиа Берналь) предстаёт не как политический деятель, а просто как человек, со своей любовью к авантюрам, сомнениями и радостями. Притворяясь известными медиками, молодые латиноамериканцы иногда похожи здесь на неопытных туристов: неуклюже натягивают палатку, не могут договориться, кто сделает заплыв в озеро, чтобы достать подстреленную утку, попрошайничают, «разводят» чилийских девушек на вино.

Однако «Дневники» — это не только романтика пыльных дорог и тарахтящий мотор мотоцикла, но и лирическое «введение» к тому, что подтолкнуло Че Гевару стать идеологом кубинской революции. Вот он сидит с семейной парой коммунистов, у которых нет земли, и чувствует, что «такие люди близки мне», а вот он встречает чилийских старушек, которые не успели выучить грамоту, так как много работали, и не может отнестись к этому равнодушно

Встречи, случившиеся в путешествии двух друзей, приводят в итоге героя к важной для него мысли: «Да, жизнь сложная штука. Но мы должны бороться за каждый вдох и не сдаваться»

Картина получила множество наград: в 2005 Британская киноакадемия назвала «Дневники» «лучшим фильмом на иностранном языке», а песня Al Otro Lado Del Rio в этом же году стала «лучшей» на «Оскаре».

«Тропы», 2013

Режиссёр: Джон Кёрран

https://youtube.com/watch?v=uF8fIZMjx1I

«Современные скитальцы — это не те, кто чувствует себя везде, как дома, но те, для кого не существует понятия „дома“: где бы они не находились, они чувствуют себя „не дома“. Я одна из них», — так говорила писательница и путешественница из Австралии Роберт Дэвидсон, история которой легла в основу фильма «Тропы». В 1977 году Дэвидсон (в фильме её играет Миа Васиковски) вместе со своей собакой Диггити и четырьмя верблюдами преодолела 2 700 километров по пустыне, пройдя от Элис-Спрингс до побережья Индийского океана. Во время путешествия «верблюжатницу» навещал фотограф National Geographic Рик Смолан (его играет новая кинозвезда Адам Драйвер).

«Тропы» — это очень красивое кино, своеобразная киноверсия журнала National Geographic об Австралийской пустыне и её редких жителях. Песчаные пейзажи здесь сняты так, что невозможно не ощутить пыль и палящее солнце, колючесть и сухость низких кустарников и травы, боль обгоревших плеч и радость встречи с водой. Но «Тропы» — это ещё и важная история про путешествие-медитацию, путешествие-рефлексию, в котором цель вроде бы есть, а вроде бы и нет, а прошлое, настоящее и будущее для героини теряют в движущемся солнечном мареве чёткие очертания. Реальной остаётся только дорога, пара нагруженных верблюдов и собака.

На роль путешественницы в своё время претендовала Джулия Робертс, но, кажется, фильм только выиграл от того, что в нём появилась Миа Васиковска (Дэвидсон хотела, чтобы главную роль исполняла именно актриса из Австралии). Эмоциональная и очень яркая сама по себе Робертс могла превратить фильм в австралийский вариант «Ешь, молись, люби». Спокойная, как бы статичная и не эмоциональная Васиковска показывает Роберт Дэвидсон погружённой в себя, созерцательной, тихой и наслаждающейся одиночеством. Наверное, так и выглядит человек, который один скитается по пустыне. К слову, прекрасную актёрскую команду с Мией создаёт не Адам Драйвер, а плюющиеся, огромные лохматые верблюды «с характером» и собака Диггити. Но «Тропы», как и фильм «В диких условиях», — рассказывает не только о перемещении в пространстве, но и о более тонких вещах: например, разнице между одиночеством и уединением. 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector