Рейтинг лучших топливных баков на 2021 год
Содержание:
- Назначение топливного бака
- Конструкция современных баков для топлива
- Где располагается топливный бак – основные особенности
- Наполовину полон или пуст?
- Комплектации
- Удар кувалдой
- Как проверить остаток топлива
- Особенности расположения бака в автомобиле
- Правила заполнения бензобака
- Вентиляция
- Каким образом происходят перепады
Назначение топливного бака
Топливный бак – это герметичная емкость, в которой хранится взрывоопасная, легковоспламеняющаяся жидкость, сгорающая в цилиндрах автомобильного двигателя. Бак – часть автомобильной топливной системы. Нахождение в баке топлива безопасно, потому что он снабжен системой, предотвращающей утечку и выбросы паров в атмосферу.
Спортивные топливные баки напоминают приспособление для обезвреживания взрывных устройств или сейф. Толщина стен и конструкция его такова, что бак не разгерметизируется даже в случае серии переворотов
Главный критерий надежности топливного бака – полная безопасность содержимого. Для этого необходимо, прежде всего, подобрать материал, обладающий целым набором свойств. Чаще всего при изготовлении баков используют алюминий или сталь, реже – пластик. Из пластиков для штамповки баков подходит только полиэтилен высокой плотности, не чувствительный к воздействию агрессивных химических сред и устойчивый к механическим нагрузкам.
Стальные топливные баки
Стальные баки изготавливаются методом штамповки металлических листов и последующей сварки верхней и нижней частей. Для производства баков используется сталь высокой вязкости и сопротивления на разрыв. Даже если при ДТП удар пришелся непосредственно в стенку топливного бака, в большинстве случаев разрыва не происходит. За счет тягучести стали даже сильно деформированная емкость остается герметичной.
Пластиковые баки часто применяют в небольших автомобилях наподобие Daewoo Matiz, в кузове которых важно использовать каждый кубический сантиметр дефицитного пространства
Основной недостаток стальных баков – подверженность коррозии. Вероятность попадания воды внутрь бака достаточно велика – она проникает туда в виде конденсата или в смеси с топливом, и оседает в нижней части бака. Снаружи висящий под днищем бак подвергается бомбардировке песчинками, летящими из под колес. Впрочем, производители давно уже нашли выход из этой ситуации – баки окрашивают снаружи и изнутри краской, которая способна защитить даже корпус корабля, постоянно находящегося в морской воде.
Алюминиевые топливные баки
Штамповкой и сваркой делают баки из алюминия. Достоинство этого материала в том, что он не подвержен коррозии и обладает низким, по сравнению со сталью, весом. Недостаток – в том, что для сварки алюминия требуется специальное оборудование и навыки. Утечки в случае разрушения шва в алюминиевых баках случаются чаще. Еже один недостаток алюминиевого бака в том, что он способен выдерживать деформацию только один раз. При вторичной деформации в том же месте металл рвется. Следовательно, при повреждении в ДТП придется поменять бак в любом случае, даже если он не потерял герметичность: такова молекулярная структура этого металла. Кроме того, себестоимость алюминиевого бака выше, и это скажется на цене автомобиля. Поэтому алюминиевые баки обычно ставят лишь на дорогие автомобили высокого класса.
Пластиковые топливные баки
У пластиковых баков есть ряд преимуществ как перед алюминиевыми, так и перед стальными. Они не подвержены коррозии и имеют небольшой вес. Их не нужно сваривать в отличие от алюминиевых. Однако в них могут происходить микроутечки, так как пластик пропускает углеводород на молекулярном уровне. Это легко предотвратить: пластиковые баки часто делаю многослойными, и покрывают изнутри фтором. Пластмассовым бакам при формовке можно задать любой вид – и добиться, таким образом, минимальном использовании свободного пространства. Пластиковый бак применен, в частности, в автомобилях Daewoo Matiz поздних выпусков.
Находящийся в топливном баке насос не взрывается, хотя к нему подведены электрические провода. Свойство бензина таково, что он беспрепятственно пропускает электричество
Конструкция современных баков для топлива
Единой формы для топливного бака автомобиля не существует. Чтобы добиться максимального объема топливных баков без ущерба их компактности, им придают сложную геометрию, которая может различаться не только в зависимости от марки и модели автомобиля, но и от комплектации конкретной машины.
Основные узлы бензобака
Устройство топливного бака
Несмотря на различную форму, конструкция большинства современных бензобаков имеет общие детали:
- Заливная горловина – имеет выход на внешнюю часть кузова и предназначена для заливки топлива. Чаще всего располагается со стороны водителя (над задним крылом кузова). В большинстве автомобилей горловина имеет специальную герметичную винтовую крышку топливного бака, предотвращающую вытекание топлива и попадание пыли. Однако некоторые современные авто не имеют такой крышки. Она заменена системой Easy Fuel – небольшим люком с электрическим приводом, открывающим и запирающим бензобак.
- Корпус или стенки (непосредственно емкость).
- Патрубок забора топлива – оснащается фильтром для предотвращения попадания загрязнений. На современных легковых автомобилях эту функцию выполняет модуль погружного . Он оснащается дополнительным съемным фильтром (сеткой).
- Сливное отверстие (в обычном положении закрыто пробкой) – используется при необходимости экстренно слить топливо.
- Датчик уровня топлива с поплавком – предназначен для измерения количества топлива.
- Вентиляционная трубка.
Устройство и принцип работы системы вентиляции
Особое внимание при рассмотрении конструктивных особенностей и устройства автомобильного топливного бака следует уделить системе вентиляции. Она позволяет решить сразу несколько важных задач:
- Удаление излишков воздуха, попадающего внутрь при заправке топлива.
- Поддержание давления внутри емкости на уровне атмосферного, что необходимо для нормальной работы в целом. Поскольку резервуар максимально герметичен, в ходе отработки топлива создается разрежение, которое может привести к деформации и разрыву корпуса.
- Охлаждение бака и поддержание безопасной температуры.
Вентиляционный клапан топливного бака
Современные авто, как правило, оснащаются закрытыми системами вентиляции. Такая конструкция не имеет непосредственного выхода из топливного бака в атмосферу и оснащена целым рядом приспособлений, предназначенных для впуска воздуха и извлечения паров. Впуск воздуха осуществляется при помощи обратного клапана вентиляции топливного бака. Как только разряжение нарастает, под действием внутреннего давления пружина клапана отжимается и внутрь попадает воздух. Это происходит до тех пор, пока внутри резервуара не установится атмосферное давление.
Для удаления паров топлива из бака предусмотрен вентиляционный трубопровод (паропровод), по которому испарения попадают в адсорбер. В нем они конденсируются и скапливаются. Когда адсорбер заполняется, запускается система продувки, подающая сконденсированное топливо во впускной коллектор для последующей отработки.
Срок службы топливного бака во многом зависит от условий эксплуатации и качества топлива. Как и любой узел автомобиля, он требует соответствующего сервисного обслуживания. В первую очередь, сюда относится промывка бака и устранение загрязнений. При проведении промывки не стоит применять специальные присадки для чистки, которые могут негативно воздействовать на основные элементы топливной системы, а в отдельных случаях привести к разрушению и разгерметизации корпуса.
Где располагается топливный бак – основные особенности
В подавляющем большинстве современных автомобилей топливный бак располагается между задними колесами в районе балки задней подвески. На подъемники или в смотровое яме найти его не будет сложно. Во многих современных моделях бак прикрыт специальным защитным материалом, чтобы избежать его повреждения при проезде дорожных неровностей. Снизу это устройство представляет собой довольно простой плоский поддон, никаких сервисных действий в установленном состоянии с нижней части машины произвести не получится.
Важные особенности расположения бака в автомобилях:
- расположение в задней части автомобиля, вдалеке от двигателя, было продумано с точки зрения пожарной безопасности, так как при ДТП бак находится достаточно далеко от возможных источников возгорания;
- также от бака по всей нижней части кузова проложены топливные магистрали вместе с фильтром топлива, эти трубки также всегда должны быть герметичными, так как топливо в них находится под давлением;
- крепится устройство к кузову на достаточно большом количестве болтов, так как вес бака вместе с топливом достаточно большой, производитель заботится о том, чтобы деталь не отпала и не повредилась на неровной дороге;
- место расположения не должно быть самой низкой точкой – если вы видите, что нижняя часть бака является самой низкой точкой днища автомобиля, возможны какие-то проблемы с креплениями и типом установки бака;
- монтаж у каждого производителя имеет определенные особенности, далеко не всегда снять бак будет просто, иногда для выполнения этой задачи потребуется особый инструмент.
