Себестоимость бензина. разберем на примере 1 литра в россии и сша

Цены на бензин в разных странах

Надо сразу подчеркнуть: цена на бензин в той или иной стране отнюдь не является чем-то неизменным. Она колеблется от:

  • состояния экономики;
  • курса валют;
  • изменения в политической сфере;
  • сезона и т. п.

Поэтому речь идёт об усреднённых показателях, которые неизменно колеблются, это относится к развитым европейским странам или иным государств. Сегодня за литр бензина по средним показателям всех стран приходится платить 1.16 доллара. Однако это именно средний показатель, поскольку интегрированный из него диапазон цен в разных странах очень широкий.

АЗС в Европе

Здесь можно говорить о трёх типичных группах государств:

  1. Первую из них составляют страны с очень низкими ценами. Это Венесуэла, где за последние годы один литр бензина стоил примерно один американский цент (хотя последние бурные политические события здесь поколебали её лидерство в этом отношении).
  2. Примерно по 30-35 центов до последнего времени платили за литр бензина в Иране, Судане, Алжире и Кувейте. Следует заметить, что такая цена является низкой для нас, а вот для жителей этих стран с их мизерными, нередко нищенскими доходами, даже 30-50 центов являются немалой стоимостью.
  3. А вот богатые страны отличаются высшей стоимостью бензина. Если взять, к примеру, такие развитые государства, как Италия, Норвегия или Голландия, то в них каждый литр бензина обкладывается налогом выше 50%. Однако зажиточность большинства населения позволяет ему без проблем платить за автомобильное горючее именно такую высокую цену.

Если речь идёт о стоимости бензина, надо помнить и применять мудрую поговорку о том, что все постигается в сравнении!

Подсчет себестоимости 1 литра бензина

Если сложить общую стоимость по видам затрат получим следующее:

  1. Общая себестоимость = добычи + транспортировки + переработки + затраты на розницу. 9,5 % + 1,2 % + 6 % + 11 % = 27,7 %
  2. Совокупная прибыль = 23,3 %.
  3. Общий процент налогов = 49 %.

Стоимость бензина АИ-92 по Москве и Московской области находятся в пределах от 38,9 руб до 44,16 руб за 1 литр. Возьмем среднее значение — 41,53 рубля.

В рублевом выражении получаем:

  1. Себестоимость 41,53 руб * 27,7 % = 11,504 рубля.
  2. Прибыль 41,53 руб * 23,3 % = 9,677 рубля.
  3. Налоги 41,53 руб * 49 % = 20,35 рубля.

Себестоимость 1 литра бензина без учета налогов составляет:

41,53 – 20,35 = 21,18 рубля

В России нефть из месторождений извлекается максимально. Но ее цена не оказывает большого влияния на себестоимость бензина и окончательную цену для конечного покупателя. Поскольку себестоимость добычи в рублях составляет всего:

41,53 * 9,5 % = 3,95 рубля

За последние 20 лет цена на бензин выросла в среднем в 14 раз. В то же время росла и стоимость барреля нефти, которая регулируется рыночными отношениями. В моменты, когда стоимость нефти снижалась, цена бензина не падала, а иногда даже продолжала рост. Это регулируется ценообразованием, которое основано на цене рынка, даже для внутреннего потребителя продукта. Однако компании, занимающиеся нефтедобычей, нацелены на снижение затрат.

Добыча 1 барреля нефти, что составляет 158,987 литра, колеблется в пределах от 2-3$ до 20$ в трудноизвлекаемых единичных скважинах, по данным из открытых источников. На данный момент, цена доллара 63,9 рубля. Если предположить, что всего трудных скважин до 20 % от общего количества разрабатываемых месторождений, то тогда себестоимость добычи составляет:

6,4$ * 63,9 руб = 408,96 рублей / 158,987 литров = 2,57 рубля

В итоге получается, что себестоимость сырой нефти от 2,57 до 3,95 рубля. Бензин для внутреннего потребителя продается в 16-20 раз выше, чем себестоимость черного золота.

В большинстве стран, добывающих нефть, стоимость бензина для внутреннего потребления немного ниже, чем для мирового рынка. Примером может служить Саудовская Аравия, Венесуэла или Иран.

Теперешнее устройство системы ценообразования

Себестоимость бензина включает в себя, как и прежде, налог. Нефтеперерабатывающие компании его уплачивают дважды. Сначала нужно заплатить за каждую тонну сырья по фиксированной ставке налога на добычу полезных ископаемых. Дальше подавляющее большинство компаний экспортируют нефть в страны Европы. Поэтому они платят еще и экспортную пошлину. При транспортировке нефти она составляет 30%.

Продавать сырье в страны Европы выгодно, так как здесь готовы платить больше, чем потребители на внутреннем рынке. В России продается ровно столько топлива, сколько нужно, чтобы обеспечить минимальную потребность в этом продукте. Неизменно в приоритете остается внешний рынок. Причем сюда экспортируют как нефть, так и готовое топливо. Стоимость бензина, который поставляется в Европу, составляет 7-9 тыс. руб. На внутреннем рынке цена меньше.

Стоит отметить, что порой рост цен формируется в силу естественных причин. Например, при снижении поставок топлива на внутренний рынок возникает его дефицит. Это дает право продавцам повышать стоимость.

Микропластик засоряет Антарктику

На фото: частицы микропластика, собранные в Антарктике

Уровень частиц микропластика, накапливающихся в Антарктике, намного выше, чем ожидалось, предупреждает команда экспертов.

Антарктический континент считается относительно нетронутым и свободным от загрязнения по сравнению с другими регионами. Однако новые данные ученых из Университета Халла и Британской антарктической службы (BAS) показали, что зарегистрированные уровни микропластика в пять раз выше, чем можно было бы ожидать по данным местных источников, таких как исследовательские станции и суда.

Микропластик представляет собой частицы диаметром менее 5 мм, которые присутствуют во многих бытовых предметах, таких как зубная паста, шампунь, гели для душа и одежда. Также они могут быть результатом разрушения пластиковых обломков в океане.

Новое исследование указывает на большую вероятность проникновения пластика из-за границ региона через Антарктическое циркумполярное течение, исторически считавшееся почти непроходимым.

«Антарктида считается изолированной, нетронутой пустыней. Ее экосистема очень хрупка и подвержена риску из-за загрязнения: киты, тюлени и пингвины потребляют криль и другой зоопланктон в качестве основного компонента их рациона. Наши исследования подчеркивают необходимость скоординированных усилий по мониторингу и оценке уровня микропластика вокруг Антарктического континента и Южного океана», — отмечает ведущий автор работы доктор Кэтрин Уоллер, эксперт по экологии и морской биологии из Университета Халла.

Южный океан занимает около 8,5 миллионов квадратных миль и составляет 5,4 % Мирового океана. Регион подвергается все большей угрозе из-за рыболовного промысла, загрязнения и проникновения инвазивных видов, в то время как изменение климата ведет к повышению температуры моря и окислению океана. Теперь к этому списку добавились пластиковые отходы.

Микропластик попадает в океаны через сточные воды и в результате разрушения пластикового мусора. Он накапливается в поверхностных и глубоких океанских водах и в глубоководных отложениях. Тесты показали, что одна рубашка из полиэстера и флиса может терять более 1900 волокон за стирку, в то время как около половины выброшенной пластмассы плавает в морской воде и может подвергаться распаду и разрушению ультрафиолетом. Более половины исследовательских станций в Антарктиде не имеют систем очистки сточных вод, сообщает исследование.

По оценкам, до 500 кг частиц микропластика из продуктов личной гигиены и до 25,5 млрд волокон одежды поступают в Южный океан за десятилетие в результате туризма, рыболовства и научно-исследовательских работ. Хотя это не очень значительно в масштабах Южного океана, исследователи говорят, что это может быть значительным в локальном масштабе.

«Наше понимание источников и судьбы пластмасс в этих водах в лучшем случае ограничено. Учитывая небольшое количество людей, присутствующих в Антарктиде, прямой ввод микропластика из сточных вод, вероятно, будет ниже обнаруживаемых пределов в масштабе Южного океана. Тем не менее распад более крупных фрагментов пластика и проникновение мусора в Южный океан через полярный фронт могут быть основными факторами высокого уровня микропластика, зарегистрированного на некоторых участках открытого океана», — пояснил соавтор доктор Хав Гриффитс.

По словам ученых, их работа представляет собой первый шаг к признанию присутствия микропластика в Антарктике и призывает к международным усилиям по наблюдению за ситуацией, пока она находится на самых ранних стадиях.

Исследование опубликовано в журнале Science of the Total Environment.

Страны с самым дешевым и дорогим бензином в 2018

Август 1st, 2018 admin

Аналитики из Bloomberg выяснили, в каких странах самый дешевый и дорогой бензин. Самый дешевый бензин оказался в нефтедобывающих странах. Венесуэла оказалась на первом месте в рейтинге стран с самым дешевым бензином, а десятку лидеров замыкает Россия. В Венесуэле цена 1 литра бензина составила 0,01 $. В этой стране вода в супермаркете стоит дороже, чем бензин. Нефтедобывающие страны с низкими ценами на бензин входят в организацию ОПЕК, которая объединяет крупных экспортеров нефти. Дешевизна бензина в нефтедобывающих странах объясняется тем, что они являются крупнейшими производителями и экспортерами топлива. В тех странах, где цены на бензин высокие, в основном её импортируют либо переходят на альтернативные варианты. Как правило, самые высокие цены на бензин наблюдаются в развитых странах, которые переходят на альтернативные варианты, стремятся улучшить экологическую обстановку и снизить уровень выбросов в атмосферу. Таким образом, во многих европейских странах, в том числе это относится к некоторым развитым странам Азии, наблюдается тренд на альтернативные варианты. Например, в странах Европы ежегодно растет количество автомобилей с электродвигателями.

Страны с самыми низкими ценами на бензин в 2018

Следом за Венесуэлой на втором месте общемирового рейтинга разместился Иран, где 1 литр бензина стоит 0,28 $. Замыкает тройку лидеров Кувейт. В этой стране средняя стоимость 1 литра бензина составила 0,35 $.

 Россия по соотношению доходов и доступности бензина расположена где-то по середине списка. На среднемесячную российскую зарплату можно приобрести 853 литра бензина. В Румынии, Болгарии и на Украине ситуацию хуже. В этих странах среднемесячной зарплаты хватает на менее 500 литров бензина. Наилучшая ситуация сложилась в Норвегии, Люксембурге и Австрии. Среднемесячной зарплаты в этих странах хватает на покупку более 2000 литров бензина.  В лидерах по росту цен на бензин оказались Россия, Бельгия и Норвегия. Среднегодовой рост на топливо в этих странах составляет от 8,8 до 12,1 %.

Позиция Список страна Средняя цена за 1 литр в долларах США
1 Венесуэла 0,01 $
2 Иран 0,28 $
3 Кувейт 0,35 $
4 Нигерия 0,41 $
5 Египет 0,43 $
6 Саудовская Аравия 0,54 $
7 Малайзия 0,54 $
8 Индонезия 0,67 $
9 Объединенные Арабские Эмираты 0,68 $
10 Россия 0,72 $

Страны с самыми высокими ценами на бензин в 2018

Гонконг возглавляет рейтинг стран с самыми высокими ценами на бензин. Средняя стоимость 1 литра составила 2,09 $ (около 130 рублей по курсу на 1 августа 2018 года). На втором месте Норвегия, где 1 литр бензина обойдется в 2,02 $ (126 рублей).  На третьем месте Нидерланды со средней стоимостью 1,93 $ за 1 литр. Чуть дешевле бензин оказался в Греции, Италии и Дании – в пределах 1,90-1,91 за 1 литр.

Позиция Список стран Средняя цена за 1 литр бензина
1 Гонконг 2,09 $
2 Норвегия 2,02 $
3 Нидерланды 1,93 $
4 Греция 1,91 $
5 Италия 1,91 $
6 Дания 1,90 $
7 Израиль 1,86 $
8 Португалия 1,83 $
9 Финляндия 1,79 $
10 Франция 1,78 $

Опубликовано в рубрике Аналитика, Новости и цены

Налоговый маневр

Рассматривая, как формируется себестоимость бензина, можно понять сложность ситуации, сложившейся в стране. Чтобы нормализовать ситуацию на внутреннем рынке, планируется провести так называемый налоговый маневр. В период с 2019 по 2024 гг. постепенно, в несколько этапов будут отменены пошлины на экспорт нефти. При этом будет повышаться НДПИ. Это позволит убрать такое негативное явление, как двойное налогообложение. Производители будут перечислять в бюджет единый сбор с добытого сырья.

