Зил-131. армейский автомобиль зил-131

Содержание:

Особенности электрооборудования

На автомобиле использовалась традиционная для отечественного автопрома:

  1. Однопроводная схема, где роль второго провода выполняет металлический кузов автомобиля;
  2. Все электрооборудование рассчитано на напряжение 12 В;
  3. Стартер работает от напряжения 24 В (для этого устанавливается второй аккумулятор);
  4. Основные цепи защищены плавкими предохранителями;
  5. В качестве основы согласно унификации деталей использовалась электропроводка ЗИЛ 4331 – преемника ЗИЛ 130.

Заводская инструкция указывала каталожные индексы применяемых деталей

Особенности проводки кабины

Унаследовав от «больших» собратьев высокую кабину, конструкторами без особых изменений была задействована и внутрисалонная схема проводки ЗИЛ Бычок.

Это позволило:

  1. удешевить расходы на сборку;
  2. а для потребителей – предложена приемлемая цена на «развозной» городской грузовик.

Фото кабины, унифицированной со старшими моделями прошлых лет

Старая кабина унаследовала и некоторые «особенности» предшественника.

В связи с чем, эксплуатирующие данный автомобиль владельцы вынуждены были своими руками дорабатывать недочеты, а именно:

  1. мощности электрического насоса омывателя не хватало, поскольку вода вначале подавалась на правую щетку, затем на среднюю и только потом на щетку стеклоочистителя со стороны водителя;
  2. дополнительная врезка в капот двух распылителей решала проблему.

Панель приборов

Основные трудности в эксплуатации возникают в работе:

  1. замка зажигания;
  2. выключателя массы (расположен за аккумуляторным ящиком).

В панели приборов использовалась модернизированная проводка ЗИЛ 4331

Технические характеристики

Двигатель

Под капотом данного самосвала установлен V-образный восьмицилиндровый силовой агрегат марки ЗИЛ-508.10, имеющий карбюраторную топливную систему и жидкостное охлаждение.

Характеристики ЗИЛ-508.10:

  1. Рабочий объем – 5.97 л;
  2. Максимальная мощность – 150 л.с.;
  3. Диаметр цилиндра – 100 мм;
  4. Ход поршня – 95 мм;
  5. Степень сжатия в камере сгорания – 7.1;
  6. Наибольший крутящий момент – 402 Нм (при 1800-2000 об/мин);
  7. Охлаждение – жидкостное.

Этот двигатель отличается высокой надежностью и ремонтопригодностью. Если ранее грузовик работал в основном только на бензине, то в настоящее время большинство экземпляров оснащено газобаллонным оборудованием, что положительно сказывается на финансовых затратах. Помимо этого под капот нередко устанавливают другие двигатели. Наибольшим спросом в этом плане пользуется дизельный четырехцилиндровый силовой агрегат марки Д-245, максимальная мощность которого достигает отметки в 100 лошадиных сил.

ЗИЛ ЗИЛ 131 Схема электрооборудования автомобиля ЗИЛ-131Н и седельного

114-3733024 Реле электромагнита типа РС523 в сборе Поиск по номеру
130-3721062 Устройство контактное с крышкой в сборе Поиск по номеру
130-3722105 Предохранитель 6А Поиск по номеру
130-3722210 Предохранитель 7,5А Поиск по номеру
130Т-3704010-А Выключатель зажигания типа ВК350 в сборе Поиск по номеру
130Т-3708110-А Реле включения стартера типа РС502 в сборе Поиск по номеру
130Т-3709010 Переключатель света центральный типа П44-А в сборе Поиск по номеру
130Т-3709060-20 Переключатель указателей поворота типа П105А-01 Поиск по номеру
130Т-3714010-Б Плафон кабины типа ПК201 в сборе Поиск по номеру
130Т-3715010-А1 Лампа переносная типа ПЛТ67-А в сборе Поиск по номеру
130Т-3715060-А Лампа подкапотная типа ПД308-А в сборе Поиск по номеру
130Т-3721020-02 Сигнал звуковой типа С311-01 в сборе Поиск по номеру
130Т-3723043 Панель соединительная четырехконтактная типа ПС2-А2 в сборе Поиск по номеру
130Т-3726038 Фонарь сигнальный типа УП101 в сборе Поиск по номеру
130Т-3730010 Электродвигатель отопителя типа 192.3730 в сборе (35 Вт) Поиск по номеру
130Т-3730166 Сопротивление электродвигателя дополнительное типа СЭ300 в сборе Поиск по номеру
130Т-3803021 Контрольная лампа типа ПД20-Е Поиск по номеру
130Т-3806040-01 Датчик указателя уровня топлива типа БМ117-Д-Т в сборе Поиск по номеру
130Т-3808012 Датчик указателя температуры воды типа ТМ-100-В в сборе Поиск по номеру
130Т-3808014 Датчик лампы перегрева воды в радиаторе типа ТМ-102 в сборе Поиск по номеру
131-3702010-11 Реле-регулятор типа РР132А в сборе Поиск по номеру
131-3703010-А Аккумуляторная батарея типа 6СТ-90ЭМ (с электролитом) в сборе Поиск по номеру
131-3703140 Выключатель массы аккумуляторной батареи типа ВК318-Б Поиск по номеру
131-3705050-Б Резистор цепи катушки зажигания СЭ326 Поиск по номеру
131-3706010-20 Датчик-распределитель 43.3706 в сборе Поиск по номеру
131-3707010 Свеча зажигания типа СН307-В в сборе Поиск по номеру
131-3708010-01 Стартер типа СТ2А в сборе Поиск по номеру
131-3709036 Переключатель света фар ножной типа П53 Поиск по номеру
131-3710136-Б Выключатель типа ВК-403 в сборе Поиск по номеру
131-3710142 Выключатель типа ВК38-Б в сборе Поиск по номеру
131-3710600-01 Выключатель управления реле типа 4607.3710 в сборе Поиск по номеру
131-3711010-А Фара типа ФГ122П в сборе Поиск по номеру
131-3712010-Б Фонарь передний типа ПФ133А в сборе Поиск по номеру
131-3713230-Б Патроны ламп освещения приборов с проводами типа ПП126-К в сборе Поиск по номеру
131-3714320 Фонарь освещения кабины типа ФП12-Б в сборе Поиск по номеру
131-3715020 Штепсельная розетка типа ПС400 в сборе Поиск по номеру
131-3716010-Б Фонарь задний типа ФП133А Поиск по номеру
131-3717010 Фонарь освещения номерного знака типа ФП134 в сборе Поиск по номеру
131-3720010-А2 Выключатель сигнала торможения типа ВК13-Б в сборе Поиск по номеру
131-3721300-А Сигнал-зуммер типа С205-Б в сборе Поиск по номеру
131-3727012-А Фара-прожектор типа 17.3711 с рукояткой в сборе Поиск по номеру
131-3733010 Электромагнит привода воздушного клапана типа РС326 в сборе Поиск по номеру
131-3734010 Коммутатор транзисторный типа ТК200 в сборе Поиск по номеру
131-3734012 Вибратор аварийный типа РС 351 в сборе Поиск по номеру
131-3810090-Б Манометр давления воздуха в шинах типа МД223-Б в сборе Поиск по номеру
131-7904044 Фильтр конденсаторный типа ФР132 Поиск по номеру
150Ю-3713240 Патрон контрольной лампы Поиск по номеру
150Ю-3713300 Переключатель типа П20-А2 в сборе Поиск по номеру
150Ю-3715020 Штепсельная розетка типа 47К в сборе Поиск по номеру
150Ю-3722150 Предохранитель термобиметаллический типа ПР2-Б Поиск по номеру
150Ю-3723032 Панель соединительная трехконтактная типа ПС1-А2 в сборе (для моделей 131Н и 131НА с односкоростной коробкой отбора мощности) Поиск по номеру
150Ю-3723076 Панель двухконтактная типа ПС4-А2 в сборе Поиск по номеру
152Ю1-7904030 Фильтр радиопомех цепи катушки зажигания типа ФР82-Ф в сборе Поиск по номеру
155Ю-3713300 Выключатель типа ВК26-А2 в сборе Поиск по номеру
157Г-7904200 Конденсатор электродвигателя отопителя типа КБП-С 125-40-1 +/-20% Поиск по номеру
157КЮ-3730020 Электродвигатель вентилятора типа МЭ11 в сборе Поиск по номеру
164Ю-3716110 Розетка штепсельная прицепа типа ПС300А-100 в сборе Поиск по номеру
164Ю-3723079 Панель соединительная пятиконтактная типа ПС5 в сборе Поиск по номеру
164Ю-3726026 Прерыватель указателей поворота типа РС57 в сборе Поиск по номеру
164Ю-3803025 Контрольная лампа указателей поворота типа ПД20-Д Поиск по номеру
375-3701010 Генератор типа Г287Б в сборе

banga.ua

Поворот колес ЗИЛ 130: условия и принцип действия

Направление движения автомобиля меняется поворотом управляемых колес. При этом оси вращаются вокруг специальных цапф так, чтобы в плоскости они соприкасались в одном месте, которое называется центром. Он определяет радиус и кривизну разворота автомобиля.