В грузовых и коммерческих автомобилях расположение топливного бака может быть совершенно иным. Прежде чем приниматься за любые ремонтные работы, следует изучить особенности расположения и закрепления топливного бака на вашем авто. Это поможет вам намного проще и удобнее выполнить разборку и не тратить время на поиски скрытого или хитрого крепежа. Лучше также консультироваться со специалистами или просматривать руководство на видео, чтобы точно не наделать ошибок в процессе снятия и обслуживания бака.
Наполовину полон или пуст?
Размещение бака – сложная задача для инженеров. Ведь приходится учитывать нагрузку на автомобиль, которая при заправке под пробку может прийтись на один борт. Приходится каким-то образом делить бак, превращая его по форме в своеобразную бабочку. Ну или располагать так, чтобы даже при полной заправке другие устройства компенсировали нагрузку на один из бортов. При выборе расположения бака учитывается также опасность его повреждения при столкновении.
Емкость бака – величина условная, заполнить его до упора невозможно, в нем останется немного воздуха. При кренах автомобиля топливо может переливаться от борта к борту, а это чревато опасной ситуацией. Все мы знаем из теоретического курса автошколы, какая из автоцистерн более склонна к опрокидыванию: заполненная доверху или наполовину пустая. Значительная масса топлива, перемещаясь внутри бака, тоже может нарушить равновесие машины. Как с этим борются? Внутри бака делают перегородки, препятствующие переливу, – их размеры и расположение тщательно просчитываются.
Любой бак снабжен системой вентиляции. В жару топливо имеет свойство испаряться, причем повышенное давление паров может даже разорвать бак. А при выработке бензина или солярки давление в емкости падает – она может сплющиться. Система вентиляции не только предотвращает это, но и улавливает пары топлива, не позволяя им выделяться в атмосферу. Специальный клапан не допускает разлива топлива при опрокидывании автомобиля или его сильном крене.
В современные баки, как правило, встраивается и модуль электрического топливного насоса
Важно помнить: насосы для современных систем питания автомобилей не любят работать «на сухую», от этого они быстро выходят из строя. Поэтому не допускайте полной выработки топлива, старайтесь заправляться, едва загорится лампочка резерва, ведь топливный насос стоит недешево, да еще расходы на его замену..
Комплектации
Модельный ряд автомобилей Тойота Филдер представлен несколькими комплектациями: базовой, которая обозначается буквой «X», и более комфортабельным вариантом — «S». Водителей, предпочитающих более агрессивную манеру езды, также не оставили без внимания. Для них была разработана спортивная Fielder Aerotourer, на кузов которой был установлен дополнительный аэродинамический обвес, а салон укомплектован специально разработанными спортивными сидениями.
В оснащение базовой комплектации входят:
- гидроусилитель руля;
- складывающие при парковке автомобиля боковые зеркала;
- кондиционер с функцией фильтрации воздуха;
- система, автоматически отключающая освещение салона.
В более дорогих комплектациях были предусмотрены подогрев сидений, двухзонная система климат-контроля, способная улавливать пыльцу растений, мультимедийная система с ЖК-монитором, боковые подушки безопасности и другие дополнительные функции.
Модификация | 1.5X |
Период выпуска | 10.2009 — 4.2010 |
Кузов | DBA-NZE141G |
Габаритные размеры (ДхШхВ), мм | 4420x1695x1480 |
Размеры салона (ДхШхВ), мм | 1950x1440x1205 |
Колесная база, мм | 2600 |
Тип кузова | Универсал |
Колея передних/задних колес, мм | 1480/1465 |
Количество дверей | 5 |
Количество мест | 5 |
Снаряженная масса, кг | 1200 |
Средства безопасности | |
Подушка безопасности водителя | стандарт |
Подушка безопасности переднего пассажира | стандарт |
Боковые подушки безопасности | опция |
ABS | стандарт |
TRC | нет |
Ремни с преднатяжителями | стандарт |
Ремни с ограничителями усилий | стандарт |
Ремни с трехточечным креплением | стандарт |
Механизм фиксации детских сидений | стандарт |
Брусья безопасности в дверях | нет |
Brake Assist | стандарт |
Конструкция кузова, предусматривающая поглощение и рассеивание энергии удара | 採用 |
EBD | стандарт |
Противоугонная система | нет |
Дополнительное оборудование | отсутствуют |
Комфорт | |
Кондиционер | ручной |
Электростеклоподъемники | стандарт |
Центральный замок | стандарт |
Телескопическая регулировка руля | стандарт |
Вертикальная регулировка руля | стандарт |
Круиз-контроль | нет |
Отделка рулевого колеса кожей | нет |
Отделка сидений кожей | нет |
Электропривод регулировки передних сидений | нет |
Электропривод регулировки задних сидений | нет |
Отделка передней панели деревом | нет |
Люк | нет |
Складывающаяся спинка заднего сидения | разделенные |
Стекла с УФ-фильтром | стандарт |
Тонированные стекла | опция |
Легкосплавные диски | нет опции |
Двигатель | |
Модель двигателя | 1NZ-FE |
Максимальная мощность, л.с. (кВт) при об./мин. | 110(81)/6000 |
Мощность двигателя, л.с. | 110 |
Максимальный крутящий момент, кг*м(Н*м) при об./мин. | 14.3(140)/4400 |
Тип двигателя | DOHC четырехцилиндровый |
Объем двигателя | 1496 |
Диаметр поршня, мм x Ход поршня, мм | 75.0×84.7 |
Степень сжатия | 10.5 |
Нагнетатель | нет |
Система впрыска топлива | EFI (впрыск топлива с электронным управлением) |
Емкость топливного бака, л | 50 |
Тип топлива | Бензин Regular (АИ-92, АИ-95) |
Расход топлива в режиме 10/15, км/л | 18.6 |
Расход топлива в режиме JC08, км/л | 0.000 |
Норма по расходу топлива, км/л | 0.00 |
Рулевой механизм и подвеска | |
Рулевой механизм | Реечное с усилителем |
Передняя подвеска | подвеска МакФерсона пружинная |
Задняя подвеска | торсионная балка и пружина |
Передние тормоза | Дисковые, вентилируемые |
Задние тормоза | Барабанные |
Рекомендуемый размер передних шин | 195/65R15 91S |
Рекомендуемый размер задних шин | 195/65R15 91S |
Минимальный радиус разворота, м | 5.1 |
Коробка передач | |
Привод | FF |
Число ступеней/тип | CVT |
LSD | нет |
Наружное оборудование | |
Передние противотуманные фары | нет |
Задние противотуманные фары | нет |
Ксеноновые фары | нет |
Дополнительные передние фары | нет |
Передний спойлер | нет |
Задний спойлер | нет |
Задний дворник | стандарт |
Навигация, аудио и видео | |
Навигация | нет |
Навигационное устройство | нет |
Аудиосистема | нет |
CD-проигрыватель | нет |
- 8 914-323-60-47
- kimura-vladivostok
- Политика конфиденциальности
Для получения доступа к текущим предложениям на аукционах необходимо войти в систему. После входа в систему откроется возможность просмотра автомобилей, выставленных на торги. Конечная стоимость авто заранее не указана и станет известна только в день проведения аукциона по результатам проведенных торгов.
Источник статьи: http://igor-somov.ru/otzyvy/obem-baka-korolla-120.html
Удар кувалдой
Топливные баки изготавливаются из стали, алюминия или специального пластика (полиэтилена). Насколько прочен пластик? Об этом я узнал из рассказа сотрудника завода УАЗ. Когда для «Патриота» разработали единый 68-литровый бак вместо двух 36-литровых, располагавшихся по бортам, в качестве материала был предложен многослойный пластик. Комиссия, принимавшая образец, усомнилась в его прочности. Одному из ее представителей была предложена кувалда: мол, ударьте изо всех сил и посмотрите, что будет. Тот ударил — и кувалда отскочила, едва не травмировав его. Бак же остался невредим.
Почему мы так ратуем за прочность бака? Верно, опасаемся взрыва топлива в случае его повреждения. Но опасен не столько взрыв, сколько разлив того же бензина и большая площадь горения, ведь горит не бензин, а его пары. К тому же их очень трудно потушить. То же относится и к солярке: ее пары вспыхивают не так охотно, как бензиновые, но потушить разлившееся дизтопливо еще сложнее.
Каким бортом подъезжать к колонке на заправке? Заливная горловина может быть расположена как справа, так и слева, на это указывает маленькая стрелочка у символа бензоколонки на панели приборов (хотя иногда ее и нет). Автомобили, у которых горловина бака слева, я для себя именую профессиональными, остальные рассчитаны на белоручек и услуги заправщика.
Не забывайте закрывать крышку горловины и запирать лючок. Случаи слива топлива злоумышленниками по-прежнему нередки. Хотя порой бак настолько хитро устроен, что откачать топливо проблематично. Так и товарища в трудной ситуации не выручишь.
Заправочные «пистолеты» дизельных колонок имеют разный размер. Большие рассчитаны на горловины баков тяжелых грузовиков. Подобный диаметр могут иметь горловины и некоторых пикапов, тогда заправка под пробку на грузовой колонке будет длиться считаные секунды, что удобно холодной зимой. А у коммерческих фургонов, наоборот, встречаются «легковые» горловины — такой вот парадокс.
Интересный факт можно сообщить о таких емкостях для топлива, как цистерны аэродромных заправщиков. На них есть особое устройство, называемое Dead Man`s Switch. При заполнении цистерны на нефтебазе водитель или мастер обязан раз в несколько минут вручную прерывать подачу топлива, затем запуская ее снова. Это сделано для того, чтобы система «понимала»: заполнение идет под контролем человека, он жив, с ним все в порядке. Если не прервать заливку вовремя, она будет отключена автоматикой.
Для хранения топлива, подаваемого в двигатель, в конструкции каждого автомобиля предусмотрен специальный резервуар — топливный бак. Он представляет собой герметичную емкость и, в зависимости от особенностей модели машины, может отличаться формой, материалом изготовления и объемом. В практике автомобилестроения топливный бак используется для жидких видов топлива (бензин, дизель) и газа.
Как проверить остаток топлива
Проверка остаточного объема в запасе фуры определяется максимально просто.
Для точного замера бака грузовой машины необходимо окунуть внутрь щуп (это может быть прут либо ветка) и измерить уровень. Полученный результат сравнивается с эталонным показателем таблицы, таким образом высчитывается остаток солярки.
Большой бак фуры вмещает свыше тонны дизеля. Этот запас необходим для совершения дальних перевозок грузов и облегчения поиска АЗС на магистральных трассах или глухих дорогах. В случае форс-мажора, можно воспользоваться услугами эвакуатора для фуры.
Детальная информация видна на видео:
Особенности расположения бака в автомобиле
Для каждой категории автомобилей разрабатываются оптимальные конфигурации топливных баков, а также выбирается наиболее рациональное месторасположение емкости в общей конструкции. Так, например, в легковых авто бак находится в задней части под сиденьем (перед задней осью), поскольку при столкновении эта зона является наиболее защищенной.
В грузовых автомобилях баки для топлива (один или несколько) чаще всего устанавливаются между передними и задними осями по бокам рамы. Это обусловлено тем, что для этой категории авто наиболее распространены аварии с лобовым столкновением. Если автомобиль был подвергнут «тюнингу», его топливный бак может быть перемещен в произвольное место, но в ряде случаев это может грозить владельцу штрафом.
Правила заполнения бензобака
О том, сколько литров осталось в баке Киа Рио, извещает стрелка показания уровня топлива на приборной консоли в автомобиле. Если она приближается к нулю, это свидетельствует о том, что нужно пополнить бак. В некоторых автомобилях об этом может уведомить бортовой компьютер. Он не только покажет, сколько литров бензина в баке Киа Рио 3, но и рассчитает расстояние, на которое его хватит. Если на панели приборов уже загорелась сигнальная лампочка, значит, уровень топлива критически низок. В этом случае нужно срочно найти автозаправочную станцию.
Если двигатель все-таки заглох, это может быть чревато перегревом бензонасоса инжекторного автомобиля и, как следствие, снижением его ресурса. Чтобы избежать порчи насоса и судорожной беготни в поисках бензина, рекомендуется всегда иметь в запасе около 10 литров и исключить езду «на лампочке».
Перед наполнением надо определить, какой бензин заливать.
После того как автовладелец подъехал к колонке АЗС со стороны расположения топливного бака, нужно заглушить мотор и открыть люк нажатием на рычажок или вручную. Открутить пробку и вставить в горловину пистолет с нужным бензином. Залить нужное количество бензина и аккуратно вытащить пистолет, чтобы все остатки со шланга попали в бак, а не на лакокрасочное покрытие авто.
При заправке автомобиля следует помнить несколько основных правил:
- Ни в коем случае не светить в бензобак зажигалкой.
- Не забыть вытащить заправочный пистолет и повесить его на место.
- Обязательно закрыть бак после заправки топливом.
Вентиляция
Одна из важных систем – вентиляция. Дело в том, что в баке нужно всегда поддерживать давление, равное атмосферному, и за это отвечает вентиляция. Современные машины оснащаются закрытой системой вентиляции бака, что предотвращает падение или рост давления внутри него. Если давление внутри емкости понизится, то она может деформироваться, а повышение давления вообще может разорвать бак на части. Учитывая, что внутри находится топливо, реализации эффективной системы вентиляции уделяют много внимания.
По теме: Можно ли сделать так, чтобы двигатель ГАЗ-53 прослужил дольше?
Когда топливо уходит из бака, то давление в нем падает, в результате чего возникает разрежение. Благодаря системе вентиляции этот эффект устраняется: предохранительный клапан запускает внутрь воздух. Данный клапан располагается у крышки горловины, и он может пропускать воздух только в одном направлении.
При заправке в бак попадает лишний воздух, из-за чего образуются пары бензина. Эти избытки вытесняются системой вентиляции по специальному трубопроводу. Также пары бензина могут образовываться и при повышенной температуре, что тоже влечет повышение давления. И только вентиляционная система спасает бак от полного его разрыва на кусочки.
Каким образом происходят перепады
Возможные варианты:
- повышение;
- понижение.
Оба процесса взаимосвязаны. Увеличение давления в контуре означает, что теплоносителю некуда деваться после того, как он увеличился в объёме. Одной из причин, не единственной, может быть неправильный расчет расширительного бака для отопления закрытого типа. Каким образом это происходит на практике? Возьмем, к примеру, контур, вмещающий сто литров теплоносителя:
- в системе находится сто литров холодной жидкости;
- включается котел и нагревает теплоноситель;
- вода расширяется и ее становится уже не сто, а приблизительно сто пять литров;
- лишняя жидкость должна куда-то деваться. Для этого в контуре установлен расширительный бачок;
- после того как теплоноситель остыл, его в контуре стало не хватать, так как часть вытиснилась в бачок. Соответственно, воду в трубы надо вернуть, что и происходит, если все хорошо.
Перепады давления
Если же объем расширительного бака для закрытой системы отопления меньше необходимого, то вся жидкость, которая не вместилась, будет выведена наружу. В контуре предусматриваются специальные клапаны, которые выбрасывают теплоноситель в том случае, если давление повышается до критического уровня. Такими клапанами оснащены и современные котлы. Это необходимое условие для безопасной эксплуатации отопления. Повышение давления может привести даже к взрыву. Представьте себе последствия, когда трубы просто разрывает и горячая вода летит во все стороны. Помимо того, что можно получить травму от удара, такое чрезвычайное происшествие грозит ожогами находящимся поблизости людям и животным.
В дальнейшем, после остывания, вода уменьшается в объёме. Жидкость из бака вытесняется обратно в трубы, но теплоносителя все равно не хватает. Это потому что выведенная вода наружу не вернулась, она ушла безвозвратно. В результате давление в контуре резко падает. Это приводит к следующим результатам:
- остановка котла. У нагревателей есть определенный порог минимального давления, при котором он может работать. Если это значение не выдерживается, он просто не может включиться, автоматика не позволяет это сделать;
- размораживание системы. Если остановка отопительного оборудования произошла зимой, а вы не дома, может произойти серьезная авария. Система замерзнет за несколько часов, в зависимости от уровня теплоизоляции вашего жилья;
- необходимость подпитки. Надо подлить недостающее количество воды в контур.
Это результаты грубых ошибок, допущенный при расчете расширительного бака для отопления, или если вы понадеялись на резервуар, встроенный в котел.
Бывает и так, что бак полностью заполняется, давление продолжает расти, но не доходит до критического уровня. Стрелка манометра балансирует на грани рабочего максимума контура, при этом все функционирует. Таких случаев не счесть. Люди очень часто задают вопросы по поводу таких вот перепадов. Конечно, такие процессы их волнуют, так как они не являются нормой. При таких повышениях контур работает в экстремальных условиях, что приводит к его скорейшему износу. Также такие процессы неблагоприятно влияют на котел, а он денег стоит и не малых.