Такой подход позволит получать единый налог, управляя входящими потоками. Те продукты, которые нефтяники транспортируют на внутренний рынок, будут субсидироваться. Постепенно процесс оптимизации в нефтяной отрасли был начат еще в 2015 году. В это время был увеличен НДПИ. Однако теперь требуется логически завершить преобразования, что и планируется сделать в ближайшие 5 лет.

Теперь для управления и распределения потоков в отрасли нефтепереработки станет «плавающий акциз». Он должен компенсировать разницу между экспортными и внутренними ценами. На сегодняшний момент разница между ними значительная. Она составляет около 8 тыс. руб. за тонну сырья.

Предложенная схема способна компенсировать разницу только в 3 тыс. руб. Предлагается компенсировать только до 1,5 тыс. руб. стоимости. Если такая же разница в ценах сохранится, производителям будет невыгодно поставлять продукцию на внутренний рынок.

Признание Гесса

Ключевым холокостовским документом является «признание» бывшего коменданта Освенцима Рудольфа Гесса от 5 апреля 1946 года, представленное обвинением США на главном Нюренбергском процессе.

Хотя оно все еще широко цитируется как несомненное доказательство того, что Освенцим являлся лагерем истребления, на самом же деле это заявление являлось ложным, полученным под пытками.

Спустя много лет после войны офицер английской военной разведки Бернард Кларк рассказал как он и пятеро других английских солдат пытали бывшего коменданта, добиваясь от него «признания». Сам Гесс объяснил свои мучения следующими словами: «Да, конечно, я подписал заявление, что я убил 2,5 миллиона евреев. Я точно так же мог сказать, что этих евреев было 5 миллионов. Существуют способы, с помощью которых можно получить любое признание, независимо от того, правдиво оно или нет.»

Даже историки, которые в целом принимают холокостовскую историю истребления, сегодня признают, что многие утверждения Гесса, данные им «под присягой», попросту ложь. По одной лишь этой причине ни один серьезный историк-ученый сегодня не утверждает, что в Освенциме погибло 2,5 или 3 миллиона человек.

Кроме того в «показаниях под присягой» Гесса утверждается, что евреи истреблялись газом летом 1941 года в трех других лагерях: Бельзек, Треблинка и Вользек. Лагерь «Вользек», упоминаемый Гессом, является совершенным вымыслом.

Никогда такого лагеря не существовало и его название теперь не упоминается в холокостовской литературе. Более того, те, кто верят в холокостовскую легенду, ныне уже утверждают, что умерщвление газами евреев началось в Освенциме, Треблинке и Бельзеке лишь в 1942 году.

Жилой сектор в бараке Аушвица. Фото: Bundesarchiv_Bild_146-2007-0078

Составляющие себестоимости

Как же рассчитывается себестоимость 1 литра бензина в России? Нужно рассмотреть эту процедуру в подробностях.

Итак, все знают, что бензин производится из нефти. Для этого применяется 2 метода:

  • прямая перегонка;
  • крекинг (каталитический или термический).

Чтобы добыть нефть, нужно найти ее месторождение, провести геологические разработки. Только после этого проводится бурение. Затем добытое полезное ископаемое транспортируется на завод, где производится переработка. Дальше готовый бензин транспортируют на заправки.

Компания, которая изготовила топливо, должна заплатить ряд налогов и акцизов. Это тоже влияет на себестоимость литра бензина. Чтобы вывести стоимость литра бензина, нужно указать всю цепочку издержек производства:

1 литр бензина = себестоимость геологической разведки + транспортировка + переработка + расходы на розничную продажу + налог на прибыль + акцизный сбор + НДС + НДПИ + совокупная прибыль.

О каждом пункте нужно сказать подробнее. Геологические разведывательные работы проводятся в нашей стране в северных регионах. Здесь на протяжении почти всего года холодно. Также в таких районах нет развитой инфраструктуры. Чтобы добывать здесь нефть, нужно транспортировать на дальнее расстояние оборудование, строить длинные нефтепроводы. Также транспортировку осуществляют при помощи танкеров, цистерн и т. д. В среднем, себестоимость разведки и добычи нефти составляет 9,5-10% цены литра готового продукта.