У автомобилей повышенной проходимости может быть разное число пар управляемых колес, но увеличение их числа затрудняет привод управления, особенно когда управляемыми есть и задние колеса.

Для начала транспортное средство входит в зигзаг, при этом оно идет по неровному направлению. Тогда колеса больше не поворачиваются вокруг цапфы, происходит равномерный поворот машины с дугой окружности с заданным радиусом R и постоянной угловой скоростью.

Определение центра поворота автомобиля аналогичное определению центра твердого плоского тела. Если возвращается плоское твердое тело, то его центр разворота определяется скоростями любых двух его точек (а, б), проводя перпендикуляры к векторам скоростей (а и б) данных точек, в пересечении их графически определяем центр поворота тела. Одновременно определяется радиус и угловая скорость. В автомобиле «твердым телом» является рама (корпус), и точки а и б принадлежат раме, поэтому теорема о повороте твердого тела полностью относится и к автомобилю.

Однако для чистого качания колес при повороте автомобиля, когда они катятся без отклонения в сторону, необходимо, чтобы управляемые колеса возвращались на разные, но совершенно определенные углы. Это может быть выполнено в том случае, если при перемещении оси вращения всех колес автомобиля пересекаются в одной точке – центре поворота. Для выполнения последнего условия необходимо, чтобы продолжение боковых сторон рулевой трапеции пересекались на продольной оси автомобиля на расстоянии 3/4 L от передней оси.

Если автомобиль двухосный с одной парой управляемых колес, то условием чистого качания колес при развороте будет расположение центра поворота на оси неуправляемых колес. В трехосном автомобиле центр находится на пересечении осей передних колес и оси тележки, потому что пересечение с осями задних колес дало бы два центра поворота. Для уменьшения проскальзывания колес задних мостов при их смещении их оси максимально приближаются к оси тележки.

Цветная электрическая схема электрооборудования ЗИЛ 131 и 130 с описанием проводов

Многоцелевой грузовик ЗИЛ 131 многие годы использовался в армии, и после модернизации его продолжают эксплуатировать в различных отраслях народного хозяйства. В статье рассматривается электрооборудование грузовика, основные неисправности, дается схема электрооборудования ЗИЛ 131 цветная.

Особенности электрооборудования

С 1966 по 1086 год ЗИЛ 131 выпускался в неизменном виде (автор видео — Иван Зенкевич PRO автомобили).

Затем вышли три его модификации:

  • с карбюраторным двигателем;
  • с дизельным двигателем;
  • с неэкранированной проводкой для гражданских нужд.

Грузовик имеет высокие эксплуатационные качества, но кроме них в его конструкции есть особенности, которые отечественные производители не применяли на других машинах:

  • установлен бензиновый двигатель с 8-ю V-образным расположением цилиндров, имеющий 16 клапанов;
  • традиционная система зажигания заменена на бесконтактную, оборудованную электронным коммутатором;
  • использование экранированной герметичной электропроводки позволило эксплуатировать ЗИЛ 131 в любых погодных условиях.

Как определить неисправность?

Неполадки, связанные с электрооборудованием, можно определить по следующим признакам:

  1. Генератор: не дает зарядный ток, шум подшипников во время работы, зарядный ток большой силы.
  2. Стартер: не работает; не вращает коленвал двигателя; ротор вращается, но не вращает коленвал; при включении слышны частые щелчки втягивающего реле; после пуска мотора стартер не отключается.
  3. Аккумуляторная батарея: быстро разряжается; быстро уменьшается уровень электролита в батарее; из отверстий для вентиляции проливается электролит; во время зарядки незначительное повышение плотности электролита.
  4. Система зажигания: нарушены контакты в соединениях компонент системы зажигания, не запускается силовой агрегат.

Возможные неполадки проводки

Недостатком бесконтактной системы грузовика в былые времена являлось недостаточное количество электронных деталей и их надежность для эксплуатации в суровых погодных условиях.

Неполадки проводки могут возникнуть по причине:

  • обрыва цепи;
  • повреждения токоведущих элементов: жил, контактов, проводов;
  • плохого контакта в местах соединения;
  • окисление клемм и контактов;
  • повреждения изоляции;
  • отсутствия питания.

Обрыв в электрической цепи можно определить с помощью вольтметра или контрольной лампочки.

Оборванные провода нужно заменить целыми. Если нет возможности сделать замену, можно временно соединить оборванные концы провода, обмотав их изоляционной лентой.

Следует следить за чистотой контактов, иначе ток не сможет пробивать образовавшуюся из масла или окиси пленку.

Электрическая схема

В грузовом автомобиле ЗИЛ 131 установлена однопроводная система электрооборудования с номинальным напряжением 12 В. С корпусом машины соединены минусовые клеммы источников питания.

Фотогалерея «Схемы электрооборудования ЗИЛ»

Видео «О двигателе ЗИЛ 131 »

В этом ролике рассказывается о двигателе ЗИЛ 131 с описанием его работы (автор видео — Азбука Автозапчастей Острогожск).

— Транзисторная система

Снять экран и крышку распределителя.

Провернуть пусковой рукояткой коленчатый вал двигателя до совмещения красных меток, имеющихся на роторе и статоре распределителя.

Убедиться, что бегунок направлен в сторону выводного гнезда провода 1-го цилиндра на распределителе. Сверление на шкиве коленчатого вала при этом должно быть совмещено с рис­кой, обозначенной цифрой «б» (рис. 18), на указателе установки момента зажигания.

В случае несовпадения сверления, имеющегося в шкиве колен­чатого вала с рисками «9» или «б» на указателе установки мо­мента зажигания, выполнить установку зажигания.

Установка зажигания ЗИЛ-130

Устанавливать зажигание при сборке двигателя, а также на двигателях, с которых снимались распределитель и привод распределителя, необходимо в следующем порядке:

  1. Установить поршень первого цилиндра в верхней мертвой точке такта сжатия, для чего повернуть коленчатый вал до совмещения отверстия на шкиве коленчатого вала с меткой ВМТ на указателе установки зажигания, расположенном на датчике ограничителя максимальных чисел оборотов (положение а на рисунке).
  2. Расположить паз на валу привода распределителя в сборе так, чтобы паз был параллелен риске на верхнем фланце корпуса привода распределителя. В таком положении надо вставить привод распределителя в гнездо блока, причем перед началом указанной операции необходимо расположить отверстия в нижнем фланце корпуса привода точно над резьбовыми отверстиями под болты крепления корпуса распределителя к блоку.После того как привод распределителя станет на свое место, угол между осью паза на валу привода и осью, соединяющей отверстия на верхнем фланце корпуса распределителя, должен быть в пределах ±15°.При большем угле следует переставить шестерню привода относительно шестерни распределительного вала на один зуб, сохраняя величину угла в заданных пределах. При этом паз на валу привода должен быть смещен к переднему концу двигателя.Если при этом корпус привода не удается установить так, чтобы не было зазора между его нижним фланцем и фланцем на блоке (что говорит о несовпадении шипа на валу привода распределителя и паза на валу масляного насоса), необходимо провернуть коленчатый вал двигателя на два оборота с одновременным легким надавливанием на корпус привода распределителя.
  3. Повернуть коленчатый вал двигателя на величину установочного угла опережения зажигания; для этого, вращая коленчатый вал двигателя пусковой рукояткой, совместить в конце второго оборота отверстие в шкиве коленчатого вала с риской 9 на указателе установки момента зажигания (положение б на рисунке).
  4. Освободить болт крепления пластины к распределителю и вставить распределитель в гнездо привода распределителя так, чтобы октан-корректор был направлен вверх. В этом случае электрод ротора будет находиться против клеммы первого цилиндра на крышке распределителя.
  5. Снять крышку с распределителя, устранить зазоры в цепи его привода (взявшись за бегунок, повернуть до упора вал распределителя против часовой стрелки), включить зажигание и поворачивать корпус распределителя против часовой стрелки до появления искры между концом центрального провода, идущего от катушки зажигания, и массой (зазор между концом провода и массой должен быть 2—3 мм).

При таком положении корпуса распределителя следует затянуть болт крепления пластины к распределителю.

Проверить правильность установки проводов в крышке распределителя в соответствии с порядком зажигания в цилиндрах (1—5—4—2—6—3-7-8).

Перед установкой зажигания проверить и, если требуется, отрегулировать зазор между контактами прерывателя, а также совместить указательную стрелку верхней пластины октан-корректора с риской О на нижнем пластине.

Установку зажигания в двигателях, с которых снимался распределитель для регулировки и ремонта, но не снимался привод распределителя, нужно производить в соответствии с указаниями пп.3-6.

Установку зажигания на двигателях, на которых снимался ни распределитель, ни его привод, необходимо производить в соответствии с указаниями пп.3, 5, 6, немного отвернув перед операцией, указанной в п.5, болт крепления пластины к распределителю.

Установку зажигания на двигателе в соответствии с применяемым сортом топлива необходимо уточнить с помощью шкалы на верхней пластине распределителя (шкала октан-корректора) путем дорожных испытании автомобиля с грузом до появления детонации следующим образом:

  1. Прогреть двигатель и двигаться по ровному участку дороги на прямой передаче с установившейся скоростью.
  2. Резко нажать до отказа на педаль управления дроссельной заслонкой и держать ее в таком положении до тех пор, пока скорость возрастет до 60 км/ч. При этом надо прислушиваться к работе двигателя.
  3. При сильной детонации на указанном в п.2 режим работы двигателя вращением гаек октан-корректора переместить указанную стрелку верхней пластины по шкал в сторону знака «—».
  4. При полном отсутствии детонации на указанном в п.2 режиме работы двигателя вращением гаек октан-корректора переместить стрелку верхней пластины по шкале в сторону, отмеченную «+».

В случае правильной установки зажигания при разгоне автомобиля будет прослушиваться легкая детонация, исчезающая при скорости 40-45 км/ч.

Источник

Схема электропроводки ЗИЛ 131, замена проводки своими руками: инструкция, фото и видео

Армейская версия многоцелевого грузового ЗИЛ 131 приступила к несению военной службы с 1966 года. Многие экземпляры и по сей день исправно работают, и не только на своих боевых постах, но и в хозяйстве многих предприятий и организации России.

Вот он – герой нашей статьи

Модификации

Автомобиль в неизменном виде продержался на конвейере до 1986 года, когда в планах автозавода появился:

  1. ЗИЛ 131Н – модернизированный вариант с карбюраторным двигателем;
  2. ЗИЛ 131Н1 (Н2) с дизельными двигателями;
  3. ЗИЛ 131А – с обычной схемой проводки (неэкранированной) для гражданских заказчиков.

Узнайте также все нюансы схемы электропроводки Нива Шевроле.

Особенности электрооборудования

Помимо высоких внедорожных качеств, которыми наделен «сто тридцать первый», есть особенности конструкции, ранее не применявшиеся в отечественном автомобилестроении:

  1. Бензиновый 8-ми цилиндровый 16-ти клапанный двигатель;
  2. Бесконтактная система зажигания с электронным коммутатором;
  3. Автомобильный генератор переменного тока увеличенной мощности;
  4. Экранированная герметичная электропроводка ЗИЛ 131.

Фото: цветная обучающая инструкция – зажигание и его основные узла

Бесконтактная система зажигания

На автомобилях ЗИЛ 131 впервые применили бесконтактную систему зажигания, отличавшуюся от традиционной улучшенными параметрами искрообразования:

  1. В контактной системе постоянный ток от аккумулятора проходит через первичную обмотку катушки зажигания;
  2. В бесконтактной – в цепи между АКБ и катушкой подключается конденсатор;
  3. Он накапливает высокое напряжение, заряжаясь электронной схемой.

В свою очередь, электронная схема состоит из:

  1. преобразователя напряжения, заряжающего накопительный конденсатор;
  2. электронного ключа, подключающего данный конденсатор к катушке зажигания.

Конструкторы предусмотрели регулировку узлов своими руками

Особенности и недостатки бесконтактной системы

Недостатком бесконтактной системы в те годы являлся дефицит электронных компонентов и их надежность при многолетнем использовании в суровых условиях.

Применительно к ЗИЛ 131:

  1. проводка ЗИЛ 131 выполнялась экранированной, однако ее качество оставляло желать лучшего;
  2. на автомобилях первых лет выпуска не удавалось обеспечить длительность импульса конденсаторов;
  3. конструктивная сложность применяемых тиристоров и транзисторов требовала дополнительного обучения автомехаников и водителей.

https://youtube.com/watch?v=h8uhNvVhtEI

Выводы

Надеемся, что представленные в статье схемы основных систем и видео помогут вам в обслуживании транспортного средства. А автомобиль выполнит все возложенные на него задачи.

Разбирайтесь также в тонкостях проводки ВАЗ 2109 (мастер-класс под капотом).

Соединение приборов системы освещения и сигнализации

Строительные машины и оборудование, справочник

Причины разрядки аккумулятора ВАЗ 2110

Категория:

Электрооборудование автомобилей

Все приборы системы освещенйя и световой сигнализации соединены между собой и с источником тока проводами по однопроводной системе, при которой вторым проводом являются металлические части автомобиля — масса.

Для удобства монтажа провода имеют различную расцветку. Провода, идущие в одном направлении, объединяются в пучки с общей предохранительной оболочкой. Пучки прикреплены на шасси автомобиля скобами. Провода между собой соединены промежуточными колодками с клеммами.

Схема системы освещения и световой сигнализации автомобиля ЗИЛ-130 приведена на рис. 1. В систему входят: две передние фары с двухнитевыми лампами ближнего и дальнего света; два подфарника с двухнитевыми лампами габаритного света и указателя поворотов; колодки соединительных клемм 3; задние фонари с лампами заднего света и лампами стоп-сигнала и указателя поворота; плафон кабины; подкапотная лампа; штепсельная розетка для переносной лампы; штепсельная розетка для прицепа; лампы освещения приборов; контрольная лампа 46 указателя поворотов; контрольная лампа дальнего света фар; главный переключатель света; ножной переключатель света; выключатель плафона; переключатель указателя поворотов с прерывателем и контрольной лампой; включатель стоп-сигнала; тепловые биметаллические предохранители. Система освещения питается от общих источников тока: генератора и аккумуляторной батареи, включенных в систему освещения через клеммы реле-ргегулятора, клеммы замка зажигания, контрольную лампу зарядки батареи, клемму тягового реле стартера и клемму вспомогательного реле. Переключатель указателя поворотов соединен с источниками тока через замок зажигания и действует только при включенном зажигании.

Рис. 1. Схема системы освещения автомобиля ЗИЛ-130

Электрическая цепь на переднюю фару следующая. При питании от батареи: плюсовая клемма батареи — провод — клемма тягового реле стартера — провод — клемма вспомогательного реле 14 стартера — провод — клемма замка зажигания — клемма кнопочного термобиметаллического предохранителя 26 — термобиметаллический предохранитель — главный переключатель света — провод — ножной переключатель — провод — спираль накала лампы передней фары — масса — минусовая клемма батареи.

При питании от генератора ток сначала идет по следующей цепи: плюсовая щетка и клемма Я генератора — провод — клемма Я реле-регулятора — обмотки ограничителя тока и реле обратного тока — клемма Б реле-регулятора — провод — клемма тягового реле стартера и далее по тому же пути, что и для батареи. Проходя через спираль накала лампы на массу, ток возвращается в генератор через минусовую его щетку. По аналогичной цепи ток идет к другим световым точкам.

Читать далее: Уход за системой освещения и световой сигнализации и ее основные неисправности

Категория: — Электрооборудование автомобилей

Виды систем зажигания

Существует три вида систем зажигания:

  1. Контактная. Она является устаревшей и встречается на старом отечественном автотранспорте. Управляет и распределяет электроэнергию в ней механическое устройство – прерыватель-распределитель. Более современным вариантом контактной системы стала контактная транзисторная СЗ. Новшеством в ней является использование транзиторного коммутатора в первичной цепи катушки.
  2. Бесконтактная. В этой системе, называемой еще транзисторной, управление накоплением заряда осуществляется транзисторным коммутатором (электромагнитным генератором электрических импульсов), который взаимодействует с бесконтактным регулятором импульсов. Коммутатор в этой системе играет роль прерывателя. Распределяется высоковольтный ток механическим прерывателем.
  3. Электронная. Управляет процессом ЭБУ. В ранних версиях этой системы ЭБУ управлял не только СЗ, но и системой впрыска топлива. В последних версиях управляет зажиганием система управления двигателем.

Контактный

Контактная СЗ (КСЗ) — самая старая, но имеет еще широкое распространение из-за большого количества старых автомобилей. Ее основное преимущество – надежность. Благодаря простой конструкции в ней мало встречается неисправностей, поэтому и выходит из строя она редко. Да и ремонт узлов и механизмов системы очень дешевый и выполнимый самостоятельно.

КСЗ состоит из следующих компонент:

  • источника питания (аккумуляторной батареи);
  • механического прерывателя;
  • распределителя;
  • катушки;
  • замка;
  • свечей.

Принцип работы простой. От источника питания поступает напряжение, которое проходя через катушку, преобразовывается в высоковольтный ток. При размыкании контактов образуется искра. Это должно четко совпадать с моментом, когда заканчивается такт сжатия в цилиндре. Возникшая искра воспламеняет ТВС.

Особенностью системы является то, что работает она за счет контактов. Это является и ее недостатком, так как изнашиваются механические детали и ухудшается искрообразование.

Бесконтактный

На современных машинах в основном установлено бесконтактная СЗ (БСЗ). Эта система имеет преимущества перед предыдущей, так как не зависит от размыкания контактов. Получаемая искра имеет большую мощность. Основным элементом БСЗ является транзисторный коммутатор, работающий в паре с особым датчиком.

Электромагнитный генератор обеспечивает стабильность работы и подачу электроэнергии на все узлы. Благодаря его функционированию в двигателе вырабатывается большая тяга и экономится топливо. Независимость от работы контактной группы гарантирует качественное искрообразование.

Преимуществом БСЗ является простота техобслуживания. Для того чтобы система работала стабильно и долгий срок, нужно регулярно смазывать вал в трамблере. Сервисное обслуживание следует выполнять через каждые 10 тыс. км пробега. Недостатком является сложный ремонт. Для выявления неисправностей нужно иметь специальное оборудование для диагностики, поэтому самостоятельно починить БСЗ не удастся.

Электронный

Данная система установлена на большинстве современных иномарок. В ней отсутствуют механические движущиеся детали, поэтому нет проблем с окислением контактов и перебоями с искрообразованием. Работой системы управляет блок с помощью специальных датчиков, используется трамблер с датчиком холла.

Благодаря электронике образование и подача искры на цилиндры осуществляется с большей точностью и надежностью, чем у предыдущих СЗ. За счет этого увеличивается мощность силового агрегата, улучшается его работа, уменьшается расход горючего. Компоненты, входящие в СЗ имеют высокую надежность.

В электронной СЗ проще регулировать угол сопряжения, ток стабильнее. Рабочая смесь в цилиндрах почти вся сгорает, что увеличивает чистоту выхлопных газов. Сложность конструкции делает почти невозможным самостоятельный ремонт в гараже. Поэтому приходиться обращаться в специализированные центры, которые оснащены новейшим оборудованием.

На автомобиле ЗИЛ 130 установлена транзисторная СЗ, что упрощает его эксплуатацию и ремонт, который не должен вызвать проблем.

Электросхема на ЗИЛ-13

Многофункциональный и эффективный транспорт включает однопроводную систему электрической техники с рабочим оптимальным показателем напряжения в двенадцать В, двухрядный двигатель на 8 цилиндров и расположенными деталями, которые размещены в виде буквы V. Клеммы минусового типа соединяют корпус с системой. Сцепление — однодисковое с гасителем крутильных колебаний и пластинчатыми пружинами. Ниже представлена цветная схема электрооборудования ЗИЛ-131 с подробным описанием каждого составляющего элемента. Знание порядка соединения элементов, правильность подключения, позволяет выполнять самостоятельно ремонтные и другие работы с электрической системой.


Условные обозначения к схеме ЗИЛ 131 электрическая: 1 — фонарь 2 — габарит передний 3 — сигнал боковой поворота 4 — генератор 5 — реле зарядки 6 – лампа подсветки двигателя 7 – экстренный вибратор системы зажигания 8, 12 – свеча и катушка зажигания 9 – трамблер бесконтактный 10 – коммутатор транзисторного типа 11 – дополнительное резисторное оборудование 13 – подавление радиационных помех автомобиля в цепях питания 14 – температурный показатель охлаждаемого вещества 15 – контрдатчик превышения температуры 16 — электросигнал 17 — реле подключения переднего моста 18 — реле втягивающее на стартере 19 – фильтрация конденсаторного типа 20 — пусковой агрегат системы двигателя 21 – рация 22 — звукоизлучатель (звуковой сигнал) 23 — двигатель печки 24 — конденсатор электрического мотора обогревателя 25 — резистор двигателя печки 26 — двигатель вентилятора 27, 33 — включение/выключение распознавательной световой сигнализации 28 – датчик педали тормоза 29 – кнопка дальнего света 30, 31 — плафон для включения света внутри машины 32 – скользящая каретка 34 — тумблер топливных показателей 35 – отключение оборотов печки 36 – плафонный выключатель 37 — работа крыльчатки 38, 39 – переключение/выключение для фар 40 — узловой переключатель 41 — контрлампа включения 42 – регулятор тормозных сил 43 – датчик, указывающий на показатель давления 44 — щиток 45 – лампа 46 — контрлампа поворотного указателя 47 – датчик скорости 48 — контрлампа максимальной температуры жидкости 49 — контрлампа светового излучения 50 — показчик воздушного давления в колесах 52 – реле-прерыватель датчиков поворота 53 – вращающий механизм для передачи электротока 54 – сигнализация руля 55 – поворотный переключатель 56 – предохранитель розетки 57 — регулятор 58 — замок 51, 59, 60 – предохранители 61 – аккумулятор (источник питания) 62 — масса 63 – магнит, управляющий мостом 64 и 68 — фиксация горючего 65 — выключение клапана 66 — отключатель контрлампы 67 – прицепная розетка 69 — розетка 70 – габарит 71 – подсветка госномера 72 – сигнальный выключатель.

Устройство системы зажигания

На рисунке представлена система зажигания, которая применяется в бензиновых автомобилях.

Рассмотрим более подробно устройство и схему системы зажигания авто.

Основные элементы:

  • источник питания (аккумуляторная батарея и автомобильный генератор);
  • накопитель энергии;
  • выключатель зажигания;
  • блок управления накоплением энергии (микропроцессорный блок управления, прерыватель, транзисторный коммутатор);
  • блок распределения энергии по цилиндрам (электронный блок управления, механический распределитель);
  • свечи зажигания;
  • высоковольтные провода.

Источником питания для системы зажигания выступает аккумуляторная батарея непосредственно в момент запуска мотора, и генератор во время работы двигателя.

Накопитель применяется для аккумуляции и преобразования достаточного количества энергии, которая используется на создание электрического разряда в электродах свечи зажигания. Современная система зажигания автомобиля может применять емкостной или индуктивный накопитель.

Индуктивный накопитель представляет собой катушку зажигания (автотрансформатор), первичная обмотка у которой, подключается к полюсу плюсовому, а минусовой полюс подключается через устройство разрыва. В процессе работы устройства разрыва, возьмем для примера кулачки зажигания, в первичной обмотке наводится напряжение самоиндукции. В это время во вторичной обмотке создается повышенное напряжение, необходимое для пробоя на свече воздушного зазора.

Емкостной накопитель представлен в виде емкости, которая заряжается при помощи повышенного напряжения. В нужный момент отдает всю энергию на свечу зажигания.

Блок управления накоплением энергии предназначен для определения начального момента накопления энергии, а также момента его передачи на свечу зажигания.

Выключатель зажигания – электрический или механический контактный блок для подачи в систему зажигания напряжения. Выключатель зажигания многим автомобилистам известен, как «замок зажигания». Ему отводится две функции: подача напряжения непосредственно на втягивающее реле стартера и подача напряжения в бортовую сеть автомобиля.

Устройство распределения по цилиндрам применяется для подачи в определенный момент энергии к свечам зажигания от накопителя. Данный элемент системы зажигания двигателя состоит из блока управления, коммутатора и распределителя.

Автомобилистам наиболее известно это устройство, как «трамблер», который является распределителем зажигания. Трамблер распределяет по проводам высокое напряжение на свечи цилиндров. Как правило, в распределителе присутствует кулачковый механизм.

Свеча зажигания – устройство с двумя электродами, которые находятся друг от друга на определенном расстоянии от 0.15 до 0,25 мм. Свеча состоит из фарфорового изолятора, который плотно насажен на металлическую резьбу, электродом служит центральный проводник, а вторым электродом выступает резьба.

Высоковольтные провода представляют собой одножильные кабеля с усиленной изоляцией. Проводник может быть выполнен в виде спирали, что поможет избавиться от помех в радиодиапазоне.

Принцип работы системы зажигания

Разделим работу системы зажигания на следующие этапы:

  • аккумуляция электрической энергии;
  • трансформация (преобразование) энергии;
  • разделение по свечам зажигания энергии;
  • образование искры;
  • разжигание топливно-воздушной смеси.

На примере классической системы зажигания рассмотрим принцип работы. В процессе вращения вала привода трамблера приводятся в действие кулачки, подаваемые на обмотку первичную автотрансформатора напряжение 12 вольт.

В момент подачи напряжения на трансформатор, наводится ЭДС самоиндукции в обмотке и вследствие этого, возникает высокое напряжение до 30000 вольт на вторичной обмотке. После чего в распределитель зажигания (бегунок) подается высокое напряжение, который в момент вращения подает напряжение на свечи. 30000 вольт достаточно, чтобы пробить воздушный зазор свечи искровым зарядом.

Система зажигания автомобиля должна быть идеально отрегулирована. Если будет позднее или раннее зажигание, то двигатель внутреннего сгорания может потерять свою мощность или появится повышенная детонация, а это очень не понравится вашей шестерке (ВАЗ 2106).

Также на эту тему вы можете почитать:

Volvo S40 2003-2013 годов на вторичном рынке

Suzuki Grand Vitara 2005 года на вторичном рынке

Расход топлива Mazda CX 7 не такой большой и не превышает 15 л

Что выбрать: тосол или антифриз?

Карбюратор для ВАЗ 2109 (Лада Самара) прост в обслуживании

Alex S 12 октября, 2013

Опубликовано в: Полезные советы и устройство авто

Метки: Как устроен автомобиль

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector