Газобаллонное оборудование (гбо): экономия денег, конец мотору или все же бахнет?
Содержание:
Списки лучших
Пора определиться с лучшими ГБО в категориях:
- бюджетная цена;
- лучшее качество;
- отечественный производитель.
Бюджетная цена
Lovato 一 представитель бюджетных ГБО для широкого спектра потребителей. В основном производитель выпускает комплект для карбюраторных четырехцилиндровых моторов до кита EASY FAST D.I. ExR 8 LPG, который работает на 8-цилиндровых моторах с непосредственным впрыском. Составные элементы ГБО можно приобрести от 500 рублей.
ГБО Lovato
ГБО AEB
Отечественный производитель
В нашей стране известен производитель ГБО 一 Alpha. Продукт ценится за применение инноваций. Качество не уступает европейскому. Альфа заслужила статус альтернативы дорогим зарубежным брендам. Оборудование можно найти от 6 тысяч рублей в зависимости от необходимых деталей.
ГБО Alpha
Топ альтернативных компаний
Alpha (Россия)
Популярный российский производитель, который изготавливает ГБО из компонентов только от лучших компаний. Электронная часть обладает рядом функциональных программ, они разрабатываются отечественными специалистами. Однако есть один недостаток в виде низкого качества отдельных элементов, что негативно отражается на эксплуатации. Как и у компании Digitronic качество продукта меняется от поставки к поставке, поэтому человек может купить либо хороший и надёжный варианты, либо нестабильный.
гбо Alpha
Достоинства:
- Популярный российский производитель;
- Хорошее российское программное обеспечение;
- Простая настройка;
- Ремонтопригодность.
Недостатки:
Zenit (Польша)
Популярная система, которая подойдет для установки на различные автомобили
Фирма уделяет внимание каждой мелочи, поэтому шанс получить подделку или брак минимальный. Производство осуществляется совместно с итальянской фирмой, что также положительно сказывается на качестве отдельных элементов
Электронный блок управления отличается простой настройкой и эффективностью.
Газобаллонное оборудование способно без проблем работать, как с современными автомобилями, так и со старыми моделями, что делает продукцию универсальной. Блок управления функционирует с различными многоточечными системами впрыска, что обеспечивает только надежную работу при использовании сжиженного газа.
гбо Zenit
Достоинства:
- Качественное изготовление;
- Хорошее производство;
- Удобство;
- Эффективность;
- Длительный срок службы.
Недостатки:
Tamona (Литва)
Все производство и выпуск газового оборудования для автомобиля осуществляется на собственном заводе, который располагается на территории страны. Поэтому производитель самостоятельно отслеживает качество выпускаемой продукции, что позволяет повысить надежность ГБО.
Каждое изделие собирается на автоматической линии и проходит многоуровневый контроль. Поэтому брак встречается редко. Полученные товары продаются в Европе, Азии и России. При этом качество везде одинаковое.
гбо Tamona
Достоинства:
- Собственный завод;
- Многоуровневый контроль;
- Надежность;
- Эффективная работа;
- Долговечность.
Недостатки:
Сравнение характеристик
Сравним известные бренды производителей ГБО в общей таблице.
Производитель | Не содержит | Безопасность | Особенности |
NOVOGAS | вредные примеси (свинец, сера) | штатная система питания подвергается минимальным переделкам, сохраняя 100% мощность | экономия, антидетонационная стойкость, отсутствие катализаторов разрушения металлов, диффузия, стабильность агрегатного состояния, скорость горения смеси, экология, безопасность |
BRC | вредные примеси | утечки газа менее пожароопасные, чем бензина | экономия, надежность и практичность ГБО, увеличение ресурса двигателя, улучшение работы свечей зажигания, сохранение мощности двигателя, увеличение запаса хода автомобиля, улучшение экологической обстановки, простота в эксплуатации, безопасность |
Prins | вредные примеси | гарантируется | составные детали изготавливаются в Японии и Голландии. Качество подтверждено европейскими сертификатами |
OMVL | вредные примеси | проведены испытания подтверждающие безопасность | экономия, используются пропан и метан, |
Digitronic | вредные примеси | регистрация оборудования на официальном сайте компании | подбор индивидуального решения к каждому клиенту |
Разновидности газового оборудования
Официальной классификации автомобильного газового оборудования нет. Однако для удобства покупателей большинство устройств делится по поколениям. Поэтому условно все модели можно разделить на 7 категорий.
Первое поколение
К первому поколению относят варианты, где сжиженное топливо переходит в газ непосредственно в редукторе. Кроме того, этот элемент предназначен для поддержания необходимого давления. Количество регулируется при помощи механического привода. Подобное изделие лучше всего подойдет для установки на карбюраторный двигатель. Редуктор может изготавливаться в двух видах: вакуумный или электронный. Никакого вспомогательного датчика, типа кислорода, здесь нет.
Второе поколение
Особенность ГБО второго поколения — в том, что они оснащаются только электронными редукторами. Поэтому необходимое количество смеси регулируется при помощи электронного устройства, управление осуществляется посредством специального контроллера. Последний элемент также выполняет другие функции, например, расчет выходных сигналов, последовательность импульсов датчика коленвала, положение дроссельной заслонки и т.п.
Третье поколение
К преимуществам вариантов третьего поколения принято относить раздельную подачу топлива в цилиндр. За эффективность этой операции отвечает дозатор-распределитель, который установлен в конструкции. Также одним из главных элементов являются механические форсунки. Они открываются при увеличении входного давления смеси.
Для управления используется специальный блок, а помогают ему в этом датчики ДПКВ, кислорода, МАР, положения дроссельной заслонки и подобные. Однако у такого варианта имеются недостатки, среди которых выделяются медленная коррекция параметров смеси при изменении информации, поступающих с вышеописанных датчиков.
Четвёртое поколение
Более современный вариант – 4 поколение. К преимуществам такого исполнения относят высокую точность дозировки. Такая характеристика достигается только благодаря использованию усовершенствованных электромагнитных форсунок, чаще всего они устанавливаются рядом с инжекторами бензина. Контроль осуществляется посредством стандартного ЭБУ, который напоминает штатную модель.
Особенность газового электронного блока управления в том, что он изменяет импульсы управления форсунками, а также применяет их для впрыска газовой смеси. Если сделать все неправильно, то никакого впрыскивания не произойдет, так как штатный блок обнаружит неисправность «обрыв форсунок». Чтобы этого не было, выходы подключаются к сопротивлениям.
Поколение 4+
В отличие от предыдущего экземпляра, здесь управление всеми форсунками осуществляется одновременно
Важно понимать, что подача бензина не прекращается, а только ограничивается. Топливная смесь поступает в соотношении 20% бензина и 80% газа
Благодаря такому решению обеспечивается хорошая работа двигателя на холостом ходу. Но самое главное то, что сохраняется работоспособность всех форсунок.
5 поколение
Преимущество этого варианта в том, что в главные цилиндры подается сжижений газ, при этом испарения нет. Чтобы работоспособность сохранялась, требуется устанавливать специальных электрический насос, благодаря ему и будет подаваться жидкое топливо в рампу. Единственное, о чем следует помнить, что из комплектующих подобного ГБО сложно сделать необмерзающие форсунки.
Однако со временем проблема полностью разрешилась. Поэтому теперь двигатель можно легко запускать без предварительного прогрева на бензине. В комплекте к большинству подобного оборудования идет блок ЭБУ, при этом он имеет все базовые прошивки, поэтому никаких проблем возникнуть не должно. Но у пятого поколения имеется ряд недостатков, среди которых принято выделять низкую надежность, а также высокую стоимость.
Шестое поколение
Важно понимать, что такое оборудование нельзя использовать со стандартным инжекторным мотором, потому что они комплектуются механическими регуляторами давления топливной смеси. Кроме того, здесь нет насоса высокого давления
В комплекте предусмотрен блок электрических клапанов, которые предотвращают подачу бензинового топлива.
Насос, который также присутствует в наборе, подает газ на стандартный ТНВД. Поэтому вся смесь попадает внутрь цилиндров посредством ординарных форсунок. Бензин здесь не используется, но его можно оставить, если газ закончится. Недостаток – высокая цена.
Кнопка переключения ГБО 4-го поколения
Для кнопок ГБО 4-го поколения промежуточная позиция целиком убрана. Данный переключатель имеет лишь два положения: для газа и для бензина.
Чтобы переключиться с бензина на газ, водитель может сделать это уже при движении, ничего не выжидая – было бы нужное количество бензина в бензобаке и газа в газобаллоне, только тогда система будет работать чётко. Для этого нужно нажать на кнопку. Лампочка бензина при этом светится, лампочка газа – замигает. Как только движок достигнет нужной температуры, а редуктор газа установит в газоподаче необходимое давление, газофорсунки откроются автоматически, а бензофорсунки – закроются. Это завершает переход с бензина на газ. На кнопке при этом погаснет индикатор бензина, а индикатор газа из мигающего режима перейдёт в режим постоянного свечения.
Электронный блок управления в системах ГБО 4-го поколения достаточно универсален – по сравнению с предыдущими системами более «старших» поколений. Однако отличающиеся друг от друга системы подачи газа в разных моделях имеют разный режим светового предупреждения о переходе с бензина на газ и обратно. Перейти между режимами можно свободно – пока вы ещё не тронулись с места, или уже в пути, это значения не имеет. В случае, когда мотор уже (или ещё) тёплый, желательно на газ переключаться минимум через несколько секунд после успешного запуска.
Когда вы переключаетесь с газа на бензин – при движении машины вместе с вами по дороге, нажмите на кнопку, чтобы перейти с газа на бензин. При нажатии кнопки бензофорсунки включаются, а гаофорсунки – перестают срабатывать. При этом индикация газа погаснет, а для бензина – засветится. Также вы можете перейти с газа обратно на бензин и во время стоянки – никаких ограничений на скорость здесь нет. Индикация режимов газа и бензина на разных моделях с ГБО 4-го поколения может оказаться разной: где-то это мигающие светодиоды, а где-то – непрерывно светящиеся.
Машина может перейти с бензина на газ, если первый закончился – а второго ещё предостаточно. Или наоборот. Все современные авто стараются подводить под автопереключение. Это позволяет быть не застигнутым врасплох окончанием топлива – кончилось одно, дожигайте другое, но посреди трассы, в сотнях километров от А(Г)ЗС в глуши вы вряд ли встанете.
Двигатель не может работать исключительно на газе, когда для газа не установлены специальные свечи, не переведена с 14 на 16 киловольт схема искроподжига. Если ЭБУ поддерживает аварийный запуск на газе, например, когда нет бензина или бензиноподача не работает – такое возможно, однако при этом машина запускается и работает исключительно на газе, как новейшие «КамАЗы», где соляровая подача топлива исключена самим заводом-изготовителем. ЭБУ в таком случае «прошит» изначально под режим «только газ», и это является, можно сказать, велением времени. Данные правила справедливы для всех систем ГБО. В зимнее время запуск на газе может не сработать, оттого режим «только газ» является вынужденным, экстренным. Перед включением стартера кнопку перехода с бензина на газ надо держать нажатой.
Кстати, с перегоревшим предохранителем, стоящим в системе ГБО, переход на газ и запуск от газа не осуществляется. При этом клапан газа закрывается, а клапан бензина открыт. Это позволяет перейти на бензин – и продолжить свою дорогу на сегодня.
Разновидности газового топлива
В зависимости от модели применяется один из двух популярных горючих:
- Сжатый природный газ, чаще всего для этих целей применяется метан. Преимущество такого решения в более низкой стоимости. Однако придется купить качественный баллон, который сможет без проблем выдерживать высокое давление. Его стенки должны быть максимально плотные.
- Вторая разновидность – смесь пропана и бутана. К достоинствам такого решения можно отнести низкое давление, поэтому человек сможет применять баллоны меньшей массы и низким требованиям к прочности. Кроме того, заправлять также легко, да и в использовании смесь безопаснее. Но стоимость у него выше, соответственно, окупаемость будет проходить дольше.
Можно ли поехать с ГБО за границу?
Вот где газобаллонное оборудование окупается быстро, так это в путешествиях на своем автомобиле по Европе. Там газ ощутимо дешевле бензина. Несколько туристических или деловых поездок в Европу полностью окупят установку оборудования.
В большинстве европейских стран газ стоит порядка 0,5–0,6 евро. (36–43 руб. по нынешнему курсу). Бензин в Европе намного дороже — в некоторых странах цена достигает 2 евро за литр.
В большинстве европейских стран газ стоит порядка 0,5–0,6 евро. (36–43 руб. по нынешнему курсу). Бензин в Европе намного дороже — в некоторых странах цена достигает 2 евро за литр.