10

Школа — это подготовка к взрослой жизни. Но она не учит, ни как сохранить и увеличить доход, ни как получить его, ни, вообще, как зарабатывать. Я считаю, что главным предметом в школе мог бы стать предмет, на котором бы нас учили понимать друг друга

Ведь умение общаться — самое важное

Примерно 10 лет назад сэр Кен Робинсон, глава национальной комиссии по творчеству, образованию и экономике в правительственном комитете Великобритании выступая на ежегодной международной конференции TEDx сказал: «Нынешняя система образования в индустриальных странах была внедрена в жизнь еще в XIX веке. Она была заточена на потребности той эпохи, когда ручной труд составлял 80%». То есть тогда, когда экономика нуждалась в большой коробке с маленькими винтиками.

— Под занавес XX века, — заметил Робинсон, — на производстве было задействовано около 30% всех занятых в экономике трудовых резервов, а в начале XXI века — 12%.

То есть, время «когда вкалывают роботы, а не человек» неумолимо приближается.

В мире активно развиваются бизнесы, связанные с интеллектуальным трудом, разработкой программного обеспечения, развитием науки и технологий. Человеческий капитал дорожает, природный ресурс – дешевеет. Экономисты XIX века, например, британец Томас Мальтус, считали, что все будет наоборот. С бурным ростом населения, трудовые резервы будут дешеветь, а ресурсы (из-за их дефицита) – дорожать. Томас ошибся. Нам как никогда нужны гении, а не ресурсы. (Хотя, конечно, лучше и то, и другое).

Что же будет кушать программист или писатель? На этот вопрос относительно недавно ответил президент Израиля, Шимон Перес: «За 25 лет Израиль увеличил сельскохозяйственное производство в 17 раз. Сельское хозяйство – это на 95% наука и на 5% работа».

Где мы окажемся, и окажемся ли, зависит от того, сумеем ли наладить массовое производство гениев. А они плодятся только в свободной среде. За этот продукт цивилизации отвечает семья и школа.

Кстати, вы еще не забыли, что древнегреческое слово школа (scole) буквально переводится – досуг (место для бесед)?

Дети эллинов за школьными занятиями отдыхали, проводили свободное время, спорили о различных явлениях, проявлениях, науках. Слушали сведущих в том или ином деле мудрецов, соглашались или нет. Искали доводы, делали выводы, приводили аргументы и контраргументы. Иными словами, развлекались, как свободные люди.

Античный мир еще в дохристианскую эпоху дал своим современникам философию, драматические театры, высокую литературу, математику, астрономию, историю, поэзию, демократию и, в конечном итоге, сформировал новую цивилизацию постсредневековья – Ренессанс. Эпоха Возрождения — возрождение античного мира. Потому что школа — это не только «тонким перышком в тетрадь» или к «к четырем прибавить два». 

А вот ещё одна подборка: 10 материалов по тегу Школа, которые получили наибольший отклик у читателей:

Умные больше не нужны (видео)

Формула № 3 для расчета НМЦК на основе розничных или закупочных расценок

В этом случае используется такая формула цены и максимальное значение цены контракта:

где:

  • ЦК — цена контракта;
  • РСт — розничная стоимость бензина, то есть та, по которой заправочные станции продают топливо покупателю;
  • V — количество;
  • Ск — процент скидки, который определяется по результатам закупки.

Формула дополнительно учитывает:

  • средневзвешенные цены к аналогичному показателю отчетного периода по контракту (устанавливается в контракте);
  • индекс потребительских расценок;
  • предельный размер маржинальности АЗС;
  • потребность изменить розничные расценки в соответствии с динамикой изменения затрат на реализацию с учетом расценок, которые сформированы на соответствующем товарном рынке, и общие условия обращения товара на товарном рынке.

Если расценки на бензин устанавливаются в зависимости от закупочных расценок, устанавливается формула:

где:

  • ЦК — стоимость контракта;
  • ЗСт — закупочная стоимость, по которой производят нефтеперерабатывающие заводы и происходит реализация топлива крупными партиями АЗС, соответственно, они формируют рынок оптовых продаж;
  • V — количество бензина;
  • М — процент маржи АЗС по итогам закупки.

Вот пример формулы цены и максимальное значение цены контракта на бензин из ЕИС.

Из чего складывается реальная себестоимость бензина в России на 2018 год?

По сути, сама нефть лишь на одну треть влияет на ценообразование. Основными факторами являются акцизы и налоги. Посмотрим в процентном соотношении (использованы данные за май 2018 года):

  • 38,1% — налог на добычу полезных ископаемых;
  • 19,16% — акцизы на топливо;
  • 16,54% — НДС и другие налоги.

В сумме получается 73,8% от платы за бензин уходит государству. Оставшаяся часть распределяется между топливными компаниями. И сюда включены все расходы, связанные с добычей нефти, ее переработкой и доставкой, а также содержание заправочных станций. По цифрам заметно, что не все автозаправки себя окупают, есть даже случаи работы в убыток!

И в результате сами компании незначительно влияют на итоговые цены, можно даже сказать – косвенно. А вот основным фактором становится налог на добычу полезных ископаемых.

Следующим можно выделить перспективы экспорта. Это уже вопрос внутренней экономики, поскольку нефтегазовые компании являются основным источником бюджета. Описать происходящее можно так: когда падает спрос на нефтепродукты, правительство компенсирует недостающую сумму дохода за счет увеличения акцизов. Результатом таких действий становится повышение розничных цен на бензин.

Как ни парадоксально, но в случае увеличения спроса на нефть, стоимость опять-таки растет. Когда компаниям выгодно экспортировать нефть, тарифы начинают расти, а «товар» для внутреннего рынка сокращается.

Те же эксперты уверены, что уже этим летом рост прайса приостановится. Весенний «ценовой марафон» объясняется искусственным сдерживанием тарифа на время перед выборами президента. В этот период компании работали почти в убыток и когда выборы закончились, началось активное восполнение убытков. Летом планировалось стабилизировать ситуацию за счет уменьшения акцизов на топливо.

Переработка на НПЗ

Как вы поняли на нефтеперерабатывающих заводах (НПЗ), происходит трансформация сырой нефти до конечных продуктов. В первую очередь, это:

  • Бензин
  • Дизель
  • Керосин
  • Прочие химические объекты

Под прочими я понимаю, действительно множества химических объектов и соединений. Как следствия эти вещества применяются даже в легкой  промышленности, производят искусственные ткани и различные пластмассы.

Как я уже писал сверху, есть всего два процесса – это метод прямой перегонки, а также методы различных «крекингов».

Несмотря на сложность заводов – методов переработки, НПЗ закладывают в бензин всего – 6 % от стоимости литра.

Ученые не согласны с холокостной историей

К удивлению многих все больше и больше историков и инженеров подвергают сомнению общепризнанную историю Освенцима. Эти «ревизионистские» ученые не отрицают тот факт, что большое число евреев было депортировано в этот лагерь, или что многие умерли там, в особенности от сыпного тифа и других болезней. Вместе с тем убедительные свидетельства, которые они представляют, доказывают, что Освенцим не был истребительным центром и, что истории о массовых убийствах в «газовых камерах» являются мифом.

Предприятие IG-Farbenwerke Auschwitz. Сварщица украинка за работой.

Фото: Bundesarchiv Bild 146-2007-0075

Формула № 1 для расчета НМЦК «затратным методом»

Чтобы рассчитать НМЦК с помощью «затратного метода», используйте формулу цены контракта на бензин. Стоимость 1 литра бензина складывается из расходов на такие действия:

  • добыть (СДр);
  • транспортировать (ЗТ);
  • переработать (ЗП);
  • включить НДС (упрощенную систему налогообложения нельзя применять, т. к. товар является подакцизным и к ретейлу не относится (ст. 346.27 НК));
  • другие налоги (налог на прибыль) (ПрН);
  • включить акциз (А);
  • включить налог на доход от полезных ископаемых (НДПИ);
  • ретейл (РР);
  • совместная прибыль производителя и переработчика (СПр);
  • прибыль автозаправочной станции (ПрАЗС).

Следовательно, формула стоимости 1 литра бензина складывается из общей стоимости следующих затрат:

Такая структура учета затрат требует наличия детальной объективно-подтвержденной информации о стоимости каждого «пункта» издержек по ходу расчета. И если такая информация отсутствует или искажена (например, необоснованно включены другие расходы), это приводит к нецелесообразному расходованию денег госзаказчиком.

Обратим внимание, что когда применяются подобные формулы формирования стоимости единицы, считаем целесообразным учесть и ориентировочный объем топлива

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector